Обзоры гонок Formula 1, чемпионат 2008 г

Галина Рыженкова
ПРИМЕЧАНИЕ.
Нет обзоров ГП Германии, ГП Сингапура, ГП Японии и ГП Бразилии. Они появятся в ближайшее время.

ГП Австралии

К гонке мало кто оказался готов. Исключение - восемь пилотов, получивших очки в первом Гран-при сезона, семь из которых добрались до финиша. И среди них не было никого из "Феррари"...

Злоключения "Феррари".
У Скудерии первая серьезная неприятность произошла в квалификации: на машине Кими возникли проблемы с давлением топлива, и на стартовой решетке он был только 15-м. Вся надежда оставалась скорость, умелое пилотирование, стратегию с 1 пит-стопом и "обстоятельства". Масса в бой ушел с 4-й позиции. И ему было бы легче, чем Кими, стать первым. Только казалось, что легче...

В первой половине гонки Райкконен и Масса быстро поменялись расположением: первый, выполняя поставленную задачу "всех быстро пересидеть", отлично стартовал и прорывался - пока ему не "повезло" застрять за Баррикелло; второй же "летал" по всем уголкам трассы, оказываясь то в конце пелетона, то в боксах, пока, наконец, не наткнулся на Култхарда.
Тем временем Хэмилтон и Ковалайнен (Кубица, занявший в квалификации 2-е место, быстро остался не у дел) ушли в отрыв. Авария "Масса -- Култхард" вызвала второе появление пейс-кара (первое было в cамом начале гонки, когда произошло множество столкновений в задних рядах). Вроде повезло пилотам Феррари - Фелипе невредим, гонка как бы начинается сначала, отрыв Хэмилтона съеден, и остается только дождаться, пока машина безопасности уйдёт...

Она ушла. Почти одновременно с ней гонку покинул Масса, а Кими, попытавшись обогнать Ковалайнена, вылетел с трассы и потерял кучу мест и времени! Райкконен упорный, он возвращается (последним, конечно, 11-м), он догоняет Глока, атакует - и снова ошибка при обгоне, машину Кими разворачивает. Увы, опять надо догонять. Но Райкконену везет: Глок разбивает свой болид, на трассе снова пейс-кар (спутавший, надо сказать, карты Ковалайнену и Баррикелло).
После рестарта Кими, оказавшийся впереди Хейки и Алонсо, необъяснимым образом пропускает вперед обоих. Интересный получился эпизод: хитрож хитрый Алонсо обогнал Ковалайнена, обгонявшего Райкконена. Кими теряет скорость... Как оказалось, у него проблемы с машиной. Отмучился финн за 4 круга до финиша.

Вывод из всего этого только один: "Феррари" к этой гонке оказалась совершенно не готова. Если оставить в стороне технические проблемы - количество ошибок Кими и Фелипе в первой же гонке сезона, наверное, перекроет все их прошлогодние промашки. Позор. Можно утешать себя тем, что это только первая гонка и что всё еще впереди. Но задуматься есть над чем - и не только задуматься, но и срочно исправлять ситуацию, не впадая в панику; иначе тревожные звоночки очень могут очень быстро превратиться в рёв сирены.

Несколько слов об остальных.
Хэмилтон выиграл ГП Австралии - спокойно, кажется даже, что без каких-либо особых усилий.
Ковалайнен гонку проиграл - как, возможно, потерял и право на "равенство" с напарником: да, ему не повезло с пит-стопом и пейс-каром, но места на подиуме он лишился из-за собственных ошибок: сначала, увлекшись борьбой с Кими, он выпустил вперед Алонсо, а затем, потратив несколько кругов, чтобы догнать и обойти испанца, просто отдал Фернандо только что завоеванную позицию.
Алонсо же в обоих эпизодах стоит только похвалить, да и вообще, отличная у него получилась гонка. Выходит, и "Макларену" нос утёр, и мастерство показал, и "Рено" вытащил, и "Феррари" сделал толстый намёк (кстати, я бы его там хотела теперь видеть... после таких подвигов-то).
Баррикелло... Во-первых, мои поздравления с 6-м местом и первыми с 2006 г. очками (если их, конечно, не отберут за выезд с пит-лейн на красный свет). Во-вторых: всё могло бы быть гораздо лучше, если бы не дурацкий штраф. Повторилась пара ситуаций прошлого сезона, когда Рубенс вроде бы был на волосок от очков, но оставался ни с чем. Может, уже начала действовать "рука Брауна"?
Хайдфельд, Росберг и Накаджима провели отличный ГП - каждый из них добился замечательного для себя результата.
Из тех, кто сошел, хочется отметить Бурде: если бы не мотор, он стал бы героем ГП Австралии, забравшись на медленной "Торо Россо" на 4-е место. Увы. Но 1 очко он таки заработал.

UPDATE: Накаджиме за столкновение с Кубицей выписали штраф - смещение на 10 позиций вниз на старте в Малайзии. За ГП Австралии же он получает не 2 очка, а 3, Бурде - 2 вместо 1, а Райкконен - 1: Баррикелло все-таки дисквалифицирован.
 
ГП Малайзии

Особенно расписывать нечего: Райкконен выиграл, цель отыграться наполовину достигнута, гонка у Кими была отличная, а уж скучная или нет - другой вопрос...
Конечно, ожидался дубль "Феррари" - но кто ж знал, что Масса, потерявший лидерство после 1-го пит-стопа, то ли от расстройства, что Кими снова "сделал" его на дозаправке, то ли по невнимательности вылетит с трассы - и вылетит насовсем? А вот так и вышло. Похоже, что он вполне самостоятельно идет (нет, даже бежит!) верной дорогой к званию "пилот номер два".

"Макларены" в гонке не тянули. Штраф, который на них наложили в результате жалобы Алонсо (он точно вовсю работает на свое светлое (?) будущее - в "Феррари" :)) и Хайдфельда, конечно, сильно повлиял на их стартовую позицию - Хейки с 3-го места опустился на 8-е, Хэмилтон - с 4-го на 9-е. Но где же скорость в гонке? Они шли на равных с "БМВ", "Ред Буллом", "Тойотой". Хэмилтон только на втором пит-стопе смог обойти Уэббера... Возможно, если бы не задержка в боксах до 19 с на первой дозаправке, Хэмилтон стал бы третьим, а то и вторым, но увы. Второе место досталось Кубице - в этот раз поляк провел отличную гонку, третье - Ковалайнену.

Трулли удивил. Вполне возможно, что его 4-е место (и хорошая квалификация) при наличии в гонке почти всех лидеров - не случайность, и "Тойота" начала просыпаться. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы проснулась и "Хонда"... в Малайзии Баррикелло опять схватил штраф, Баттон занял только 10-е место. Зато расцветка у болидов красивая.

ГП Бахрейна

Масса, видимо, взял себе за правило после первых неудачных гонок самоутверждаться в Бахрейне: так, в 2007-м он был здесь победителем, одержал отличную победу и в этом году. Не вполне удалась ему только квалификация, где его опередил севший на диету Кубица. Однако на старте Фелипе легко "съел" поляка и далее уступал лидерство только при заездах на пит-стопы.

От Райкконена, проигравшего было Ковалайнену, но потом не только возвратившего себе позицию, но и обогнавшего Кубицу, можно было ожидать повторение малазийского маневра (просидеть за напарником первый отрезок, сделать дозаправку позже, чем он, и после собственной выйти вперед), но он так не поступил. Собственно, ему это было и не особо нужно - свои 8 очков он получил и стал лидером чемпионата, так никуда пока и не торопясь. Наконец-то "красные" делают дубль - что еще надо для счастья? :)

Несколько удивил Хэмилтон - плохой старт, глупое столкновение с Алонсо (могло показаться, что испанец "подставился", как тогда с Култхардом на ГП Европы - 2003, но на этот раз всё было чисто), отбросившее Хэма далеко назад, совершенно невыразительная гонка, странные жесты при обгонах тех, кто и не должен был уступать ему дорогу... В общем, отвратительно. Да и вообще "Макларены" вторую гонку подряд выступают неважно. А BMW наоборот: Кубице всё-таки удалось зацепиться за подиум; Хайдфельд, показав ближе к концу гонки маленький спектакль "Догонялки", стал четвертым, а в Кубке конструкторов команда теперь и вовсе лидирует. Правда, ее отрыв от "Феррари" - всего лишь одно очко. Едем в Европу...

ГП Испании

И снова дубль "Феррари"! Райкконен первый, Масса - второй.

Хэмилтону наконец удалось попасть на подиум, правда, по скорости "Макларен" снова заметно уступал "Феррари". Повезло и не повезло Хейкки: гонка для него складывалась не так плохо вплоть до страшной (во всяком случае, так выглядело со стороны) аварии... Обошлось, с финном всё в порядке.

"Не повезло" - не оценка и не оправдание, но в этой гонке вообще было много "невезунчиков" - тех, кто не по своей вине либо выбыл, либо не получил очки. Это Феттель, который снова попал в аварию на первых кругах. Алонсо, начавший домашнюю гонку с "огоньком" (квалифицировался испанец на отличном 2-м месте) и с огоньком же ее закончивший: сгорел мотор. Хайдфельд, которому помешало "правило дозаправки во время появления пейс-кара", - Ник из двух зол: получить штраф или выбыть из гонки (закончилось топливо) - выбрал первое. Баррикелло, который в этот раз с пит-стопом в режиме пейс-кара успел, но, выезжая из боксов, зацепился "носом" за машину Физикеллы и вскоре вынужден был сойти. Росберг, которого подвел мотор...

В итоге до финиша в Барселоне добралось 13 машин. И наверняка в числе тех, кто особенно порадовался этому ГП, был Дженсон Баттон: 6-е место и первые 3 очка для него самого и для "Хонды". Говорят, что "система Брауна" заработала.
 
ГП Турции
"Трасса Массы"

В том, что в воскресенье выиграет бразилец, если не произойдет ничего экстраординарного, сомнений не было. Масса побеждал здесь и в прошлом, и в позапрошлом году, стартовал с поула, да и вообще у него тут всё всегда получается. От Кими я ждала второго места, даже несмотря на его неважную квалификацию (4-я позиция) и проблемы в субботу. Однако дубля не получилось.

Масса отлично стартовал, Райкконен – плохо: он пропустил Кубицу и Алонсо и (как стало известно уже после гонки) столкнулся с Ковалайненом, в результате чего повредил машину. Хейки же в этой мини-аварии прокол колесо, поехал в боксы – и, в общем-то, гонка для него была потеряна. В дальнейшем Райкконен смог отыграть обе потерянные позиции: Алонсо он обогнал в «чистом бою», а Кубицу – на первом пит-стопе. Возможно, то, что финн до первой дозаправки просидел за поляком и позволил Массе и Хэмилтону уйти в отрыв, и не позволило ему занять в ГП Турции второе место.

Отдельно о Хэмилтоне. Вначале никаких особенных опасений он не вызывал: Масса сумел создать отрыв в 1,5 сек. и даже проехал быстрейший круг. Но затем вдруг Хэмилтон резко активизировался, начал штамповать быстрейшие круги и на свой первый пит-стоп ушел хотя и намного раньше бразильца, но «съев» отрыв до 0,5 сек.! Дозаправка была на удивление короткой – 6,4 сек., в то время как в «Феррари» пит-стопы прошли стандартно: ~8 сек. Дальше началось странное. Массе удалось выехать впереди Хэмилтона, но тот мгновенно догнал бразильца – и так же мгновенно обошел его! Фелипе, то ли проспав, то ли долго разгадывая маневр соперника, нервно дернулся в сторону... совсем не ожидал атаки? Хэмилтон уносится вперед, и отставание Массы скоро превращается в совсем неприличное: около 8 сек. Закрадывается подозрение: а не легче ли его машина, чем болид Массы? Ведь скорость бразильца но отношению к другим пилотам не снижается, видимых проблем нет. И когда Хэмилтон - снова раньше остальных лидеров - заезжает в боксы, догадка подтверждается: дозаправка вновь очень короткая – 6,3 сек., кроме того, появилась информация, что топлива, которое залили Хэмилтону, до конца гонки не хватит. Ложная тревога… После своей третьей дозаправки Хэмилтон выезжает на трассу впереди Кими – но отставание совсем небольшое. Финн начал было прессинговать, но потом успокоился.

Так что упрекнуть «Феррари» можно только в том, что Масса чересчур нервно повел себя, когда Хэмилтон его обгонял, - или слишком протормозил с реакцией, а Райкконен не попытался прыгнуть выше головы.

Ковалайнен, всю гонку догоняя и обгоняя, очков добыть так и не сумел, а Кубица с Хайдфельдом показали вполне себе «крепкие» результаты, уступив только «Феррари» и Хэмилтону. Росберг сумел выцарапать 8-е место, Алонсо продемонстрировал непотопляемость – довольно приличный результат, 6-е место, а 7-е досталось Уэбберу.
 
ГП Монако

Гонка проиграна "Скудерией" по всем пунктам - стратегия, скорость, внимательность, мастерство пилотов... А ведь как хорошо все начиналось: Масса был на поуле, Кими - вторым. В итоге бразилец занял только 3-е место (уступил Хэму и Кубице), а Райкконен и вовсе очков не заработал (9-й), проведя гонку из рук вон плохо ("помогли" ему и собственные механики - привезли штраф).

Вообще, гонка была очень интересной - особенно в самом начале, когда шел дождь и пилоты, демонстрируя умение ездить в "мокрых" условиях, постоянно меняясь местами. Примечателен тот факт, что среди опытных гонщиков было крайне мало не допустивших ошибок. Даже победитель Хэмилтон - и тот приложился к барьеру. Молодцы в этом плане новички - Феттель (5-е место) и Накаджима (7-й). Был бы героем дня и Сутиль, но ему не дал добраться до финиша Райкконен. Порадовал наконец Баррикелло - добыл целых 3 очка! Отличный подарок сделал себе на ДР (23.05). :)

А лидер чемпионата теперь Хэмилтон (38 очков). И если Кими и Фелипе чего-то хотят, нужно очень постараться больше ошибок не допускать. Впрочем, это относится ко всей команде. Рано расслабились.
 
ГП Канады

В квалификации всех порвал Хэмилтон. Следом за ним расположились Кубица, Райкконен, Алонсо (!), Росберг, Масса, Ковалайнен, Хайдфельд и Баррикелло. Причем большинство гонщиков жаловались на "проблемы с крошащимся асфальтом в 10-м повороте", чуть ли не громче всех по этому поводу выступал Кими, явно рассчитывавший на поул. За ночь асфальт заменили.

"Монреальские хроники"

Воскресенье в Канаде обещали интересное - что с дождем, что без дождя. Однако первые несколько кругов гонка "впереди" была довольно скучной, разве что Баррикелло выиграл две позиции - и довольно быстро вернулся на прежнее место, уступив потом и Накаджиме, да Росберг с Алонсо поменялись местами. В средней части пелетона было повеселее: Пике расправился с двумя "Тойотами" - сначала "съел" Глока, а потом довольно жестко обошелся с Трулли, был даже контакт. И вот на 14-м круге довольно спокойный ход событий нарушает Сутиль: его машина останавливается на обочине, причем довольно опасно. (К тому времени Хэм успел отъехать от Кубицы на 6 секунд, а Райкконен "прикатал" шины и поставил быстрейший круг, подобравшись к гонщику из Кракова почти вплотную.) Тут-то интересное и началось.

17-й круг: выпускают пейс-кар. Всё вроде бы спокойно, никто не ошибся и не понёсся в боксы сразу после появления машины безопасности. Массовый пит-стоп на 19-м круге: в боксах Хэмилтон, Кубица, Райкконен, Росберг, Алонсо, Масса, Ковалайнен, Пике, Бурдэ и Баттон. И тут происходит Большая Глупость. Райкконен и Кубица, дозаправившись, занимают параллельные траектории и останавливаются на выезде с пит-лейн: горит красный сигнал светофора. Не увидев красный свет и не притормозив, в Райкконена сзади врезается Хэмилтон. На Хэмилтона наскакивает Росберг. И Кими, и Хэм гонку покидают, Росберга срочно чинят, но и для него этот Гран-при испорчен. Все эмоции по поводу действий Хэма (самое мягкое высказывание было "что у него, глаза в жопе были или в пятках?") у меня закончились вчера. Кто-то может сказать, что Кими получил "за Сутиля" (финн вынес в Монако отлично проводившего гонку немца), но ситуации мало похожи: Райкконен потерял контроль над машиной (в гонке!), а Хэм на некоторое время потерял глаза и/или соображаловку (на дозаправке!). Инцидент был окончательно исчерпан после гонки: Хэмилтон и Росберг опустятся на 10 позиций на старте ГП Франции.

Вернемся к ГП Канады. У "Феррари" после "потери" Райкконена остается надежда на Массу. А с Массой тоже происходит непонятное - на 21-м круге от снова едет на дозаправку! (Потом выяснилось, что первый раз из-за поломки топливной магистрали его не смогли дозаправить.) Само собой, это отбрасывает его назад, хотя гонка еще продолжаеся "в режиме пейс-кара".
22 круг: рестарт. Преимущество получают те, кто планировал гонку с одной дозаправкой (они сейчас впереди), и те, кто избежал проблем на памятном массовом пит-стопе. Так, на первом месте с огромной скоростью едет Ник Хайдфельд, за ним Баррикелло, Накаджима, Уэббер, Култхард, Трулли, Глок, Физикелла, Феттель... Масса последний. Пике разворачивает, он пятится обратно на трассу - и пересекает ее прямо перед носом Фелипе, но тому удается среагировать и избежать контакта. Начинаются запланированные пит-стопы, и Ник выезжает с дозаправки впереди Кубицы и Алонсо, но скоро уступает (сам ли?) позицию поляку. Меж тем удается немного полидировать и Баррикелло, и Култхарду. Масса, прорываясь вперед, чуть ошибся при обгоне Уэббера, но вторая попытка завершилась удачно. А на 39-м круге бразилец и вовсе совершает подвиг: разом обгоняет Накаджиму и Баттона. Красиво и чисто! Алонсо штурмует позиции Ника, но, так и не подобравшись поближе, несколько раз поскальзывается. На 44-м круге испанец уже было обошел немца, но снова ошибся; Хайдфельд возвращает себе позицию, а Алонсо врезается в стену.

Драма "Ник vs. Роберт" продолжается - парень из Кракова едет недостаточно быстро. Кубицу предупреждают, что он должен увеличить скорость, чтобы после своей второй дозаправки остаться впереди Ника, поляк так и делает, и, выезжая с пит-стопа, становится лидером гонки. Масса продолжает творить чудеса: обгоняет сражающихся Баррикелло и Ковалайнена (Баррикелло затем финну всё-таки уступает). Затем Фелипе снова едет на пит-стоп (на этот раз всё по плану), который отбрасывает его с 4-го места на 7-е. (До этого, на 53-м круге разворачивает Физикеллу, его болид замирает у стены - это похоже на то, как остановился Сутиль, но менее опасно и эвакуатор оказывается рядом, так что пейс-кар на трассу не выезжает.) А у Баррикелло частично теряется запас везения: бразилец ошибается, вылетает на траву, и его обходят обе "Тойоты", а затем настигает и вновь обгоняет Масса. Но Рубенсу удается до конца гонки сдерживать Феттеля и Ковалайнена и заработать 2 очка (7-е место). Приключения Массы обгоном соотечественника не заканчиваются: он догоняет и начинает прессинговать Трулли; Глок, едущий перед этой парой, ошибается, блокирует напарника, и Массе удается вклиниться между "Тойотами"! Отличная гонка для бразильца; учитывая плохую квалификацию и проблемы на пит-стопе, 5-е место Фелипе - почти подарок.

А подиум таков: Кубица, Хайдфельд и... сам того не ожидавший Култхард (есть еще порох и ягоды, есть). Отдельно хочется отметить Феттеля: стартовал он с пит-лейн, последним; в непростых условиях и небольшой неразберихе сумел сориентироваться, успешно оборонял свою позицию от атак Ковалайнена и заработал одно очко! Кубице - поздравления с победой, он ее вполне заслужил (все "если бы" остаются лишь предположениями) - и теперь возглавляет чемпионат.

П. С. Понравился комментарий Кубицы к тому, что произошло на пит-лейн:
"Когда на трассе появилась машина безопасности, все одновременно свернули в боксы, но на выезде с пит-лейн горел красный свет, поэтому мы с Кими остановились. И вдруг я услышал звук сильного удара, и машина Кими дернулась вперед: я понял, что это Льюис".

ГП Франции

Гонка была бы совсем скучной, если бы не смена лидера (у стопроцентно выигрывавшего Кими возникли проблемы - и он облегчил задачу Массе, не став сопротивляться на намного более медленной, чем у напарника, машине) и не героическая оборона третьего места Ярно Трулли. Итальянец не пропустил ни Кубицу, ни Ковалайнена. Алонсо и стартовал не слишком удачно (потерял 2 места, потом одно отыграл), и в гонке особо не блистал: пит-стопы отбросили его еще больше назад, а в конце он и напарника, Нельсиньо Пике, вперед выпустил (уворачиваясь от кругового, ошибся в повороте). Хэмилтон... Ну да, многие надеялись, что он с 13-го места сможет прорваться на 5--7-е, но британец схлопотал еще один штраф (уже по ходу этого Гран-при), а потом особой резвостью на трассе не отличался. Про остальных сказать особенно нечего, разве что похвалю уже упомянутого Пике: молодец, не растерялся, завоеванную позицию не отдал, да и в целом у него гонка неплохая получилось - вот и первые очки в кармане.

ГП Великобритании

Этот сезон похож на качели: гонки то скучные, то насыщенные событиями так, что не успеваешь уследить за каждым эпизодом; то "сухие", то дождевые, то демонстрирующие блестящую форму команды "Феррари", то полностью "Скудерией" проваленные...

Итак, Гран-при Великобритании был дождевым, одним из самых ярких по событиям (и ошибкам) и абсолютно неудачным для "красной конюшни".

Во-первых, неважно прошла квалификация: Райкконен был 3-м, а Масса - лишь 9-м. Впрочем, здесь не слишком повезло и Хэмилтону (4-й), и Кубице (10-й). Поул выиграл - впервые в своей карьере - Ковалайнен, а вот второе место - неожиданно - Уэббер. Неплохо квалифицировались Ник Хайдфельд (в кой-то веки выше напарника, 5-й), оба гонщика "Рено" (Алонсо - 6-й, Пике - 7-й) и Феттель (!) - 8-я позиция. Но настраивались пилоты, судя по всему, совсем не на ливень...

А ливень над трассой разразился отменный. На старте Хэмилтон блестяще прорвался на второе место, и только тонкий и умелый прием Хейкки позволил финну остаться впереди. Ненадолго, правда: скоро Льюис, который был явно быстрее напарника и лучше "держал трассу", вышел вперед. Кими сохранил третью позицию и предпочел наблюдать за сражением впереди, хотя по скорости нисколько не уступал "Макларенам", а вот и Уэббера, и Массу развернуло - в гонку они вернулись последними. Култхард, привлекший к себе накануне всеобщее внимание тем, что объявил о завершении карьеры, Гран-при завершил гораздо быстрее, чем, собственно, карьеру, прихватив с собой Феттеля.

Машина Массы явно была настроена на сухие условия: бразильца снова разворачивает; а вот Алонсо явно в своей стихии - он прошел и напарника, и Хайдфельда, держась в темпе лидеров. Впрочем, на этом отрезке гонки главным героем был не он, а Уэббер: Марк бросился наверстывать упущенное, взвинтил темп, обошел Росберга, Физикеллу, Накаджиму, разом Бюрде и Сутиля, поставил быстрейший круг, настиг и обогнал обе "Хонды"... Ковалайнен меж тем "подарил" позицию Кими, и Райкконен, будучи явно быстрее, чем Хэмилтон, вплотную подобрался к британцу. Начинается волна дозаправок, и тут-то "Феррари" совершает фатальную ошибку. Кими оставляют старый, "промежуточный", комплект шин. А дождь, который якобы "закачивался", запустил с новой силой... В итоге, выехав с пит-стопа одновременно с Хэмилтоном, Кими вдруг резко потерял скорость - он был секунд на 5 медленнее не только британца, но и тех, кто шел сзади. Зато не просчитался Хайдфельд. На удачно выбранной резине он одного за другим обогнал и тех, кто на пит-стоп не ездил, и тех, кто там побывал, выйдя на второе место. Рано человека списали, рано... Его напарник Кубица на этом Гран-при продемонстрировал мало чего выдающегося (хотя и обгонял), а скоро и вовсе покинул гонку. Райкконен начинает терять позиции и вскоре снова отправляется на пит-стоп.

После 32-го круга следить за пилотами "Феррари" стало неинтересно. Хотя Масса делал всё возможное, чтобы обратить на себя внимание - нет, не красивыми обгонами: он продолжал вылетать, разворачиваться и даже разок "поиграл" с зайцем (к счастью, аварии избежать удалось, и оба остались живы). В конце концов эти "танцы" даже наскучили. Кими же, покинув зачетную восьмерку, периодически тоже разворачиваясь, продолжал медленно, но верно идти к цели заработать хотя бы несколько очков; на большее его уже не хватило бы. Впрочем, надо сказать, что в это время "колбасило" почти всех гонщиков, и по траве прогулялись многие, включая лидера Хэмилтона. Не все, правда, сумели вернуться в гонку. Но были и те, кто ошибок почти не делал, - Хайдфельд и Баррикелло. Правда, немец после своего героического прорыва немного сник, а вот Баррикелло - наоборот. Прорвавшись с далекого 16-го места на 10-е еще на старте, затем то обгоняя, то уступая другим пилотам, он вдруг начал творить невероятные вещи: поехал быстрее соперников на 2-5 сек., красиво обгоняя их то по внутреннему, то по внешнему радиусу. Это на "Хонде"-то! Всё дело было в грамотном использовании шин: бразильца на втором пит-стопе обули в резину для сильного дождя. Когда он обогнал Хайдфельда и стал вторым, его машина была явно намного быстрее даже болида Хэма, и казалось, что вот-вот - и Баррикелло повторит свою феноменальную гонку в Хоккенхайме-2000 (тогда он одержал первую в своей карьере победу, стартовав с 18-й позиции). Увы. Он поехал в боксы в 3-й раз, потому что на второй дозаправке ему из-за технических проблем залили недостаточно топлива. Однако на трассу Рубенс вернулся третьим - и своего места никому не уступил. Браво! Прекрасное пилотирование, верный выбор резины, опыт - и первый за 2,5 подиум.

Но вернемся немного назад... Происходит локальная борьба за 4-5 места между Алонсо и Трулли, Алонсо и Ковалайненом... Хейкки уже было закрепляется на 4-й позиции, но его разворачивает, и он пропускает и Алонсо, и выбившегося "в люди" Райкконена. Кими вдруг улыбается удача - он красиво проходит испанца и становится 4-м. Уже до конца. А вот Фернандо 5-ю позицию не удержал: настырный Ковалайнен всё-таки "съедает" Алонсо (тут надо отметить, что у Хейкки в этой гонке обгоны получались отменными по зрелищности), и тому остается только отбиваться от атак проснувшегося Накаджимы. Хэмилтон же везет к этому моменту 2-му месту Хайдфельда уже больше минуты... А в гонке остаются только 13 машин.

"Очковый" итог ГП Британии таков: Хэмилтон, Хайдфельд, Баррикелло, Райкконен, Ковалайнен, Алонсо, Трулли, Накаджима.
В личном зачете теперь три лидера: Хэм, Масса и Кими (по 48 очков). Но не так-то далеко от них Кубица (46) и Хайдфельд (36). В Кубке конструкторов "Феррари" продолжает лидировать (96 очков). Вторая половина сезона начинается с чистого листа...
Хочется еще добавить, что проваливать дождевые гонки для "Феррари" теперь уже диагноз. И в плане умения ездить в нестандартных "мокрых" условиях и Кими, и Масса, увы, уступают Хэмилтону. (Правда, последнего называть "человеком дождя" я бы пока не стала... есть один - и получше, - это Баррикелло. Да и Феттель в этом плане очень даже неплох.)

ГП Венгрии

Обычно ничего, кроме зевоты, не вызывающая трасса в это воскресенье стала свидетельницей настоящей гоночной драмы. Драмы Фелипе Массы. Бразилец занял в квалификации только 3-е место, но на старте сумел блестящим маневром пройти обоих пилотов команды "МакЛарен". В дальнейшем он уступал лидерство только тогда, когда уходил на пит-стопы; поддерживал отличный темп, но за 3 круга до финиша у его "Феррари" отказал мотор... Великолепнейшая гонка, так и не принесшая столь нужных сейчас очков.

Не стал победителем и выигравший поул Хэмилтон: у его болида прокололось колесо, и британец занял только пятое место. Впрочем, вряд ли он обогнал бы Массу. Несмотря на потерянные в гонке очки, Хэмилтон остается лидером чемпионата.
А победа досталась пилоту, который в этой гонке ее особо и не заслуживал, - Хейкки Ковалайнену. Везение здесь было, конечно, не совсем на пустом месте: Хейкки ехал осторожно и не допустил ошибок, но что сверх этого? Его роль изначально сводилась к тому, чтобы защищать позиции Хэма от Массы, но Ковалайнен, даже не приступив к выполнению столь ответственной задачи, всё провалил на старте. Ну да ладно, первая победа у человека всё-таки, с чем и поздравляю.
 
Отлично показал себя Тимо Глок. Он занял второе место, но стоит отметить, что и в квалификации был быстр, да и вообще, в этом сезоне прибавляет от гонки к гонке.
Кими Райкконен квалифицировался и стартовал безобразно, и только неудачи Массы и Хэмилтона позволили ему попасть на подиум: большую часть гонки финн проспал за Алонсо, так испанца ни разу и не атаковав. Про остальных сказать особенно нечего, разве что отметить 4-е место того же Алонсо. Так или иначе, одинокий испанец почти в каждой гонке молча и гордо пробивает себе место в "Феррари".
 
ГП Европы

На сей раз Гран-при Европы проходил в Валенсии. Еще она трасса, где "нельзя обгонять". Красивая, да, один мост чего стоит; но вопрос - зачем там проводить гонки? Скоростная экскурсия по улицам города. Вполне хватает Монако.

В квалификации и гонке снова блистал Масса - ну и выиграл по праву. Помимо победы и поула, на его счету и быстрейший круг. Кроме того, он, похоже, еще раз подтвердил, что очень хочет быть номером один в "Феррари". Что ж, вполне справедливо его таким и сделать. Несмотря на всю его нестабильность.

Райкконен спит. И ничто, похоже, разбудить его не может. Но если в предыдущих гонках он хотя бы зарабатывал очки и даже поднимался на подиум, то на этот раз всё получилось совсем плохо: заминка на пит-стопе, когда пытались обставить заправляющегося в то же время Ковалайнена (поспешишь - людей насмешишь), сбитые механики, затем - сгоревший мотор... Итог: Кими в личном зачете опускается на 3-ю строчку и его уже нагоняет Кубица (разница между ними - 2 очка).
 
О Хэмилтоне особо сказать нечего: ну ехал себе и ехал, просто добывал очки, которые всегда нужны, да и второе место - разве плохо? В общем, лидерство в личном зачете он сохранил. Правда, Масса сократил свой отрыв от Хэма до 6 очков, но не факт, что он будет продолжать стабильно выигрывать (хотя этого, конечно, очень хочется). Кубица снова вернулся на подиум. Наверное, стоит еще отметить успехи в Валенсии Тимо Глока - квалифицировался он 13-м, что в условиях подобных трасс - почти безнадежная ситуация, но благодаря грамотной стратегии и мастерству сумел приехать 7-м. Алонсо же одиноко покинул гонку в самом ее начале: помог ему Накаджима.

Вот такие дела творятся в Большом цирке. "Если вы можете себе представить".

ГП Бельгии

Спа-Франкоршам - одна из лучших (наряду с Монцей) трасс чемпионата. Одна из старейших и самых красивых. И гонки здесь, как правило, проходят интересно - особенно если в дело вмешивается дождь.

Только ленивый еще не помянул засилье пап в современной Формуле-1: папу Хэмилтона, папу Массы, папу Пике (этот, правда, мелькает реже, но о нём тоже забывать не стоит)... Ну и Кими Райкконен тоже решил похвастать: на ГП Бельгии прикатил его отец. Правда, действующему чемпиону это в конечном итоге никак не помогло. Но обо всём по порядку.

Итак, прекрасная трасса. Непонятная погода. Неплохая для "Феррари" (2-е место у Массы, 4-е у Райкконена) и отличная для Хэмилтона (поул) квалификация...

Старт. Масса не смог опередить британца; более того, Кими, которого многие уже записали в "подносчики снарядов", мощно рванул вперед и, объехав Ковалайнена, довольно жестко, почти на грани столкновения, прошел и своего напарника. Масса (видимо, хорошо выругавшись) остался третьим. Меж тем Бурдэ успел наподдать сзади Трулли (тем самым испортив итальянцу всю оставшуюся гонку), и вдвоем они вывели из борьбы за подиум (а то - как знать - за победу) Ковалайнена (квалифицировавшийся 3-м финн откатился на 11-е место). Алонсо удалось застолбить за собой 4-е место. А впереди события развиваются не менее интересно: Хэмилтона разворачивает в La Source, и его обгоняет Кими. Так, под радостным взором папы Райкконен-младший несется вперед, к такой долгожданной победе...

Далее в паре Кими - Льюис до 1-го пит-стопа идет обмен быстрейшими кругами, но и только. А вот позади Алонсо разворачивается сражение за сражением: особенно активны Ковалайнен, изо всех сил прорывающийся наверх; Феттель, не желающий уступать своему напарнику Бурдэ; Хайдфельд, всё еще доказывающий команде, что он ничем не хуже Кубицы... Происходит множество обгонов, и один из них заканчивается штрафом: Ковалайнен поддел Уэббера, причем Марк так и не смог до конца гонки войти "в колею". Финну же пришлось начинать всё сначала. Вернемся к лидерам. После 1-го пит-стопа Кими опережает Хэмилтона примерно на 5,5 секунд - отрыв до второй дозаправки вполне комфортный. Масса не так уж далеко, но всерьез его, конечно, никто из лидирующей двойки не опасается. Происходит несколько локальных обгонов в середине пелетона. После второго пит-стопа первая восьмерка выглядит так: Райкконен, Хэмилтон, Масса, Алонсо, Бурдэ, Феттель, Хайдфельд и Кубица. Хэмилтон на твердых шинах быстро догоняет Кими, и отрыв между ними сокращается до секунды.

И вот, выражаясь словами экс-комментатора А. Попова, "произошел дождь"! Несколько капель - но держаться на трассе уже трудно. Хайдфельд, Култхард, Росберг и Накаджима едут на пит-стоп за промежуточной резиной. А британец атакует финна - и, срезая шикану, выходит вперед. По правилам, гонщик, совершивший обгон таким образом, должен пропустить своего соперника. Однако Хэмилтон (и такое уже не первый раз; в прошлом году в Монце он наплевал на правила точно так же) этого не делает. Райкконен сам опережает его, но Льюис снова выходит вперед. Интересная дуэль - но правила есть правила. Дождь уже идет в полную силу. Хэмилтон и Райкконен утыкаются в круговых; их по очереди выносит с траектории, разворачивает - и заканчивается это дело тем, что Кими разбивает свою машину. Масса сбавляет скорость и очень спокойно (хотя и довольно близко от Хэмилтона; сумел-таки подобраться) заканчивает гонку. Но главным финишером стал невесть откуда взявшийся Ник Хайдфельд! На промежуточной резине он сумел обойти многих пилотов и стал третьим! После финиша "очковая" восьмерка выглядит так: Хэмилтон, Масса, Хайдфельд, Алонсо, Феттель, Кубица, Бурдэ и Глок.

Однако, когда уже отзвучали фанфары, отыграл гимн победителя и было выпито шампанское, судьи огласили свой вердикт: к результату Хэмилтона за неправильный обгон прибавляется 25 секунд. Таким образом, победителем ГП Бельгии становится... так никуда и не торопившийся в этой гонке, проведший ее довольно средне Фелипе Масса. Ник поднимается на второе место, Хэмилтону удается удержать за собой третье. И больше всех не повезло Алонсо: если бы он не поехал на последнем круге менять шины, вполне возможно, был бы, наконец, на подиуме. Правда, "МакЛарен" подал-таки апелляцию, и окончательные результаты ГП Бельгии будут оглашены после суда. Ну а Кими - что Кими... Вторым, по его словам, он в этой гонке финишировать не хотел. Желание его исполнилось. Правда, теперь в личном зачете он откатился уже на 4-е место и, кажется, потерял шансы стать чемпионом. Возникал и еще не раз возникнет вопрос - должен ли Райкконен помогать Массе, как сам бразилец помогал ему в прошлом году? Ответ: Кими работает в команде, и если команда наконец сделает ставку на Массу, Кими придется подчиниться и напарнику помочь. Хочешь не хочешь, но ты часть команды; любишь кататься - люби и саночки возить.

ГП Италии

Гран-при в прошлое воскресенье был весьма зрелищным, богатым на обгоны и - что в этом сезоне не редкость - дождевым. Ну... почти дождевым. :) И победитель был хорош.

Да, прежде всего нужно поздравить Себастьяна Феттеля и маленькую итальянскую "конюшню" Toro Rosso с заслуженной победой! Стоит еще учесть и первый в карьере поул Себастьяна (на довольно слабой машине, в весьма непростых погодных условиях, когда лидеры просто потрясали своей беспомощностью)... В гонке же Феттель и Toro Rosso просто умыли всех.

И McLaren (Ковалайнен как был по квалификации вторым, так вторым и приехал, причем отставал от Феттеля всю гонку - отрыв 12-13 секунд от не особенно мощного соперника, согласитесь, для машины, претендующей на 1-е место в Кубке конструкторов не есть хорошо).
И Red Bull (почему я говорю о Red Bull? именно в этой команде Феттель будет выступать в следующем году, считается, что она гораздо лучше, чем Toro Rosso).
И Ferrari ("старшая сестра" в очередной раз под дождем выступила отвратительно - что Масса, что Кими... хотя Фелипе в итоге сумел сократить свой отрыв от Хэмилтона в личном зачете до 1 очка; ну а Райкконен же вновь заработал чистый нуль). Да и всех остальных тоже. Если бы не возникли на прогревочном круге проблемы у Бурдэ - как знать, может быть, на подиуме был бы еще один представитель маленькой Скудерии...

Пару слов скажу еще о нескольких гонщиках (иногда будет всплывать Райкконен, но отдельно о нем писать не буду).
Во-первых, вновь хочется отметить Роберта Кубицу. Неудача в квалификации (11-е место), но весьма грамотно спланированная гонка (Роберт ехал с одним пит-стопом) и отличное пилотирование позволили поляку не только подняться на подиум (3-е место), но и значительно увеличить свой отрыв в личном зачете от Райкконена (повторюсь, финн уже в третьей гонке подряд остается ни с чем) и приблизиться к лидерам - теперь у "парня из Кракова" 64 очка. Против 78 у Хэмилтона и 77 у Массы. Ну и своего партнера Ника Хайдфельда Роберт снова обставил; хотя Ник тоже молодец - занял в непростой гонке 5-е место (он так же, как и Кубица, ехал с одной дозаправкой).

Во-вторых, нельзя не написать о Льюисе Хэмилтоне. Отвратительная квалификация (британец занял лишь 15-е место) - и блестящая гонка. В первой части гонки Хэм творил настоящие чудеса, "съедая" соперников одного за другим и практически не допуская ошибок. Если бы так усиленно предсказываемый дождь всё-таки бы пошел после второй волны пит-стопов, Хэм мог бы и на подиум попасть (а то и вообще выиграть)... А так он удовлетворился 7-м местом, что, согласитесь, тоже весьма неплохо. Увы, Кими, тоже отличившийся "отменным" квалификационным результатом (14-й), ничего Хэму противопоставить не смог (а ведь ожидалась дуэль равных). Концовка гонки, когда финн был быстрее всех на 2 сек., и БК - не в счет.

В-третьих, выделю Фернандо Алонсо. Он, как Кубица и Хайдфельд, проводил гонку с одним пит-стопом - и его 4-е место очень хороший результат. Правда, блистать теперь ему придется лишь для самоудовлетворения, набирания очков в личном зачете и разве что для BMW: в Ferrari продлили контракт с Кими, и Алонсо в ближайшие 2 года попасть туда никак не светит. Возможно, в "Феррари" сделали ошибку.

...А после гонки снова, как в старые добрые времена, звучали гимны Германии и Италии. Только немец был другой, и итальянская "конюшня" совсем иная.

ГП Китая

Гонка скучнейшая. Не то чтобы событий никаких на трассе не было (не раз разворачивались мини-сражения внутри пелетона; Ковалайнен с проколотым колесом зрелищно ковылял в боксы...), но в свете последних феерических Гран-при всё это - мелочи. Ах да, стоит упомянуть и "обгон" Массой Райкконена (только ленивый еще не прошелся на эту тему) - но и здесь, кроме того что сделано всё было как-то... грубо, нетонко, а объяснено на пресс-конференции еще хуже, сказать, в общем-то, нечего. На пит-стопе надо было всё делать. Впрочем, без разницы.

И вообще, гонку "Феррари" провела как-то тупо. Нужна была победа, а в скорости "красные" явно уступали Хэмилтону. От команды ожидался какой-то особый план, необычная стратегия, военная хитрость - а вышло всё стандартно... От Массы можно было ожидать чемпионских действий (ну вспомним хотя бы предыдущую, японскую гонку) - а получился унылый доезд да еще с таким неуклюжим подарком в конце. Нет, так не выигрывают. Кажется, и титул в личном зачете им особо не нужен (как бы Фелипе не сжимал кулаки перед камерой и не хохорился) - удовлетворятся Кубком Конструкторов. Хотя и его еще надо выиграть. Осталась Бразилия... Да, можно говорить, что если б не досадные обстоятельства по ходу сезона (сгоревший мотор, застрявший заправочный шланг и проч.), Масса уже вез бы Хэму неотыгрываемое количество очков. Но кого интересует "если бы"? А сколько гонок провалили/отдали?

Пара слов об остальных, кто запомнился на ГП Китая. Хэмилтон гонку провел грамотно, без нервов, никому не мешал (и ему никто не мешал), победа заслуженная - ну а титул, похоже, в кармане. Вряд ли британец повторит свой прошлогодний "успех" в последней гонке. Алонсо, хоть и не выиграл и даже не поднялся на подиум, гонку провел хорошо, особенно понравилось его сражение за проигранное на старте место с Ковалайненом.

После всех ГП

Кратко об итогах сезона:
* чемпионом мира в 2008 году стал Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes);
* Фелипе Масса (Scuderia Ferrari) - вице-чемпион; он выиграл ГП Бразилии (второй раз за карьеру), но проиграл титул за несколько метров до финиша;
* Кубок Конструкторов завоевала Scuderia Ferrari (8-й титул за 10 лет).

В общем-то на этом можно было и закончить, поздравив еще и всех болельщиков "Феррари" с выигранным в весьма трудном бою Кубком Конструкторов. Но скажу еще немного.

Да, всё снова решилось в последней гонке. И снова Хэмилтон оказался отнюдь не на высоте, хотя преимущество над Массой у него было в 7 очков (в прошлом году Хэм перед стартом ГП Бразилии тоже выигрывал у Кими 7 очков, но всё упустил). Точнее всех о ситуации высказался президент Ferrari Лука ди Монтеземоло: "Мы спасли его [Хэмилтона, - прим. Г. Р.] от психиатрической лечебницы". И то правда. :-) Не буду долго распространяться на тему, нужна ли в "Формуле-1" интрига до последних кругов последней гонки. Каждый фанат решает для себя сам, ну а мне не особенно нужна. Это случайность чемпионства. Хорошо, что такого не было в Кубке Конструкторов. И никого из претендентов на титул в этом году (а собственно, как и в прошлом) я бы не назвала идеальным пилотом. Нет, недостойных титула нет. Но все кандидаты (и гонщики, и их команды) в ходе сезона совершали глупые ошибки, умудряясь разбазаривать в ходе сезона своё, может, и не существенное, но хоть какое-то преимущество. Да, Масса молодец, выжал в последней гонке всё, что мог, - и почти победил. Но где он был раньше?.. Впрочем, этот риторический вопрос звучал уже не раз. И - ах - если бы не то и если бы не это... Нет никаких "если бы". Кубица был стабильнее всех - но стабильность тоже ничего не решила... О Кими писать не буду, тут всё ясно. А вот Алонсо и Феттель, хоть на титул в этом году и не замахивались, были, тем не менее, вполне его достойны (и если б не машины...). Жаль, что ни тот, ни другой в следующем году за рулём Ferrari ездить не будут.