Фрески Софии Киевской Валерия Кикты

Наталия Май
Научная работа, написанная для узких специалистов, которой, возможно, не место на прозе ру. Но я скопировала текст в натуральном виде, не внося никаких поправок. Личность композитора заслуживает внимания и уважения.




ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
"Фрески Софии Киевской" Валерия Кикты






       ВВЕДЕНИЕ

       Тенденция к сближению исторических временных пластов - одна из интереснейших в музыке XX века. Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты - оригинальное произведение, анализ структурных особенностей которого в свете проблемы соотношения времен является целью настоящей работы.
       "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
       Исходя из личного общения с В.Г. Киктой, на основании собственных рассказов композитора, можно сделать вывод, что храм для него - предмет чисто эстетического и эмоционального воздействия. Обращение в творчестве к теме древней живописи и архитектуры, столь излюбленное им, никак не связано с религией. По словам самого композитора, он отделяет веру как таковую от произведений искусства, пусть даже и созданных в древности во имя этой веры. Просто памятники зодчества и архитектуры вызывают у него чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке.
       "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.


       ЖАНРОВО - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

       Оригинальность замысла "Фресок" соответствует одной из самых существенных тенденций искусства XX века - стремлению к максимальной индивидуализации способов выражения, что проявляется в трактовке жанра, формы, тематизма, тонально-гармонических структур. В творчестве Кикты это вызвано не желанием искусственно изобрести новую конструкцию, а исключительно внутренними глубинными, порой не осознанными, эстетическими требованиями гармоничного решения творческой задачи в каждом отдельном случае. "Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
       1 Орнамент 1,
       2 Зверь нападает на всадника,
       3 Орнамент 2,
       4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого,
       5 Михайловский придел,
       6 Борьба ряженых,
       7 Музыкант,
       8 Скоморохи,
       9 Орнамент 3.
       Композиционное решение определяется природой художественного первоисточника. Специфику построения автор подчиняет идее соотнесения искусств и их своеобразного взаимопроникновения. Жанр "музыкальных фресок" получил распространение в современной отечественной музыке - "Фрески Дионисия" Р.Щедрина, "Фрески для фортепиано" Г.Абелиовича и др.
       Цикл миниатюр раскрывает образы фресок через контрастное чередование пьес: лирических, эпических, стихийно-танцевальных. Орнамент - символика линий - здесь, по словам композитора, присутствует как дух самого храма. Орнамент 1,2,3 - миниатюры на одном музыкальном материале, хоральной теме, как бы "расцвеченной" контрапунктами, появляясь снова в пьесах "Орнамент 2" и "Орнамент 3" в неизменном виде, олицетворяя незыблемость и вечный свет Прекрасного. "Михайловский придел" - образ архангела Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. Остальные "фрески" - жанровые картины.
Кикта использует только те современные техники и средства, которые наиболее органично могут в совокупности создать такой синтез временных, культурных и языковых пластов, который не был бы надуманным и абсолютно естественно отражал связь времен.
В цикле присутствуют моменты стилизации наряду с использованием современных приемов. Кикта использует фольклорные элементы, опираясь на традицию современного претворения фольклора, идущую от Стравинского. "Михайловский придел" - чувства горожан, обращающихся к защитнику Киева. В этой пьесе Кикта прибегает к стилизации народного жанра - духовного стиха. Пьесы "Борьба ряженых" и "Скоморохи" жанровые народные сценки, где фольклорные элементы сплетаются с сонорикой, алеаторикой ("Скоморохи"), что обусловлено звукописно - изобразительным характером этих номеров.
В концертной симфонии синтезировались важнейшие стилевые признаки, характерные для Кикты: трактовка циклической композиции, особенности инструментовки, гармонии, роль полифонии, тематизм с опорой на запоминающийся рельефный мелодический рисунок.
Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей по купола храма в Бесконечность.
"Фрески Софии Киевской" содержат две основные особенности стиля Кикты в жанре инструментального концерта: связь с фольклорным истоком и программно-изобразительную иллюстративность (концерт для оркестра "Украинские колядки...", "Белгородский концерт" для органа).
По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. Применение разнообразных структурных приемов, их сочетание и распределение в цикле обусловлено основной идеей, в соответствии с которой осуществлена внутристилевая динамика столкновения прошлого и настоящего, приводящая к их сближению в конце.
Художественно убедительное соотношение времен делает это произведение в некотором роде уникальным.

КОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛОГО

Оригинальная трактовка циклической композиции характерна для стиля Кикты. "Фрески" построены как цикл миниатюр. В то же время ряд особенностей сообщает композиции в целом черты сонатности. Этому способствует явное выделение двух тем как основных в цикле. Функция главной принадлежит теме "Орнамента". (Аналогично теме "Прогулки" у Мусоргского - "Картинки с выставки".) Повторение этой темы в другой тональности в пьесе "Орнамент 2" и возвращение в исходной тональнос¬ти в пьесе "Орнамент 3" приводит к образованию рассредоточенных вариаций. На теме "Орнамент" построена основная тематическая арка про¬изведения. Другая связана с проникновением темы "Михайловский придел" в пьесу "Скоморохи" и ее двухкратным проведением.
Тема "Орнамент" и тема "Михайловский придел" являются основными в цикле и проводятся трижды: в основных тональностях (g-moll и fis-moll), со значительными изменениями разработочного характера (обе в a-moll) и в основных тональностях с небольшими изменениями (как в репризе). Если рассматривать композицию как индивидуально трактованную сонатную в ассоциативном плане, то теме "Михайловского придела" принадлежит функция побочной. Проявлению сонатности способствует симметричное строение концерта, распределение функций между частями в целом, а также внутрициклические связи.
Многообразие внутрициклических связей способствует проявлению сонатности и придает средним частям (N2,N4,N6) характер эпизодов в разработке, и, благодаря связи между ними и глаными темами, функцию разработочного развития по принципу динамической волны (волны разви¬тия, кульминация в каждой и спад). Пьесы N7,N8 и N9 можно рассматривать как предыкт (N7), кульминацию и финал (N8) и коду (N9). Три заключительные части идут без перерыва (attacca). Пьесы N7 ("Музыкант") и N8 ("Скоморохи") связаны между собой. "Музыкант" отчасти воспринимается как придыкт, благодаря сохранению органного пункта в репризе (выдержанный звук "с") в начале следующей пьесы "Скоморохи". Органный пункт звучит на всем протяжении основной темы "Скоморохов", подготовленный в предыдущей пьесе. "Скоморохам" принадлежит функция кульминации и финала цикла, благодаря ее синтетическому характеру. Заключительная часть N9 "Орнамент 3" воспринимается как кода.
Таким образом, своеобразное преломление различных принципов построения способствует созданию оригинальной композиции, в которой присутствуют внешне черты циклического строения и черты сонатности, благодаря внутреннему и сквозному развитию.
Оригинальность композиции обусловлена сложностью замысла и соответствует тенденции времени - максимальной индивидуализации в воп¬лощении конкретного замысла произведения.
 
       ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Основным принципом внутреннего формообразования является метод остинатного варьирования, который применен в произведении многооб¬разно и широко как внутри одной пьесы, так и на протяжении всего концерта. Это можно проследить в пьесах группы "Орнамент", которые представляют собой (как каждая в отдельности, так и в целом) вариации на остинатную тему, в которой целиком сохраняется мелодический и ритмический рисунок, ладогармоническое освещение и темп. Варьирова¬ние достигается исключительно средствами оркестрового, динамического и фактурного развития. (Аналогично у Равеля - "Болеро".) Сходно построена и пьеса "Михайловский придел". Но ее отличительная особен¬ность связана со вторжением контрастного эпизода, расположенного симметрично. Эпизод возникает на грани разделов формы и разделяет пополам второе проведение темы, как бы "разобщая" вариационную форму.
Приемы варьирования лежат в основе построения всех частей цикла, воплощаясь очень разнообразно. Метод остинатного варьирования способствует одновременно статичности и внутренней динамике, что непосредственно связано с природой художественного первоисточника - самими фресками. Здесь Кикта - представитель своего времени, отражая традицию применения остинатности как принципа организации формы, одного из основных в музыке XX века.
Таким образом, исходя их конкретного замысла, автор выстраивает композицию, очень тонко передающую связь с основным первоисточником в крупном плане и на микроуровне.
Пласт "древности" представлен пьесами группы "Орнамент" и "Михайловский придел". Две основные темы цикла представляют собой стилизацию русской классики ("Орнамент"), традиции, идущей от духовной музыки Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Боро¬дина и Рахманинова; а также старинного жанра народной музыки - ду¬ховного стиха ("Михайловский придел"). Темы построены одинаково: пара периодичностей с гармоническим варьированием внутри каждой пары (a a1 в в1). В хорально-партесной теме "Орнамента" опора на законо¬мерности функциональной тональности сочетается с "модализмами" (по¬лиладовым смешением дорийского и натурального "g").
ПРИМЕР 1
Тема "Михайловского придела", ассоциирующаяся с духовным сти¬хом, содержит сходные ладовые обороты на паралелльной гармонической опоре.
ПРИМЕР 2А
Темы имеют общую окраску - дорийскую S в сочетании с натуральной.
Образы другой, контрастной группы пьес (N2,N4,N6,N7) напротив связаны с динамикой движения и развития, с применением современных техник, принципов построения и развития. Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины". Подробный анализ звуковысотной структуры этой группы пьес позволит выявить своеобразие сочетаний различных принципов организации музы-кальной ткани данных номеров.
Пьеса N2 "Зверь нападает на всадника" имеет важное драматурги¬ческое значение в цикле, она во многом определяет дальнейшее развитие. По словам самого композитора, он стремился отразить здесь символ вечной борьбы. Основа - сонорное созвучие в виде хроматического кластера в объеме малой терции.
ПРИМЕР 3А
Кикта применяет в этой пьесе уже знакомый прием остинатного фактурного - динамического варьирования в комплексе с арсеналом современных техник, что способствует, с одной стороны, упорядоченности и завершенности музыкального изложения, а, с другой, - внутренней динамике и насыщенности.
Крайние разделы простой трехчастной формы построены по принципу разработки аккорда - фигурировании его звукового состава по горизон¬тали на фоне выдержанного звучания по вертикали, применяя так же приемы темброво-регистрового варьирования. В середине развивается производный от основного элемент - полиаккорд из двух субаккордов тритонового соотношения.
ПРИМЕР 3Б
Они построены по малым терциям, а так как этот интервал является основным в составе кластера, то связь между ними очевидна. Произ¬водный элемент транспонируется на малую терцию с одновременным звучанием на исходной высоте. От этого сочетания образуется симметрич¬ный звукоряд, напоминающий гамму Римского-Корсакова "тон-полутон".
ПРИМЕР 3В
Тот же звукоряд положен в основу пьесы N4, построение и развитие которой базируется исключительно на этом материале. Важность второй пьесы заключена в том, что ее основное созвучие (хроматичес¬кий кластер в объеме малой терции) становится своеобразным лейтсоз¬вучием и появляется во всех частях цикла.
Особенно ярко его "вторжение" в пьесе N5 "Михайловский придел" в качестве сонорного эпизода, резко контрастирующего основной теме.
ПРИМЕР 2Б
Благодаря этому приему, в рамках пятой части проводится идея столкновения разновременных пластов. Лейтсозвучие связано и с темой "Орнамент", так как малая терция - его основной интервал - постоянно обыгрывается в мелодической линии.
ПРИМЕР 3Г
Таким образом, основная драматургическая линия воплощена во "Фресках" очень тонко и последовательно через использование раснооб¬разных внутрициклических связей.
Пьеса N4 "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого" - впечатление от фрески с изображением всех дочерей Ярослава, каждая из ко¬торых была выдающимся деятелем своего времени. На фреске они держат свечи. Пьеса построена как вариации на неизменную тему. Здесь сво¬еобразно сочетаются принципы различных техник: модальной - сохранение звукоряда "тон-полутон", полигармонии, техники развивающей вариации. В основе лежит созвучие, верхний пласт которого полностью заимствован из среднего раздела пьесы N2, а нижний - обыгрывание основного звукоряда по горизонтали. Прозрачное звучание засурдиненных струнных и мерцание арфы передают одухотворенный облик изображенных на фреске женщин.
ПРИМЕР 4А
Особенностью звукоряда является его близость теме "Орнамента" , так как он "распадается" на малые терции - основное интонационное "зерно" главной темы, а также почти полностью отражает ее звуковой состав (от основного тона "g").
ПРИМЕР 4Б
Таким образом, четвертую пьесу можно рассматривать как своеобразную вариацию темы "Орнамента" на другом уровне, связанном с применением современных техник.
Пьесы N6 и N7 являются непосредственной подготовкой, своеобразным предыктом к финалу (N8). В них намечена его основная идея, про¬исходит как бы ее "становление", прежде чем она найдет сконцентриро¬ванное выражение в заключительной части. Пьеса N6 "Борьба ряженых" - образ рождественской шуточной борьбы. Композитор использует эффект то приближения, то отдаления. Это вариации на неизменную тему, которая проводится дважды. (Во второй раз - на полтона выше.) Тема построена на основе звукоряда эолийского "с". Основное созвучие - диатонический кластер в обьеме квинты. В основе лежит модальный принцип сохранения звукоряда с характерными его транспозиционными повторами. В небольшом вступлении, констрастирующем основной теме, предвосхищается материал последующих номеров: комбинация из тритонов и квинт с мелодическим заполнением.
ПРИМЕР 5В
На этой основе формируется центральное созвучие финала - дважды
- ладовое объединение квинт тритонового соотношения. Из комбинации звуков мелодии образуется полный состав созвучия - квинта с секундовым заполнением.
ПРИМЕР 5Д
Его особенностью является трихордовая ладовая основа (объединение двух трихордов), характерная для народной музыки.
ПРИМЕР 5Ж
Лады с тритоном также встречаются в народной практике (в южно¬русской - особенно). Кикта вводит элементы фольклора в органичном сочетании их с другими техниками.
Пьеса N7 "Музыкант" - образ сидящего на камне и играющего на гудке музыканта. Пьеса построена как двойные вариации. В основе - созвучие, составные элементы которого даются в мелодическом изложении.
ПРИМЕР 6А
В его состав входят те же интервалы (квинта и тритон), что и в предыдущей пьесе. Звуки полиаккорда выстраиваются по чистым квинтам, которые дублированы на тритон. Вторая тема включает производное созвучие и его дальнейшую разработку.
ПРИМЕР 6Б
Варьирование связано с импровизационной природой номера. Процесс варьирования созвучия охватывает горизонталь и вертикаль, при этом используются полифонические приемы - канонические имитации (в первой теме), горизонтально-подвижной контрапункт (во второй теме). Особенности варьирования связаны с сочетанием стабильных и мобильных элементов (верхнего и нижнего пластов основного созвучия). Особенности изложения и инструментовки (соло альта), а также местоположение в общей композиции цикла придают седьмой пьесе значение лирической кульминации концертной симфонии в характере монолога, философского размышления.
Пьеса "Музыкант" - предыкт к финалу. В коде "задерживается" звук "с", который выполняет роль органного пункта в следующей части при первом проведении основной темы финала (далее - снимается). Появление в коде финала органного пункта на "fis" (тритон по отношению к "с" ) раскрывает в крупном плане идею дважды-ладовости и сообщает композиции финала стройность и единство.
ПРИМЕР 6В
(По аналогии с расщеплением тоники в начале (с) и в конце (fis) во второй картине балета "Петрушка" Стравинского.)
Пьеса "Скоморохи" по аналогии с пьесой N5 содержит в себе два пласта - архаический, связанный с проникновением темы "Михайловский придел" и современный. Идея временной ретроспективы наиболее последовательно воплощена именно в этой пьесе, являющейся своего рода кульминацией всего цикла. Мелодическое и ритмическое строение двух основных тем соответствует жанровым признакам скоморошин, для которых характерна краткость и четкая метрическая организованность стиха с двумя ударениями в строке, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе. Пьеса "Скоморохи" - двойные вариации с поочередным изложением тем. Особенностью первой темы является опора на интервал чистой квинты, что вызывает ассоциации со звучанием народных инструментов (в частности - волынки).
ПРИМЕР 7
Кварто-секундовые попевки составляют общую интервальную основу обоих тематических элементов. Во второй теме обыгрывается целотонный звукоряд в объеме тритона, она также напоминает скоморошьи наигрыши.
ПРИМЕР 8А
Обе темы имеют жанровые аналогии в произведениях русской классики и в музыке самого Кикты. Тип инструментального воплощения также отражает программный замысел пьесы - использование арфы в окружении струнных и деревянных духовых, трактуемых в духе "скоморошьих" инструментов, где тембр арфы ассоциируется со звучанием славянских гус¬лей.
Оставляя неизменными контуры мотивов, композитор использует приемы тембровых и фактурных трансформаций, а также полифонические приемы (имитация, канон). Вариации построены по принципу постепенного нагнетания, усиления звучности, уплотнения фактуры (включения все большего количества инструментов) и ее полифонического усложнения. По мере приближения к кульминации происходит структурное сжатие вариационных построений. Кульминация пьесы построена на тематическом материале первой темы, ее стреттном изложении у арфы и духовых инс¬трументов. "Разобщение" вариационной формы вызывает дважды проникающая тема "Михайловского придела", которая звучит в характерных для нее оркестровых тембрах (сначала - звучание колоколов, затем - у струнной группы). Второй раз эта тема проходит в контрапункте с пля-совым мотивом в кульминации пьесы. Мотив выполняет функцию колористического фона. Это совмещение приводит к четко организованной поли¬метрии оркестровых пластов. В кульминации и заключительном разделе пьесы использованы приемы алеаторики: свободное арпеджио у арфы, а также алеаторические "квадраты" в коде на материале первого элемента основной темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея цикла обуславливает выбор композитором определенного комплекса традиционных и современных средств, приемов и структурных принципов, способных именно в совокупности создать ощущение вечности и движения. Связь между частями цикла; общая направленность движения к финалу с последующим заключением кодового характера ("Орнамент 3", N9), в котором третье проведение основной темы осуществляется на фоне "напоминания" сонорных эпизодов предыдущих частей (у медной группы); логика развития способствуют ясному и концентрированному выражению основной мысли. Особенной глубиной и богатством отличаются внутрициклические связи. Соотношение языковых пластов и их взаимодействие находят выражение в определенных звуковысотных структурах - своеобразных лейтсозвучиях, ассоциирующихся с "новым временем", наряду с лейттемами, использованными в значении "отзвуков" далекого прошлого. Все это создает сквозную драматургию, отражающую свободное движение творческого духа во времени.
Во "Фресках Софии Киевской" нашли яркое отражение наиболее существенные тенденции современной музыки: стилистическая многослойность, драматургическое соединение и взаимоизменяемость стилистических пластов в процессе их сближения и развития.
Эстетическая концепция "Фресок", в соответствии со спецификой современного искусства многоосновна, синтетична по своей природе. Это произведение является наиолее "авторским" в торчестве Кикты, так как в нем выразилась творческая индивидуальность композитора в наиболее характерной для него и концентрированной форме, что дает основание рассматривать концертную симфонию как заметное явление современного музыкального искусства.