Андрей Слоним Прекрасное нуждается в охране

Анастасия Павленко
Все виды искусств служат
 величайшему из искусств –
искусству жить на земле.
Б. Брехт

В следующем году главный храм муз страны - ГАБТ им. А. Навои будет отмечать 80-летний юбилей. Однако уже в эти дни начинается подготовка к торжественным мероприятиям, которые совпадут с празднованием 2200-летия нашего любимого Ташкента. И в преддверии грядущих событий мы встретились с одним из ярких представителей коренной ташкентской интеллигенции, человеком искусства, чье имя известно далеко за пределами республики – заслуженным работником культуры Узбекистана Андреем Евсеевичем Слонимым.

Талантливый, невероятно образованный, обаятельный и деликатный Андрей Евсеевич обладает уникальным даром – видеть, создавать и сохранять прекрасное начало в чем бы оно не выражалось: в оперной постановке, детской сказке, народном фестивале, поэтическом вечере или эстрадном концерте. Режиссер-постановщик, сценограф, драматург и поэт – все это сочетает в себе Андрей Слоним с присущей ему легкостью и гармонией. За плечами художника опыт работы в оперной студии ГМПИ им. Гнесиных, где им поставлены оперы "Ведьма" композиторов В. Власова и В. Фере по А. П. Чехову и "Пиковая дама" П. И. Чайковского, а также более сорока спектаклей на самаркандской и ташкентской сценах, среди которых "Риголетто" Дж. Верди, "Чио-чио-сан" и " Тоска" Дж. Пуччини, "Волшебная флейта" и "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта, "Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти, "Алеко" С. Рахманинова, "Путь к трону" Н. Закирова (на русском и узбекском языках) и другие. Андрей Евсеевич является основателем молодежного театра "Югенштерн" при немецком культурном центре Узбекистана, а также председателем литературно-творческого объединения "Истоки".

- Чем сегодня радует зрителей главный храм искусств республики – Государственный академический Большой театр имени Навои?

- Каждый месяц афишы ГАБТа не похожи на предыдущие. Помимо классического репертуара, в программе непременно значатся премьеры, творческие вечера, концерты, а также гастрольные выступления зарубежных коллег. Все это говорит о колоссальных возможностях Большого театра, который является сосредоточием духовности, местом, где человек имеет уникальную возможность возвысится над реальностью и познать самого себя через призму искусства. А нести эту высокую идею помогают наши артисты. Хочется отметить, что сегодня в ГАБТе наряду с именитыми мастерами, народными и заслуженными артистами, такими как Муяссар Раззакова, Коркмас Мухитдинов, Руслан Гафаров, Яна Багрянская, Георгий Дмитриев и Елена Шавердова выступают молодые дарования: Сайера Хайриддинова, Дильбар Салихджанова и другие. В нынешнем году в стажерскую группу пришло очень талантливое пополнение, которое, думается, также обогатит наш театр яркими именами. Но все это лишь часть ГАБТа, ведь у нас, кроме оперы немало звезд и в балете.

- Ждут ли театралов сюрпризы в новом году?

- Обязательно. Начну с того, что уже сейчас в театре начинается работа над оперой Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Ставить оперу буду я, совместно с музыкальным руководителем и дирижером, заслуженным деятелем искусств – Анваром Эргашевым, который является художественным руководителем нашего театра. Следом за «Царской невестой», к весне 2009 года в театре готовится еще одна значительная работа - совершенно новая версия оперы Бизе «Кармен». И еще одну оперу этого композитора под названием «Искатели жемчуга» намерен поставить наш режиссер Хайдарали Касымов. Опера эта экзотическая, индийская, очень лиричная с красивой мелодией. А в апреле-мае следующего года предполагается открытие второго балетного фестиваля - «Ташкентская весна», на котором в разнообразном репертуаре предстанут отечественные и приглашенные зарубежные артисты. В 2009 году исполняется 210 лет со дня рождения А. С. Пушкина, у нас есть желание провести «Пушкинскую неделю» – своеобразный фестиваль, на котором будут проходить оперные и балетные спектакли, концерты на темы пушкинских произведений, с участием артистов Узбекистана и гостей. Регулярной станет рубрика «Творческая молодежь в шедеврах оперы и балета», а также вечера романсов. Не забыта и детская аудитория, для которой в Большом свой план премьер.

- Вы один из ведущих театральных режиссеров страны, за плечами которого порядка 60 различных постановок. От чего зависит успех спектакля?

- Сразу скажу, что опера представляет собой синтез слова, действия, музыки и вокальной энергии артистов. Если все это грамотно и профессионально осуществлено, то нет театра, сравнимого по силе воздействия на зрителя. Другой вопрос, что все должно быть направлено на выявление той сути, которая зашифрована в произведении автором. И еще. Любая вещь потому и становится классикой, что она оказывается современной в любую эпоху, нужно лишь понять, чем она близка нам.

- Но где гарантия, что режиссерская интерпретация классического произведения не внесет в него деструктивные элементы, не разрушит саму идею автора?

- Такой гарантии, к сожалению, не существует. Все зависит от духовного составляющего постановщика, от его совести. Печально видеть, что сейчас на мировых оперных сценах утвердилась тенденция во что бы то ни стало модернизировать звучание оперы, когда, скажем, «Аида» - спектакль, повествующий об истории Древнего Египта, превращается в нелепое шоу с бронетехникой. Глубоко ошибаются те, кто считает, что таким образом они делают постановку ближе к зрителю. Нет. Ускользает основа, и получается странный эффект, когда плащ гиганта пытаются одеть на карлика, а он путается в его складках и падает. В настоящее время в погоне за формой, забывают о сути, забывают проникнуть вглубь материала. Возьмем «Царскую невесту». Помимо того, что она прекрасна, как музыкально-драматургический материал и является школой мастерства для очень многих исполнителей, мне думается, что идея этого спектакля может оказаться необыкновенно близкой сегодня. Героиня оперы Марфа – прекрасное создание, которую погубили именно потому, что она не похожа на других. Это, по сути, трагическая вещь, призывающая к бережному отношению к красоте, ранимой и нуждающейся в поддержке. В эпоху всеобщего раскола, терроризма, вседозволенности и низменных страстей призыв: «Берегите прекрасное, гармонию божьего мира и своего духа!» - мне кажется очень актуальным.

- На исходе объявленный Президентом Республики Год молодежи. Как вы оцениваете нынешнее молодое поколение в частности и вообще?

- Молодежь не может быть плохой или хорошей. Она такова, каково ей доводиться быть в лабиринте современного мира, в котором главная опасность – массовая культура, направленная на опустошение души. Масскультура дает ясно понять, что человек не высшее создание божье, а некое животное, обуреваемое инстинктами, удовлетворение которых плюс обогащение и есть ценности жизни. Вот отсутствие этой идеологии духа в мире губительно для молодежи. Если говорить о заповедях, то первая из них «не убий» сейчас нарушается на каждом шагу, причем без угрызения совести. Получается, что во имя каких-то непонятных целей убить человека стало очень просто.

- Это нам прекрасно демонстрирует телевидение, кино и, конечно, компьютерные игры.

- Верно. Но самое ужасное постепенно исчезает понятие катарсиса – очищения. Ведь с древних времен у зрителя, потрясенного от сценического действа, когда герой, столкнувшийся с силами зла, вынужденно погибал, происходило очищение. Зритель задумывался над тем, почему произошла трагедия. А ныне, когда жизнь приравнена к нулю и боевики как мух убивают героев, само существование человека превращается в иллюзию вседозволенности и страшной упрощенности. Но, слава богу, всегда найдется среди молодежи те, кто пытается понять, для чего они живут на этом свете, всегда найдутся талантливые молодые люди, занимающиеся творчеством, пишущие стихи, сочиняющие музыку, создающие картины. И вот такую молодежь необходимо оберегать, дабы сохранить в их душе прекрасное. Радует то, что в Узбекистане правительством так много внимание уделяется именно молодому поколению.

- Вы происходите из семьи с глубокими корнями и культурными традициями. Расскажите немного о своей семье.

- Действительно, я принадлежу к роду ташкентских старожилов, достаточно сделавших для процветания города. Так мой дед был одним из основателей медицинского института. По решению правительства он похоронен на территории старого ТашМИ. Тетушка возглавляла отдел по изучению солнца в Астрономическом институте, а мой отец – известный архитектор. Я тоже начинал с того, что поступил на физико-математическое отделение в университет, но потом понял, что моя стезя – искусство. Супруга – Людмила Слоним, также как и я, полностью отдана оперному театру. Она талантливый композитор и пианист, которая много помогает мне в постановках. Недавно у Людмилы прошел ее творческий вечер. Вместе мы уже около 30 лет. Знаете, наш союз подарил и дарит нам обоим много счастливых мгновений.