Неформалы и власть - пять вопросов на злобу дня

Елена Бэт Большакова
После июньского скандального обсуждения в прессе «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей» прошло около полугода. Первые эмоции схлынули, и пришло время обсудить этот вопрос более рационально. Точнее, не вопрос, а вопросы — т.к. их за этот период накопилось много. Но обо всем — по порядку. Итак…

Вопрос № 1. Что это за «Концепция» и с чем ее едят?

Концепция госполитики по духовно-нравственному воспитанию детей разработана по инициативе Общественного совета Центрального федерального округа совместно с Комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике и тремя комитетами Госдумы - по вопросам семьи, женщин и детей, по культуре и по делам молодежи. Свою инициативу политики объясняют тем, что «российское общество, включая несовершеннолетних граждан, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса». Особенно неблагополучная ситуация, отмечают они, складывается в сфере нравственности детей и молодежи. Соответственно, концепция представляет из себя рад мер по борьбе за эту самую нравственность: мер как нелепых, так и достаточно здравых. Но сначала о несуразностях. Например, предлагается ввести «запрет появления в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, учреждении среднего или высшего профессионального образования обучающихся и иных лиц в явно узнаваемом и очевидно идентифицируемом макияже, одежде и атрибутике «гота» и «эмо». Также предлагается ввести комендантский час, запрет на тату, пирсинг, некоторые виды спортинвентаря и на “заимствованные” праздники — Хэллоуин и День святого Валентина… Есть в концепции и здравые моменты, позволяющие приблизить уровень защиты прав детей к европейским стандартам, но эти идеи тонут в потоках запретительной нелепицы. Именно поэтому большинство СМИ и практически все интернет-сообщество сразу же ополчилось на этот проект, окрестив его «совковым» и нарушающим конституционные права и свободы граждан.

Вопрос № 2. Почему правительство вдруг так заинтересовалось неформалами?

Все предельно просто. В «лихие девяностые» политикам было совсем не до молодежи и ее нравственности. Кто-то искренно прививал России демократические ценности, а кто-то не менее искренно разворовывал страну. А кто-то делал и то и другое одновременно. До неформалов ли им было? Но вот прошло время, все более-менее устаканилось, вроде бы стабильность наступила — теперь можно и о молодежи подумать. Вот такая логичная и даже вполне благородная версия. Но есть и другая, дополняющая ее, менее благородная. Монокультурным обществом, с одинаковыми ценностями, нормами и интересами проще управлять. И тут любая субкультура становится преградой для этого: больно уж субкультурщики яркие, необычные, а главное — со своими принципами, подчас отличающимися от стандартных и удобных. Неформалы мешают политикам, они — явно не их электорат. Эту мою догадку вполне подтверждает заявление Максима Мищенко, руководителя «России Молодой» и депутата госдумы: “Все эти готы, связанные с сатанизмом, или непонятные эмо просто опасны для психического здоровья молодежи… Когда эти культуры становятся популярными, мы теряем собственную идентичность”. Вам ничего это не напоминает? Кажется, все эти высказывания уже звучали в адрес неформалов пару десятков лет назад… Но есть и более очевидное объяснение всему происходящему фарсу - депутатам делать нечего. Все это радение о нравственности молодежи - не более чем очередная имитация бурной деятельности. Мол, мы, депутаты, не зря стулья в Думе протираем и зарплату в карман кладем.

Вопрос № 3. Кто уже ощутил и ощущает давление этой «Концепции» на себе?

Это, в первую очередь, готы и эмо. Одних заставляют в школе снимать/смывать все свои неформальные признаки, других же под предлогом операции «Неформал» отвозят в отделение милиционеры. Вот что об этом говорят сами неформалы:

Игорь milphyustagk (aka_Azon) Азанов: «Сегодня в городе Нижний Новгород произошла зверская облава на нефоров. Менты забирали всех нефоров, переписывали и снимали отпечатки пальцев. Уже реально начинаю подумывать о небольшом бунте….Только, к сожалению, ОМОН - это сила….»

Домовеног Кузяепты: «Я давно слышала об этом… В моем городе Омске меня даже ловили летом менты. Сказали, что запрещают распространять молодежи субкультуры… Эмо к примеру… Сказал, что на первый раз отпустят… А если еще попадусь, то, типа, мало не покажется…»

Kinder Эй!Oi! Punk: «В Екатеринбурге на днях у мусоров прошла операция, отлавливали всех нефоров и везли в отделение…Забрали много моих друзей и знакомых…»

Дмитрий Мустафин: «В Архангельске аналогичная обстановка с операциями “Неформал”: цепляются и гребут всех и вся, кто хоть немного выделяется из толпы… Меня один раз повязали только за то, что на балахоне было написано “Все государства - концлагеря”… Вот тебе и свобода слова… Такими темпами скоро вернемся к временам СССР, будут за одно неверное слово по лагерям гноить…»

Дениска хХДын-ДынХх Телюра: «У нас уже кстати по четвергам забирают неферов (в Нижнем Новгороде) — учет. Всех поголовно, кто не так выглядит».

Бешенная Мышь: «А меня в школе… У нас тогда проверка была… И нам рассказывали: про эмо, панков, реперов и т.п. Потом попросили всех встать, чтобы посмотреть на вид, кто как одет… Ну, у нас в классе все обычные, кроме меня, я неформалка… Тут всё и началось…Меня вызвали в отдельный кабинет…Сказали, что я эмо - щас на учет и все дела… Меня тогда завуч выручила - сказала,что я поменяюсь и не буду больше так ходить. Ну, я , конечно, так и сделала:-)))».

Вопрос № 4. Как неформалы реагируют на все это?

Реагируют вполне обычно: сначала прибывают в замешательстве («Жесть, я в шоке!!!»), затем шок сменяется злостью («Они хотят бунт? Они его получат!»), а злость сменяется более конструктивными действиями (митинги в Красноярске и других городах).

Ichigo DarK_BankaI Kurosaki: «В любом случае, я уверен, что подобный акт нарушения нашей демократии можно оспорить в суде!»

Светлана Свят Ибрагимова: «Панки, неформалы, готы, эмо, скины, ролевики, фрики и все все все! Объединяйтесь! А то нам не устоять против гнета и геноцида правительство!»

Maledictus Die Gotische Hexe T. Maggot: «Лучше бы правительство попсень запретило, Фильку Киркорова да Дмитрия Билана. В большинстве своем представители различных субкультур - умные, начитанные люди с хорошим чувством вкуса. Если кого и надо запретить, то это “гламурные падонки и сучки”, именно из-за них, а не из-за готов и прочих, деградирует общество».
Сергей CbGb Владимирович: «А я за запрет:-))) Тогда получится, что мы все как бы против системы пойдем. Типа нас притесняют… Даешь борьбу!!!»

Настя N@$ik Чубисова: «Вот я не понимаю, как госдума запретит это все. Подойдет и разденет человека? Или тату заклеет? А может, подстрижет или волосы перекрасит сразу на улице? А эмо они, что ль ,заставят смеяться, устроят им личную жизнь? Или как? Объясните, может, я чего-то не понимаю…»

Маргарита [АСИДА] Ладыгина: «Этим законопроектом они поднимут протест альтернативной молодежи, которую в качестве ударной силы поддержат скины и фанаты. Вот это и будет жесть.Признать тех же эмо радикально настроенными, потенциально опасными группировками - это хохма, каких не придумаешь. Тока вот и эмо, и панки, и готы, и фанаты - теперь все вместе. Законопроект против всех. И бороться будут все вместе… А это уже беспредел начнется».

Pleasant Blow Dusk: «Лучше бы они поднимали культуру в стране, образование и медицину, чем виноватых искали. Все равно же ничего этим не добьются, нас больше:-)))
Все _ Хорошо: «Сами о нас ничего не знают, а все пытаются взять под свой контроль, все запретить!!!»

Александр GrallexVill Григорьев: «Субкультуры потому так и называются, что являются частью мировой культуры, они не пытаются заменить национальную, не борются и не противопоставляют себя ей. Способ самовыражения, объединение взглядов. Убрать этот пласт культуры - означает вырвать часть человеческой натуры, психологии. Они ничего не знают о нас, так какое они имеют право нас судить?!!»

Вопрос № 5. Что делать?

Во-первых, все молодежные субкультуры должны объединиться, забыв мелкие недомолвки и споры. Ведь все мы — в одной упряжке, а в данный момент — в одной яме. И освободиться из нее можно только сообща. Необходимо объединиться ради сохранения индивидуальности каждого из нас. Ведь сегодня ущемляют права готов и эмо, а завтра в разнос могут пойти металлисты и панки (с этими субкультурами такое уже случалось — стоит вспомнить советское время). Надо стать чуточку терпимее и внимательнее друг к другу: вне зависимости от музыкальных предпочтений, одежды и длины волос.

Во-вторых, надо продолжать собирать информацию о «Концепции» и не бояться общаться с журналистами. Чем больше мы будем знать и чем чаще будем делиться своей информацией с окружающими — тем лучше. Ведь известно, что в информационной войне выигрывает тот, кого слышно. Поэтому давайте следить за развитием событий и распространять информацию.

В-третьих, надо действовать активно. Но активность - это не только митинги и пикеты. Активность — это еще и верность своим принципам. Например, прийти в школу или в университет в своей любимой (читай - «запрещенной») атрибутике — теперь это тоже поступок. А можно просто рассказать друзьям или родным о неформалах: что мы не такие плохие, как нас изобразили депутаты. Можно писать об этом в интернете и создавать сообщества против «Концепции по нравственности». Главное — не быть равнодушным, и тогда у нас все получится!

Специально для dvizh.org

19.11.2008.