Иуда

Георгий Фёдоров
У большинства людей, поверхностно знакомых с Библией, при имени Иуда возникают негативные ассоциации, связанные с жадностью, подлостью и предательством Иуды Искариота, и все это клеймится на имени. Незнание Ветхого Завета, порождает глубоко невежественное мнение, что евреев называют Иудеями прямо и непосредственно от имени Иуда – предателя Иисуса Христа. Так ли все это? Попробуем разобраться.

В самом имени Иуда нет ничего предосудительного, наоборот, это имя несет в себе Божественное начало. Впервые имя Иуда встречается в Библии, в первой ее книге Бытие: «И еще зачала (Лия), и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя: Иуда». Бытие 29. 35. Как видите, имя Иуда означает: Хвала – Прославление. Упомянутый в стихе Иуда - четвертый сын из двенадцати сыновей Иакова, патриархов двенадцати колен (родов) Израиля. Именно от Иуды пошла генеалогическая ветвь, ведущая к царствующим родам Давида и Соломона: Иуда – скипетр Мой,…» Псалтырь 107: 9. А затем, и напрямую к Иисусу Христу, притом, по обеим ветвям; как по биологической – материнской линии, так и по линии приемного отца Иосифа, обеспечивающей неоспоримое юридическое право наследия.

Право наследия имеют обе ветви, так как идут от царя Давида, и разделяются на его сыновьях: Линия Иосифа идет от Соломона, а материнская, от брата Его, Нафана: «Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его». Псалтырь 113: 2.

Кроме Иуды – Патриарха, по материнской линии Иисуса Христа, еще два предка были с именем Иуда, и один из братьев назван Иудой.

Три Апостола из двенадцати, носили имена Иуда: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:…». Луки 6: 13. Из них: «Иуду Иаковлева и Иуду Искариота,…». Луки 6: 16.

1. Фома: «Фома (арам.), или Дидим (греч.), т.е. Близнец, - вероятнее всего прозвище. Согласно преданию, имя апостола было Иуда». Комментарий к книге А. Меня: «Сын человеческий»

2. Иуда Иаковлев, он же: «…Иуда, брат Иакова». Деяния 1: 13. В кругу Апостолов звался еще: «…Леввей, прозванный Фаддеем». Матфей 10: 3.

Так как фамилий, во времена Иисуса Христа, не существовало, для различия людей с одинаковыми именами, добавлялись имена, чаще всего; отцов, братьев, иногда матерей. Или прозвища по характеристике: Симон – Петр (камень), Фома (близнец). Называли и по местности, или города: Иисус из Назарета, Иуда Искариот.

3. Иуда Симонов Искариот, то есть, из города Кериофа. Поскольку Евангелие писалось на греческом языке, в греческой транскрипции Кериоф, очевидно произносилось, как Кариот, отсюда и: из Кариот, в дальнейшем трансформировалось в имя Искариот. «Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его (Иисуса Христа)». Иоанн 12: 4. Вот этот-то Иуда, и является тем, по чьей вине, имя Иуда стало нарицательным, но нарицательно ли само имя? Только в сочетании: Иуда Искариот, тогда все встает на свои места. Достаточно и просто Искариот. Но, Иуда – короче, а человек, по своей сути ленив, и по этому получается, что все предатели Иуды. Но что еще хуже, все Иуды предатели: - Великолепный «питательный бульон» для антисемитизма.

В Евангелии, как впрочем, и во всей Библии, только коротко и сжато без мелких подробностей и, тем более, без комментариев. Так, например: Нагорную проповедь Иисуса Христа; от Матфея и от Луки, мы прочтем обе, не более чем, за двадцать пять минут. А Иисус Христос проповедовал ее не один час. И нигде не указано; сколько времени это заняло. И пусть простит меня верующий читатель за попытку, не то, чтобы оправдать, но, хотя бы понять Иуду Искариота. И пусть читатель помнит, что это, сугубо мое личное мнение.

Был ли Иуда Искариот жадным? Если и был, то не более, чем многие из нас. Да, он любил деньги, мечтал разбогатеть и рассчитывал, как и некоторые Апостолы, на высокий пост при воцарении Иисуса Христа.

Предательство Иуды Искариота неоспоримо, и об этом однозначно пишут все четверо Евангелистов, но был ли Иуда предателем изначально? Скорей всего нет: «…Иуду Искариота, который потом сделался предателем». Лука 6: 16. «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». Иоанн 13: 2.

Возникает вопрос; почему Иисус Христос выбрал Иуду Искариота в Апостолы, заранее зная, что он Его предаст? «Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Лука 9: 44. Ответ, скорей всего, надо искать в личностной характеристике Иуды, натура, которого, полностью соответствовала для этой роли.

В Новом Завете, нигде не указываются причины поступка; констатируется, только факт предательства. Но причина, безусловно была.

Толкнуть на предательство могут, хотя не всегда и только, но в основном, три причины: Зависть, обида и стяжательство (тридцать сребреников). Зависть и обида исключаются потому что, возникни у кого-либо эти чувства, в отношении к Иисусу Христу, это было бы обязательно отмечено в Евангелии. А вот тридцать сребреников фигурируют не двусмысленно, что и берется большинством за основу. Но так ли это? Заглянем глубже: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников». Захария 11: 12. Это пророчество написано более чем, за пятьсот лет, до происходивших событий и как во всех пророчествах, каждое слово важно, и слова: «если же нет, - не давайте». Доказывают, что не жадность была первопричиной. Что же тогда? – Быть может благие намерения?

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! Матфей 11: 12. По примеру Апостола Петра видно, что никто не понимал истинного предназначения Миссии. Все ожидали от Иисуса Христа освобождения от Римской зависимости и воцарении Его на престоле Израилевом.

Иуда Искариот был, очевидно, не только недальновидным, но и нетерпелив, и он мог решить поторопить события, считая, что оказавшись в руках первосвященников, Иисус Христос во всю силу проявит себя! А слова Иисуса Христа: «…что делаешь, делай скорее». Иоанн 13: 27. – могли восприниматься им, как одобрения и руководство к действию. И не канун ли Пасхи – день выхода из Египетского рабства, как символ свободы, самое подходящее время для этого?

Сцену с предательским поцелуем, описанную у Матфея, в 26 ой главе, тоже можно трактовать, как уверенность Иуды в своей правоте, и тогда, поцелуй, с его позиции, не является кощунственным: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». Матфей 26: 48,49.

Сравните у Марка: «…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его». Марк 14: 43 – 45. Здесь Иуда, тоже ведет себя весьма уверенно. А поцелуем своим, он показывает Иисусу Христу, что хотя и предает Его, понимает все и по прежнему любит Его. Но когда Иуда понял весь ужас содеянного, пережил глубокое разочарование и отчаянную трагедию: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». Матфей 27:
3 – 5.

Раскаяние Иуды Искариота, подтверждение вышесказанному. Но понял ли, и раскаялся он до конца? К большому сожалению, нет. Он не доверился Богу и своим суицидом «сжег все мосты»: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Исаия 55: 6,7. «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Иоиль 2:12,13.

Никто из авторов Евангелия не взял на себя роль адвоката не потому, что свежа память и сердца кипят от возмущения, а потому, что цель Библии; назидание, а предательство – есть предательство, и в Нагорной Проповеди сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Матфей 5: 37.

28.08.2005 Апологет.