Иван Федорович

Алексей Евдокимов
Иван Федорович шел на работу, он каждый день ходил на работу. Вставая всегда в 7 утра, даже в субботу и воскресенье ходил. Он не мог пропустить ни дня, чтобы не пойти на нее. Иначе кто будет кормить одиноких сизых голубей, которых было так много в парке, голуби всегда с нетерпением его ждали, как ему казалось. В этом и заключалась работа Ивана Федоровича-каждый день ходить в парк, который находился в 15-ти минутах от его дома. Самого старого, наверное, в городе, где на 2-м этаже располагалась его маленькая квартирка.
Голуби, наверное, были самыми близкими живыми существами для него. Он же был совсем одиноким человеком. Ему нравилось находиться в обществе голубей, они, как ему казалось, все понимали. Не хуже людей, а может даже и лучше них.
На улице было еще тепло, но Иван Федорович в последнее время уже ходил в старом плаще. Как он выражался,- «Кровь не греет уже старика». Ивану Федоровичу шел уже 84 год. На удивление он был еще бодреньким старичком, хотя из года в год, все больше болезней одолевали его. То ногу скрутит на плохую погоду, то давление стучит по вискам, то фронтовые болячки дадут о себе знать. В общем, все как у всех в этом возрасте.
По дороге в парк, Иван Федорович как обычно заходил в хлебный магазин, в один и тот же, уже, сколько лет…При виде его фигуры на пороге, продавщица Зина неопределенного возраста и внешности, не меняющейся из года в год, выставляла на прилавок булку белого, всегда свежего хлеба.
-Доброго здоровья, Зинуша,- всегда с одним и тем же приветствием обращался к продавщице Иван Федорович.
-Здравствуйте, Федорович, вы своих питомцев как на убой кормите,- сверкнула прокуренными зубами Зинуша.
-Да о чем ты, Зинуша, они ж, как люди, тоже кушать хотят, их много у меня, птенчиков этих….С этими словами он кладет ароматную булку в холщовую сумку и медленно выходит из магазина. Иван Федорович медленно бредет по улице, рассматривая все вокруг, хотя он этот город знает, как свои пять пальцев, еще в далеком 54 году он прибыл в этот город вместе с женой. Иван Федорович после войны еще проходил военную службу в Вене, откуда прибыл к себе на Родину, на Кубань. Там женился на миловидной девушке, его Валечке. Он как сейчас помнит тот день, когда приехал со службы к себе в станицу. Как его встречали всем селом - молодого, высокого, миловидного парня с черными, как вороново крыло, волосами. Помнит он и тот день, когда началась война, и он молодым ушел на фронт, прошел всю войну от начала и до конца, 2 раза ранен был, в плен попал, откуда его чудом свои освободили,… потом эти же свои его в застенки тюремные засунули, непатриотично в плен к врагу попадать…Отпустили потом..
Иван Федорович остановился перед светофором, чтобы перейти дорогу. До парка еще немного пути осталось. Он запрокинул голову, чтобы вдохнуть полной грудью воздух его родного города…Загорелся зеленый, и Федорович не спеша пошел через проезжую часть.
На войне Иван Федорович служил в разведке, воевал отчаянно и храбро, за что был награжден и орденами и медалями.. В Сталинграде, в этом огненном аду боролся не на жизнь, а на смерть, потом Берлин брал, за что и получил награду…А потом была Вена, какой красивый город, он и по сей день его вспоминает с грустью и теплотой в сердце - небольшие улочки, вымощенные булыжником, все утопающие в листве, старинные здания, небольшие забегаловки, такие уютные и приветливые.
А вот и парк, он всегда встречает Ивана Федоровича как старого друга, которого заждались. Деревья где-то высоко в кронах шумят листвой. Чирикают весело птички. Всегда приходя сюда, Федорович ощущает, что он вернулся домой, и его встречают его домочадцы.
А вот и лавочка, родная сердцу его, Иван Федорович присаживается, и вот через минуту он уже окружен десятками голубей, они садятся на лавку, на Ивана Федоровича, вокруг стоит шумный гомон, как будто дети встретили своего горячо любимого отца.
-Сейчас мои родные, сейчас, - приговаривает Иван Федорович, доставая из своей холщовой сумки ароматную буханку хлеба. Он отрывает по кусочку и кидает их птицам, кидает и приговаривает, обращаясь к ним, как к маленьким детям - «Кушайте, деточки, кушайте»
 Иван Федорович вспомнил свою женитьбу. Как все было весело. По-доброму. Ничего из памяти совсем не стерлось, все перед глазами. Как будто было это вчера…И красивый кубанский наряд его любимой Валечки, и шумные веселые гости, и приятные, полные больших надежд слова гостей и родственников,.. Жили оно хорошо с Валечкой. Как он до сих пор ее называет. Хотя нет ее уже 12 лет.. И сам он стареет, все труднее ему уже добираться на кладбище на другом конце городе. Где похоронена его любимая женщина. После ее смерти он так и не связал ни с кем свою жизнь. Про него всегда говорили, что он однолюб.
Погрузившись в эти воспоминания, Иван Федорович все кидал и кидал кусочки хлеба голубям. Своим маленьким друзьям. Ведь кроме них никого не осталось у него на белом свете.
Жили они с Валечкой хорошо. Иван работал на мельнице в должности управляющего. Хорошие деньги зарабатывал он тогда по тем меркам, Валюша его ненаглядная в школе детей учила уму-разуму, любила она детей, скоро и у них родился сыночек Мишенька. Радости – то, сколько было, с малых лет баловали его. Души в нем не чаяли, да как думает теперь Федорович, что зря…
Голубей становилось все больше и больше… Казалось, со всего города они, слетелись сюда, к Ивану Федоровичу, чтобы покормиться с его рук. Да скоротать старику его одиночество. Больше людей в парке не было. Будний день, все на работах своих. Но Ивану Федоровичу и так было комфортно, у него же есть его «деточки», как любовно называл он голубей.
Помнит, как он с женой своей любимой завел разговор о том, что в город переезжать надо, в городе все лучше, чем в деревне. Да и сыночку их Мишеньке образование нужно получать. Да и о пополнении подумать бы надо уже…Вот так они и появились ранней весной 1954 года в городе - Иван Федорович, Валентина и их сыночек Мишенька, которому в этом году уже в школу надо было идти. На сэкономленные деньги и деньги от продажи дома, в котором они жили в станице вместе с его матушкой, Клавдией Андреевной( она померла через год после свадьбы их с Валюшей, не вынесла она того, что ее муж, отец Ивана Федоровича так и не вернулся с фронта), купили они небольшую уютную квартирку недалеко от центра. В хорошем уютном районе. Валюша его устроилась так же учителем в школу, Иван на завод слесарем, Мишенька пошел в школу. Все прибавления ждали. Да все никак. Так и не получилось у них ничего. Врачи сказали, что больше детей не будет у них. Сказалась болезнь Валюши, простыла она прошлой зимой сильно. Вот и осложнения…Теперь еще больше любви и ласки они отдавали своему единственному сыну.
При этом глаза Ивана Федоровича становятся грустными и немного влажными… Первый звонок прозвенел, когда их Мишенька пришел пьяным домой, он тогда учился в девятом классе… Пожурили его, думали со всеми бывает, молодой, перебрал… потом он пришел пьяный еще раз. Потом все чаще. Потом каждую неделю. Потом каждый вечер, еле-еле доучился до 10 класса, натянули ему оценки, да и отпустили его, перекрестившись, учителя.
Иван Федорович пытался говорить с ним. Все бесполезно. Учиться не хочу, пойду на завод. Ну, иди сынок, твое право. Через неделю его поймали на заводе за воровство. Посадить в тюрьму хотели. Но заслуги отца, все-таки фронтовик, ордена, медали заработал. Да и в цеху бригадиром работает. Все его уважают, ценят. В общем, по-тихому уволили его, ради Федоровича.
Иван Федорович вздохнул всей грудью при этих воспоминаниях, и еще отломил кусочки, бросил голубям. Они вроде как, насытились немного-уже не так дерутся, за каждый кусок между собой…
Валюша страшно переживала за своего сына, но ничего поделать не могла. Сынок-то их уже и голос стал повышать на мать да на отца. Работать больше не стал, да и не хотел видимо. С утра вставал, требовал деньги, уходил, а вечером возвращался домой пьяный или злой, но трезвый, уходил в свою комнату и запирался. Валюша только слезы лила на кухне, да за сердце хваталась. Иван Федорович же утешал Валюшу и говорил, что образумится их сынок.
Иван Федорович вспомнил как тогда поздним осенним вечером, когда их Мишенька спал пьяным мертвецким сном, к ним позвонила в дверь милиция. Открыв дверь, он увидел милиционеров.. В то, что они сказали, не хотелось верить. Оказывается их сын Мишенька, их единственный ребенок, ограбил вино - водочный магазин. Сами милиционеры сказали, что из всего, что они взяли, были какие-то крохи в кассе и вино….
Иван Федорович вспомнил, что тогда очень удивился поведению Вали. Она только сказала тогда - «Это рано или поздно должно было случиться, и указала милиционерам на дверь, где спал их пьяный сын.
Мишеньке дали пять лет за групповое ограбление магазина. Но Валеньке не суждено было дождаться их сына из колонии. Она вскоре после ареста их сыночка слегла и умерла тихим осенним утром, не выдержало ее сердце всех этих переживаний. Иван Федорович тихо схоронил свою любимую женщину на городском кладбище при помощи соседей и его товарищей с завода. Через 2 года из колонии вернулся сын. Его было не узнать – короткостриженая голова, бегающий цепкий взгляд, землистый цвет лица, синие от наколок фаланги пальцев, разговор на каком-то непонятном языке. Иван Федорович подумал даже, что это не его сын.
Голуби насытились уже и, нахохлившись, сидели вокруг Ивана Федоровича, как бы обмениваясь мыслями с ним…После прихода сына из колонии в квартире стало жить очень тяжело. Он приводил каких-то мрачных личностей. Они запирались в его комнате, откуда слышался звон стекла, брань, а после глухие звуки ударов. Иван Федорович пару раз стучался в запертую дверь и просил прекратить безобразие. На что первый раз его сын сказал - «Не лезь фраер, а то тяжко будет». На второй раз он ударил его кулаком в лицо и сказал, чтобы он убирался к своей женушке ненаглядной.
Иван Федорович сглотнул слезы. Это тогда сказал их сын Мишенька, тот, которого они с его женой так безумно любили и лелеяли, баловали. Но, сейчас думая обо всем этом, он понимает, что не нужно было этого делать, может и жизнь у всех них по- другому сложилась бы…..
Потом Мишенька попался на краже квартиры, его опять отправили в колонию. Не успев освободиться, он пьяный был задержан в чужом городе за разбой – напал на какого-то министерского работника, ему был присужден рецидив и отправлен был Мишенька в мордовскую колонию строгого режима, из которой ему не суждено было вернуться. В прошлом месяце пришло письмо, из которого следовало, что его сын был найден мертвым в подсобном помещении. Причина смерти - удар заточкой в сердце. Похоронен на территории колонии под номером 1456.
Иван Федорович помнит тогда, что больно кольнуло его в сердце что-то. Он долго сидел с потухшими глазами. Но в них не было слез. Иван Федорович считал, что все, что произошло, все к лучшему, Их сын отмучался и никому больше не принесет вреда….Несправедливым он считал только то, что вся его семья у Бога, а он живет еще.. Ведь он тоже повинен, в том, что не досмотрел своего сына, не сделал его человеком, из-за этого умерла его любимая жена…
Иван Федорович кинул последние куски хлеба сизарям. Его деточкам. Голуби, уже насытившиеся, лениво доедали кусочки хлеба. Иван Федорович посидел еще некоторое время, и, сказав мысленно себе, что пора идти, тяжело поднялся со скамейки. Все-таки неприятные воспоминания оставляют зазубрины на его и так уже довольно старом истрепавшемся сердце.
-Прощайте , дорогие мои деточки,- сказал Федорович голубям …Почему прощайте. Я же завтра опять приду к вам. Кто же вас кормить-то будет, подумал старик. Конечно, До свидания. И Иван Федорович тяжелым шагом двинулся по направлению к выходу из парка. Какая-то новая боль появилась у него в левой стороне груди, подумал он. Это я много ходил сегодня, тут же ответил сам себе он. Но боль не проходила. Иван Федорович чувствовал, что-то не так, у него не было до сегодняшнего дня такого…
Он вышел к светофору, вот на той стороне хлебный магазин, там Зинуша… Вот люди, сейчас загорится зеленый сигнал светофора. И я перейду дорогу. Но зеленый свет как назло долго не загорался… Иван Федорович уже чувствовал, что у него в груди пылает пожар, голова гудит. Он прислонился спиной к столбу светофора, не в силах уже стоять, он видит, как к нему подходит молодая девушка и говорит: "Дедушка вы такой бледный. Вам плохо?
Иван Федорович бессмысленно машет головой, и в этот момент в его груди раздувается красное пламя, которое моментально поглощает его целиком…..Последнее, о чем успевает подумать Иван Федорович… о голубях. Как же они без него…

Голуби, сытые, довольные, все еще ходят возле лавочки, собирают последние крошки, чтобы ничего не досталось этим нахалам воробьям…По всему их выражению и поведению видно, что завтра в это же время они будут здесь опять ждать этого доброго человека, который уже долгое время приходит на это место, чтобы их накормить.…Собрав последние крошки, они разлетаются кто куда с тем, чтобы быть здесь завтра снова…..