Силовой перехват власти

Анатолий Клепов
Автор: Анатолий Клепов

В прессе иногда появляются призывы к силовому перехвату власти теми, кто не доволен политическим режимом в той или иной стране. Этот призыв был популярен еще с доисторические времен, когда ближайшие родственники и друзья объединялись против вождя своего племени, чтобы с помощью простой дубины отнять у него власть. Случайно ли появление этого призыва в современном информационном веке или это вызвано какими-то иными причинами, мы попробуем разобраться.
В русском языке приставка пере- обозначает переход из одного состояния в другое. Например, переодеться. Т.е. человек совершил уже какое-то действие, а потом в силу каких-то причин ему необходимо осуществить новое действие подобно ранее произведенному, но в новом качестве. Или «перемолоть пшеницу», т.е. изменить качество зерна. В нашем случае изменилось качество пшеницы, перешедшей из твердого в сыпучее состояние, но состав пшеницы не изменился. Словосочетание «перехват власти» может означать замену руководителя, стоящего у власти, который по каким-то субъективным или объективным причинам не может качественно осуществлять выполнение своей функции управления.
Например, в первобытных племенах, когда вождь племени старел и уже не мог успешно добывать пищу для своих соплеменников, его ближайший родственник разбивал ему голову дубиной и сам становился вождем, приобретая все преимущества главы сообщества, включая обладание женами убитого. Однако перехват власти у вождя из-за его неспособности руководить не был единственным мотивом убийства. Например, конкуренту нравилась жена вождя, и это являлось главной причиной силового перехвата власти с его стороны. Сородичам же объясняли, что убийство было необходимо, чтобы увеличить добычу пищи, что прежний вождь в силу своей физической слабости плохо справлялся со своей задачей. Племя обычно воспринимало такой силовой перехват власти совершенно спокойно, так как считали, что родственники убитого вождя лучше знали его реальное состояние. А по большому счету им было на это убийство наплевать, потому что для них ничего не изменялось, главное, чтобы не было хуже. Но даже и против этого они редко возражали, так как местные колдуны и шаманы прекрасно обосновывали верховную сущность смены власти.
За многовековую историю человечества происходили частые убийства или смена руководителей государств ближайшими родственниками или друзьями, осуществленного в результате силового перехвата власти.
Силовой вариант перехвата власти широко расцвел во времена средневековья, когда многочисленные родственники главы государства всеми силами стремились захватить власть и применяли любые орудия убийства, от кинжалов до ядов. Вспомним французских королей, которые были убиты ближайшими родственниками. Предпочтение отдавалось ядам, так как смерть можно было объяснить естественными причинами. Или убийство императора Павла I при молчаливом согласии его сына Александра I. При таком силовом перехвате власти жизнь простого народа существенно не изменялась, так как те, кто перехватывал власть, не стремились к изменению политического курса, а вся затея сводилась лишь к личному обогащению.
Другим важным фактором силового перехвата власти являлось желание организаторов замаскировать истинные средства, которыми осуществляется перехват. Поражает своим размахом известнейшая война кузенов в Англии, длившаяся около 200 лет (XIV - XVI вв.) когда из-за борьбы за власть было убито различными способами 47 членов королевской семьи Англии. Обретя бесценный опыт в резне руководителей страны своими ближайшими родственниками, Англия распространила свой опыт по силовому перехвату власти из-за его высокой эффективности и скрытности и на международную арену. Наиболее наглядный пример тому - политика Англии в XVII веке. К этому времени, Испания и Португалия были очень могущественными странами и владели большим числом колоний с богатыми природными ресурсами, в первую очередь золотом. Англия не могла открыто конкурировать с Испанией и Португалией из-за недостатка природных ресурсов, в которых она сильно нуждалась, и ей было невыгодно прямое вооруженное столкновение с Испанией. Поэтому Англия использовала силовой перехват власти у Испании, нанимая бандитов, которых называли «пиратами». Они грабили испанские торговые корабли, перевозившие ценности из испанских колоний в метрополию. Англия была первой страной в мире, которая с таким всемирным размахом стала успешно использовать преимущества силового перехвата власти для завоевания господства в мире, при этом формально оставаясь в тени. Позже это искусство Англия с большим успехом совершенствовала не только у себя на родине, но и в других странах, приводя к власти нужных ей людей.
Пиратов можно сравнить с современными рейдерами. Но сущность рейдеров остается все такой же: скрытно и незаметно, маскируясь под своих, грабить конкурентов.
Силовой перехват власти Англией у Испании путем использования пиратов позволил ей стать самой могущественной страной своего времени. Впоследствии гитлеровская Германия чрезвычайно эффективно использовала свои военно-морские силы для силового перехвата власти у Англии, грабя английские торговые корабли, которые доставляли стратегическое сырье из ее колоний. Пираты Моргана, гитлеровские военные корабли маскировались под торговые суда нейтральных стран, чтобы легче было грабить.
У силового перехвата власти появляется важнейший признак хамелеона –способность маскироваться под своих, которая существенно увеличивала эффективность перехвата власти. По мере развития научного прогресса цивилизации инструменты, с помощью которых осуществлялся силовой перехват власти, изменялись. На заре развития цивилизации – простая неотесанная дубина, потом - яд, кинжал или простая табакерка, а затем - снайперские винтовки.
Наиболее изысканный способ силового перехвата власти - формирование информационного компромата с помощью прослушанных разговоров, включая телефонные переговоры руководителей страны, министерств или компаний. Используя компромат на человека можно посадить его в тюрьму на вполне законных основаниях – современно и демократично. Благодаря своей великолепной технической оснащенности США бесспорно являются первооткрывателями в этой области. Недаром в 1975 году сенатский комитет по разведке установил, что все Президенты, Трумэн, Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон и Никсон использовали ФБР для подслушивания и слежки в целях, не имевших ничего общего ни с национальной безопасностью, ни с борьбой с преступностью. Эдгар Гувер, возглавлявший ФБР 48 лет, был непревзойденным мастером прошлого столетия по силовому перехвату и передаче власти нужному политику, мастерски используя всевозможные технические средств прослушивания для составления колоссальных баз данных на миллионы людей. Они содержали массу подробнейших и интимнейших сведений на интересующих его людей. Э.Гувер великолепно понимал, что в наш информационный век формирование компромата на основе подслушанных телефонных разговоров – это наиболее эффективный и действенный способ держать в повиновении руководителя, а при его несговорчивости – обнародовать полученные данные и тем самым снимать или сажать его в тюрьму. Такой метод компрометации выглядит очень правдоподобно и убедительно для широкой общественности, особенно если произвести специальную корректировку речи руководителя, который говорил по мобильному телефону, как это было, например, с телефонным разговором Президента Филиппин Глории Арройя.
 Словосочетание «перехват власти» коренным образом отличается от более употребляемого словосочетания «захват власти». Под захватом власти подразумевается организация внешними или внутренними оппозиционными силами специальных действий, включая военные, экономические и политические, которые приводят к полному разрушению существующей власти и замене ее на новую. Чаще всего такой захват власти сопровождается военными действиями. Основным результатом захвата власти является, как правило, изменение формы собственности. Например, захват власти большевиками в 1917 г. коренным образом изменил форму собственности на землю и средства производства в России.
Наиболее характерный пример силового перехвата власти с помощью формирования информационного компромата наблюдался в Грузии. Два бывших ближайших друга, Президент Грузии и министр Обороны Грузии Окруашвили, вывалили друг на друга и на ближайших соратников огромный массив компромата, который был сформирован в основном на основании прослушанных телефонных разговоров. Каждый из противников приводит огромное количество фактов из прослушанных разговоров, каждый из которых может являться основанием для возбуждения уголовных дел от шпионажа до хищения. Интересен тот факт, что каждый из них ссылается на то, что материалы прослушки получены на вполне законных основаниях. Например, Окруашвили говорит, что он располагает архивом прослушанных телефонных разговоров за 2005-2006 гг., в котором многие политики, министры и судьи найдут свои имена и узнают свои голоса. Эти документы оппозиционер намерен опубликовать в ближайшее время в одной из грузинских газет.
В сентябре 2007 г. в эфире телеканала Имеди Окруашвили обвинил Саакашвили в коррупции и организации заказных убийств. Возможно, многие факты он получил из прослушанных телефонных разговоров Саакашвили и его ближайших соратников. С другой стороны, из Грузии стали уезжать лидеры объединенной грузинской оппозиции – Лейбористкой партии Шалва Нателашвили и партии «Свобода» Константин Гамсахурдия
Вероятнее всего, как сказал депутат Грузинского парламента Павлэ Кублашвили, это было вызвано обнародованными МВД Грузии материалами прослушивания телефонных разговоров этих лидеров якобы с сотрудниками посольства России.
Депутат грузинского парламента Руруа заявил: «Весь этот компромат и материалы мы получили в результате законного прослушивания телефонных разговоров сотрудников посольства России в Грузии». МВД Грузии распространило телефонные записи, на которых по данным МВД, лидеры грузинской оппозиции рассказывают российским дипломатам о ситуации в Тбилиси и планах оппозиции. Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиги Тарганадзе утверждал, что после обнародования этих материалов прослушки оппозиция себя полностью дискредитировала. Как мы видим, власти Грузии и оппозиция обмениваются мощнейшими информационными ударами: с одной стороны выдвигается обвинение в коррупции, заказных убийствах, а с другой стороны выдвигаются обвинения в шпионаже. Те и другие обвинения по степени серьезности могут привести к тюремному заключению лидеров оппозиции или нынешних руководителей Грузии.
Удивительно, но та и другая сторона, ссылаясь на результаты прослушки телефонов, не приводят заключения независимой экспертизы о голосах людей, говорящих по телефону, для подтверждения их достоверности,. А, как мы знаем, сейчас голос человека, говорящего по телефону, особенно по мобильному, легко подделать (ссылка). Но, вероятнее всего, это и не нужно ни тем, ни другим. Главное - как можно быстрее ударить информационной дубинкой своего бывшего ближайшего друга, как раньше в доисторические времена, а потом уже народу выдать наиболее правдивую версию случившегося о причинах отстранения от власти руководителя (шпион или убийца). Еще страшнее то, что на этой волне всеобщей прослушки в Грузии арестованы по предварительным данным 170 человек, а может и больше.
В настоящее время криминальное прослушивание телефонных разговоров становится наиболее эффективным оружием для силового перехвата власти ближайшими соратниками руководителя. Как и раньше в результате такого переворота для народа жизнь вряд ли изменится, но эффективность силового захвата власти с помощью информационной дубинки прослушки намного выше, чем от яда или кинжала. Ведь эффект ее воздействия распространяется не только на самого руководителя, которого хотят сместить, но и на самые широкие массы людей. Народу дают понять, что в случае неповиновения эта информационная дубинка прослушки в любой момент может обрушиться и на их головы, чтобы уничтожить инакомыслящих. Интересно, что такая информационная дубинка прослушки в силу ее доступности и низкой стоимости стала широко применяться не только для силового перехвата политической власти, но также и экономической и, в первую очередь, в рейдерских захватах предприятий. В информационный век получить компромат на конкурентов и сместить их достаточно просто, поэтому дубина криминальной прослушки становится для некоторых ближайших соратников руководителя фирмы в один из самых эффективных способов силового перехвата власти с целью его смещения.