Дутик, привязь и... радикулит

Степаныч Казахский
Фото из интернета.
Хорошо видны, передние небольшие колесики-дутики.

...Авиация не терпит отступлений от требований "Документов регламентирующих лётную работу" написанных жизнями предшественников. Но некоторые индивидуумы в вертолетной авиации (не будем тыкать в них пальцами:), считающие себя элитой, способной на многое благодаря уникальной возможности "сесть где угодно и когда угодно", иногда позволяют себе некоторые вольности - понадеявшись на несерьезность той или иной ситуации - по их мнению. Что, по стечению обстоятельств, иногда заканчивается очень грустными последствиями...

Но не будем сразу о грустном, а расскажем о том, как на собственных "шишках", учатся иногда, и... авиаторы тоже.


- Ну что командир, пойдём под белы рученьки? – вопрошают техник дядя Миша и летнаб Николай.
Кивнув головой, ме-едленно передвигаю правую ногу на сиденье пассажира, потом, туда же, то место где у всех "таз" (слово то какое!) и меня, подхватив под руки-ноги, благополучно вынимают раскоряченного из кабины вертолёта.
Процедуру сию повторяют уже неделю - четыре раза в день, сначала "содют, а потом – вымают".
Радикулит называется.

Дорабатываю оставшиеся денёчки своей пятнадцатидневной командировки, потом - в Целиноград, своим бортом, или на автобусе - в зависимости от расклада с моей сменой.

На большом поле возле вертолетной площадки базы "Авиалесоохраны" у поселка Алексеевка, стоят две вертушки: одна моя, вторая - выработавшая ресурс и ожидающая перегонки в ремонт.
На моей поменяли один за другим оба двигателя, и мы честно отрабатываем доверие командования, партии и правительства – доблестно боремся с лесными пожарами на севере Целиноградской области. В случае необходимости помогаем и соседям в "Боровом" - красивейшем заповедном месте, в Северном Казахстане. Так и работаем - не спеша, но добротно.

Потихоньку собираю манатки до дому-до хаты, солим и сушим грибы (дома же с голоду пухнут:)
В один из дней приходит телефонограмма из отряда: "командиру вертолета такому то перегнать второй борт караганду забрать двигатели которые поменяли тчк".

Приказы не обсуждаются, и мы - готовим вертолёт: грузим в пассажирский салон два снятых двигателя.
Однако теперь, мы – четырёхмоторное чудо (два своих движка, да два внутри).
Мы - конечно громко сказано. Сами понимаете, из меня помощник сейчас, "как
из го-на пуля" - как говаривал один литературный герой.

Вскоре, из Целинограда позвонил сменщик, что, "едет на паровозе" сюда. Мол, можешь ехать домой, но, немного другими словами - все из русского народного фольклора.
Собрал я утром оставшиеся манатки, догрузили мужики вертолёт, и начал осматривать, простоявшую больше месяца, воздушную машину.

Говорю ребятам: Движки-то в кабине - надо бы привязать! Не дай Бог, сяду вынужденно - придавит меня, нахрен, на пробеге, если попадет колесо в ямку-норку.
- Кончай командир, ты чего панихиду затянул? - смеются ребята.

- Кончай, кончай. Вам смешно - по привычке огрызаюсь, и вижу, что два дутика передних колес, стоят как-то смешно. Как, кхм... ягодицы в прыжке.

- И дутик бы надо накачать - говорю дяде Мише. Смотри, он сдулся совсем!

- Чем я тебе его накачаю? - отвечает. Баллона с воздухом нет, а насосом от машины, так где его взять – насос-то?
- На базу же летишь. Там, все и сделают! - намекают мужики, лукаво.

- Да-аа! – думаю, - это не Вовка который – «Кулибин». Тот бы из ничего сделал и насос и компрессор.
- Ну что ж! Мы ведь вертолет - долетим и потихоньку сядем, в Караганде - маракую про себя. А там, на базовой точке, мужики чего-нибудь сделают. Да и движки в салоне, не привязанные, вроде лежат себе мирно, посредине, прижатые собственным весом и никуда падать не собираются.

Ээх! Махнул рукой и, поехал-полетел, один, как обычно, в славный град Караганду.

Начавшаяся осень приложила руку к окружающему интерьеру, и я любуюсь всеми цветами листвы, лесочков и перелесков. Только вскоре передо мной - лишь степь на сколько глаза хватает - ровная, жёлтая, выгоревшая. Видимость "миллион на миллион".
Впереди, в жарком дневном мареве, какие-то замки мерещатся. Настроение - "чемоданное": осталось в Караганде сесть на рейс, и домой...

Диспетчер Караганды заводит нас на посадку, с "южным курсом". Приняв информацию рассчитываю «притулиться» осторожненько, на перекрестье 1-й РД (рулежной дорожки) и посадочной полосы, чтобы затем потихоньку дорулить, учитывая состояние дутиков, до стоянки вертолётов.
Оттуда, это рукой подать.
Подлёты по воздуху на свою стоянку нам не разрешали - не было предусмотрено "Инструкцией по производству полетов", хоть и воевал я, со службой движения неоднократно.

- «На прямой, к посадке готов»…- докладываю диспетчеру.

- «посадку разрешаю» - звучит ответ.

Запланировано «шуршим» в намеченную точку.
В эфире «появился» «тяжёлый» борт, тоже «на прямой» - снижается.
Мы находимся уже над торцом полосы и остались четыре-пять десятков метров до РД, когда диспетчер даёт команду:
- «Вертикальный» - сзади два тяжелых борта! - смещайтесь влево на грунтовую полосу. Посадку разрешаю.

- Да-а уж, Ил-18 дунет, мало не покажется - ворчу. Ну ё-моё, ни раньше, ни позже!
Смещаюсь влево как приказано, и снижаясь на грунтовую посадочную полосу, покрытую местами разного размера щебнем, чувствую, что нас, крепко «несёт». Вертолёт не хочет останавливаться!
- Что за ерунда?!

Посадочная полоса здесь, с южным курсом, и имеет естественный небольшой природный уклон, который можно бы и не брать в голову, если не мои проблемки с носовым колесом и двумя тяжеленными двигателями, стоящими без привязи сзади меня, на основном баке.
- Во-он покачивают как два хряка, пятаками-коками "входных направляющих аппаратов".

Несёмся, как мне кажется, на двадцати сантиметрах над битой щебёнкой полосы. Откуда она нахрен, здесь взялась, такая крупная? – посадочная полоса ведь, как–никак.
Боковым зрением вижу траву слева, ложащуюся в направлении полёта.

- Твою дивизию! Попутный ветерок, да ещё какой! - ахаю.

И тут, слышу голос в эфире ещё одного борта:
- "На прямой, снижаемся, шасси выпущены".

- Так и полоса скоро кончится - бьётся в голове. Может, уйти на второй круг? Ну да! Раздуют кадило потом: Почему ушел на второй круг, зачем ушел? И, надо будет ещё и "против шерсти", тяжелым бортам, проситься зайти на посадку. А ради меня - букашки, кто будет "старт" на 180 градусов менять?! Да и вопросы могут возникнуть: Почему груз не был закреплен? Почему дутик спущен?
И никого не волнует, что отсюда, вертушки дружно уедут в ремонт, на железнодорожной платформе.

Ох тяжела ты, жисть пилота-одиночки!

- Нет! Надо притирать, не загружая переднее колесо. Только, по миллиметру! Иначе «разуется дутик», встанет поперек и, будет нам "голова-ноги".

Вы когда–нибудь пробовали, едучи на велосипеде на заднем колесе, одновременно им же и тормозить?! Попробуйте! – испытаете истинное наслаждение - как говорится.

Слышу шуршание под колёсами основных шасси, притормаживаю гашеткой тормозов, выбирая при этом «ручку на себя» на микроны, и «задницей» чувствуя, что хвостовая пята с винтом - в сантиметрах от земли, а сдутый дутик - несётся над острым щебнем «грунтовой посадочной полосы».
Ой мама...

Как все-таки пригодился опыт посадок на разных скоростях, в том числе и на повышенных, на разные площадки. И, отдельное спасибо прекрасно работающим, чувствительным тормозам.
Нежно опускаю переднее колёсико, практически не загружая: полоса всё-таки хоть и длинная, но имеет предел - надо бы останавливаться.

Диспетчер «пытает» встревоженно, уже второй раз: «борт такой то, посадка?».

- Всё, остановился! - Ну, слава Богу!
Вытираю пот на лбу тыльной стороной руки. На ладони "отпечаток как слепок", от ребристой резиновой поверхности ручки управления.

- Посадка. Борт такой то! - отвечаю тихо и хрипловато, спекшимися губами.

- По второй РД, на свою стоянку!

- Понял - говорю. - Конечно "по второй". Я ведь практически всю полосу, пронесся, на полуметре от земли. Только, по "второй" рулить ... до хрена будет - если сказать простыми словами.

Ну да, ладно. «Едем», то бишь кое-как "не то рулим, не то летим", по длиннющей - около полукилометра, рулёжке, приподняв «нос».

Скорость - минимальная. Чуть больше – коснусь колесиком и разует дутик, наверняка уже вставший боком.
Костерю сам себя за бесхребетность и рулю, рулю и костерю на чём свет стоит!

Из вагончика на вертолетной стоянке выходит встречающий - заспанный техник, заруливает нас на стоянку, и разворачивает, знаками, на сто восемьдесят.

Это и была последняя капля терпения у резинового дутика, слетевшего наконец с колесика.

А я - самостоятельно вышел из кабины!
Радикулит-то мой - куда делся!?

П.С.
Рекомендую! Надо бы запатентовать, как новое, сильнодействующее лечебное средство:)

П.П.С.
И вроде бы уже не мальчиком был, а вполне даже зрелым и опытным пилотом. А вот поди ж ты - чуть не оскоромился.