несколько встречь с одесситами

Виктор Крумм
       НЕСКОЛЬКО ВСТРЕЧЬ С ОДЕССИТАМИ

Воспоминания в Одесском листке за #129 и #130 , где напечатаны рассказы Владимира Банта и Марка Вайсмана, написаны так живо, что и я вспомнил нашу родную Одессу и тех о ком они вспоминают.Это отдельные эпизоды о встречах в которых , вобщем ничего удивительного нет, хоть: “Одесса очень велика”но, если вы примерно одного возраста с теми, кто пишет и о ком пишут, то ясно ,что встречи- неизбежны.Начну с Ефима Геллера с которым я в1937 году посещал шахматный кружок при одесском дворце пионеров.Кто бы мог подумать, что у Ефима, вдруг после войны,” прорежется” талант ,как сказал Муля Котлерман, известный тем ,что в 32 году в сеансе одновременной игры, которую провел во дворце пионеров Хозе Рауль Капабланка, выиграл у чемпиона пертию.В 1944 я на Дерибасовской встретил Ефима вернувшегося ,как и я с войны”.Почему ты не приходишь в шахматный клуб?” спросил меня Ефим (шахматный клуб находился на ул.Жуковского)”Не могу-видишь, как я хожу?”ответил я.”А как ты?”спросил я Геллера.Ж Я имею уже вторую категорию” сообщил Ефим.И вдруг , кажется в 51 г. он уже чемпион Украины;а в 52, в Сабанеевом переулке ,идя навстечу толпе болельщиков, шедших после футбольного матча со стадиона” Черноморец”я встретил уже чемпиона СССР, да еще какого!Ведь ему пришлось победить в отдельном матче, будущего чемпиона мира Василия Смыслова с которым он поделил 1 и 2 места.Я шел со своим сыном, которому было, кажется 5 лет.”Пожми дяде ручку и запомни, что тебе пожал руку чемпион по шахматам Советского Союза !Запомни и расскажешь дома маме”.Дома произошла сцена:”Вовочка расскажи маме с кем, сегодня ты поздоровался за руку?” “С Героем Советского Союза!” последовал ответ!”Володенька не с героем Советског Союза, а с Чемпионом СССР по шахматам!
Запомни!”Полагаю, если бы не карты и баскетбол, да и желание жить не только шахматами, а радоваться жизни, пережив мясорубку войны –быть ему Чемпионом Мира!.Между прочим ;В стенгазете ОдесскогоУниверситета, где учился Ефим, была карикатура и надпись:” Геллер-шахматист, Геллер-баскетболист;Геллер-футболист, Но ,где же Геллер-студент???.Светлая ему память!

Теперь перейду к воспоминаниям Владимира Банта.Он заканчивал школу #117, a я школу #116.Как видно из его рассказа-он на два или три года моложе меня(я 1923 г;р;но учился с ребятами 1922 года-так получилось, поэтому в 1940 году все окончившие 10 класс были призваны в Красную Армию. Я не был призван и поступил в Водныий институт на судо.мех .ф-т по совету тренера по шахматам Селима Палавандова(Он читал там курс теплотехники);который надеялся, что из меня получится приличный шахматист, но увы, его надежды я не оправдал.Когда я в первый раз пришел в институтПалавандов, как я не упирался , завел меня в кабинет к зав.учебной частью института За столом сидел Чайковский большой ученый-будущий ректор Одесского консервного института”.Это твой новый студент, хочешь с ним сыграть партию?Он тебя обыграет”.Чаиковский, интелегентный человек ,пожал мне руку поздравил с поступлением и извинившись, пообещал со мной сыграть ,как только будет свободное время Увы, я и здесь не оправдал надежды ни преподавателя по химии профессора Ковалева(он пошутил -может быть студент Крумм станет таким как Лавуазье);ни моего отца, когда по окончанию первог курса заявил, что не хочу быть механиком ,забераю документы и подаю в Севастопольское Высшее Военно-Морское Училище.”Я думал, что ты станешь ученым, а ты хочешь быть салдафоном.,с грустью сказал мой отец.18 июля 1941 г получив повестку в военкомат(угол Греческой и Ришельевской)я показал вызов в Севастополь на мандатную комиссию, но мне комиссар сказал :совсем не то ,что Банту.Он сказал: “Учиться будешь после войны, а сейчас- иди защищай Родину!”.Так для меня началась война. Интересно, что вернувшись в освобожденную Одессу в 1944 году, я пришел в Водный институт и меня узнал декан физического.факультета профессор Твердый, который принимал у меня экзамен в 1940 году.Без проволочек я был принят на второй курсMeжду прочим, зав. кафедрой английского языка была тогда Бунцельман, а не Бант.В 1945 году я, после окончания второго курса в институт не возвратился, а поступил на курсы “штурманов малого плавания” ЧМП( при черноморском пароходстве).Но, это уже другая история.Но, на последок скажу, что с преподавателем математики Замороковым (о котором написал Бант)мне пришлось встречаться в 1951 году на курсах “штурманов дальнего плавания” в качестве курсанта.Исаак Соломонович ходил на тяжелом протезе На праздники он надевал военную форму и майорские погоны.Жаль, что и он ушел из жизни Привет “Одесскомы Листку” из Лос Анджелеса! Капитан дальнего плавания Виктор Крумм..