Мой последний бой

Виктор Крумм
       Мой последний бой
23 февраля 1943 года на Западном фронте началось наступление наших войскНа каждый километр фронта было задействано, как нам сказали перед наступлением, 300 орудий..Наша полк 1086 С.П. в составе 323 С.Д. тоже начал наступление.Мой минометный взвод 50 мм ротных минометов поддерживал нашу 3 стрелковую роту
Теперь у меня остались отрывочные воспоминания.И я напишу только о пoследнем дне 10 марте 43 г, когда я в один день с промежутком в несколько часов, был ранен 2 раза, хотя за предыдущие 16 дней наступления не получил ни одной царапины. Знаю, что наша дивизия распологалась в районе Москвы, где мы стояли с осени 1942 года в обороне.Оборона наших 10й и 16 армий, проходила в 200-500 км от Москвы с зимы 1941 года, когда сибирские дивизии, отогнав немцев - спасли Москву.В этот раз, прорывала немецкую оборону 1ая Пролeтарская стрелковая дивизия.Ровно в 4 часа над нами, на высоте не более 50 метров ,прошли штурмовики, которые сбросили бомбы на оборонительные позиции намцев.Затем, из орудий в течании нескольких часов, наша артиллерия обрабатывала немецкую оборону.Я думал, что после такой обработки немецкие войска будут” бежать до Берлина!”.Однако, немцы выработали тактику:Во время массированного огня, немецкие солдаты отбегали по приготовленным траншеям в тыловые, хорошо защищенные укрытия, оставляя только в некоторых окопах наблюдателей.Как только огонь прекращался, войска занимали прежние позиции, неся минимальные потери.Огнем пулеметов, автоматов и минометов, они отбивали наши попытки атаковать Ни самолетов, ни танков, ни с нашей ,ни с немецкой не было..Снег мешал нам преодолеть метров 300 до немецких траншей. Наша дивизия
вошла в в район прорыва вторым эшелоном..Зрелище было сташным: на ровном поле слева на право до самого горизонта ,лицом вперед к врагу, в белых мас.халатах, лежали убитые шеренгами, через каждые 30-50 метров..Впереди был снеговой вал за которым укрывались остатки живых и усталых бойцов дивизии прорыва.Бойцы нашей дивизии начали занимать их места.Где расположились штабы батальона;полка;дивизии- не знаю. За валом я увидел всех командиров рот и взводов нашего батальона, которые как и все бойцы ,лежали на снегу.. Впереди была деревня занятая немцами.Мой взвод из 5 минометов был за насколько дней до этого уничтожен;буквально расстрелян немецкими автоматчиками, когда деревня ,теперь уже немецкая, была тогда отбита у нас и я, не получив приказ о отходе, хотя был приказ” Ни шагу назад”, чтобы не попасть в плен, на свой риск дал команду:” Mиномет на вьюки” и приказал отбежать обратно за этот злополучный вал.Огонь был настолько плотным, что мне пришлось заставлять моих бойцов, буквально под угрозой , выйти из воронки от авиа.бомбы, где стояли наши минометы..Кроме меня, до вала добежали еще, только двое. .Немцы непрерывно обстреливали нас из минометов, артилерии и пулеметов.На ровном месте нам негде было укрыться Наша артилерия молчала.В мерзлой земле нельзя было вырыть окоп.Защитой от пуль, нам служили, замершие трупы убитых бойцов.Немцы пристрелялись. Укрыться от навесного огня немецких минометов было невозможно.Видно было, как короткими перебежками немецкие автоматчики приближались к нам.Мы отбивались огнем из винтовок, автоматов(у кого они были) и одним ручным пулеметом .Я своей винтовкой нацелился на громадного немца, который бежал на нас и подумал ,что это будет первый немец о котором я смогу сказать:”Я лично убил немца!”.Но, какая то пуля в этот момент ,пробила мой левый указательный палец у основания ладони и раздробила приклад винтовки.Все-же атаку мы отбили и посовещавшись, решили итти самим в контр-атаку Рану от пули я замотал бинтом.Как я теперь думаю , было абсолютно глупо по снегу бежать на укрепленную немецкую позицию, без поддержки артиллерии.Готовясь к контр атаке и ища оружие я увидел, как один боец уткнувшись носом в снег, из новенького автомата выпускает очереди в небо и, с некотоым усилием “убедил” его отдать автомат мне.С криком ура ,мы бросились вперед.Я успел пробежать не знаю сколько, как меня скосила пуля немецкого автоматчика.Со всего размаху я упал лицом в снег.Мой автомат, куда то улетел.Боль была дикая .Я верил, что меня не убьет, и вдруг смерть?!.Я даже поднял голову и крикнул” неужели убит!?”Справо от меня примерно в 5метрах я увидел ком.развед роты л-та Лутова, который смотрел на меня с жалостью.Когда я через некоторое время увидел, что не убит и поднял голову ,то понял , что я один .Никого наших не было.Я лежал на снегу между немцами и нашими и, мог только ползти на животе ,преодолевая сильную боль в позвоночнике и ногах. Когда я начинал ползти, меня вновь начинал посыпеть очередями немецкий автоматчик ,который был, где то сбоку близко от меня.Я полз обратно к своим.Не знаю, сколько времени я полз.В одном месте, где я проползал , подняв голову, увидел я справо от себя , наверно метрах 8 ,немецкого офицера .Он, очевидно был ранен в ноги .Сидел он на шинели .Рядом лежала офицерская фуражка и парабеллум.На руках были черые перчатки.Мы посмотрели друг на друга и я ,продолжил ползти в сторону наших позиций.Не знаю, сколько времени я полз .Наконец я приполз к месту, где одна противотанковая пушка вела артиллерийскую дуэль с немецким танком, который стоял на рсстоянии, наверно километра полтора.Весь расчет был убит и лежал на земле. Только один молоденький паренек, оставшийся в живых заряжал пушку и стрелял по танку.Танк отвечал ответным огнeм осколочными снарядами, которые рвались рядом с нами.Подошел с тыла солдат, который на волокуше приволок несколько снарядов для пушки.Солдат был на вид очень” стар”(лет 40) , Командир орудия, приказал ему отвезти меня на волокуше в тыл.Я заполз животом на волокушу и руками помогал ему тащить меня ..Потом была сан.рота;затем полевой госпиталь, потом санитарнуй поезд, потом госпиталь в Москве.Так для меня закончилась моя военная жизнь, но война из моей жизни никуда не ушла.!
       Инвалид ВОВ 2й группы мл.лейтенант Виктор Крумм. . . .