Чёрная ДЫРА...

Эжен Дуэ
       «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»
       П Р И М Е Ч А Н И Е.

Этот материал я случайно нашел в своих старых архивах.
Даю его без купюр, не смотря на то, что написан он был мною еще в первой половине 1998 года…
Поскольку в то время я работал помощником депутата ГД ФС РФ, перед тем, как опубликовать его я решил посоветоваться с председателем Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам А. Чернышевым.
Отдал ему это горькое размышление, да так до сих пор и не жду ответа… Да и есть ли ответ вообще?

Судя по всхлипам отечественных СМИ, пустопорожним крикам депутатов и политологов, "ратующих" за землю российскую, стонам крестьян и причастных к сельскому труду земляков, с тех пор так ничего и не изменилось…
А жаль. Аграрно-промышленный комплекс России - это безопасность нашей матушки-Родины и наше с вами благополучие. Неизлечимой болезнью страдает отечественный АПК, задыхаясь в залежалой груде надуманных и кому-то очень нужных проблем.

"Что делать" знают все. А вот как это делать, выходит, никто…
Так и живем, надеясь на лучшее…

Надеюсь и я - автор этого материала на то, что эта тема не оставит всех вас равнодушными, что я услышу ваше мнение, ваше искреннее мнение о перспективах развития отечественного АПК - о нашей с вами судьбе, сытной судьбе наших потомков.
Пишите мне в отзывах на этот материал.


Краткая справка (1988 год)..

А П К.
Экономика многоукладная. Формы собственности: АО, ТОО, фермерские и личные хозяйства (274.000). В основном - зоны рискованного и «безнадежно рискованного» земледелия.
Без надлежащего государственного дотирования - низкая эффективность производств всех видов собственности.
Характерные черты:
; спонтанное ведение дела;
; организационная агония;
; резкое шарахание от одной формы хозяйствования к другой без учета региональных этнотрадиций, традиционных культур земледелия и животноводства;
; аморфность управления и т.п.
Требуется не только смена вывески (психологический фактор), но и кардинальные реформирование:
; экономики;
; концепции социального обустройства;
; принципов организации и управления;
; технологий земледелия и животноводства.

Это, естественно, не всё. Если бы было всё так просто, то русский мужик уже давно бы переплюнул высокоразвитого зарубежного фермера. Ему не надо занимать ни ума, ни трудолюбия. Основная причина - в самоустранении государства от аграрных дел. Недосуг сегодня Правительству заниматься АПК. Других дел по самую маковку...
Но, не смотря на все катаклизмы, вопреки здравому смыслу «жив Курилка»:
в 1998 году отечественный АПК произведет 28% от валового общественного продукта, более 70% потребительских товаров. Теоретически, при реально сложившейся кризисной ситуации - это высокие показатели.

Попробуем трезво взглянуть...
       
       Аграрная реформа начало берет с Указа РСФР «О земельной реформе (1990 год) и Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 год) принятого Верховным Советом.
Все «новации» легли в основу ст. 12 Конституции «Новой России».

«Новая история» АПК пишется, по сути дела, с 27 декабря 1991 года - времени выхода в свет первого Указа первого Президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», породившего Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
       Последним предписывалось «обеспечить контроль... прав членов колхозов и работников предприятий на бесприпятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств...».
Эйфория свободной сельской жизни (без к.-л. ограничений) породила президентский Указ № 213 (2 марта 1992 года) «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».
«Отметился» на этом поприще и «великий реформатор» всех времен и народов, экономический газетный обозреватель г-н Гайдар, родив 6 марта 1992 года чудо-Постановление № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации». Воистину «... разрушим, до основанья», а затем? Внук великого писателя подлил масла в огонь: не надо, дорогие ребята-колхознички, прогибаться перед «верхами», никаких плановых работ, действуй самостоятельно и «на всю катушку». Рушим колхозное производство пока хватит сил! Да побыстрей!
Беспомощному АПК врезали в самое дыхло! Знали куда надо бить.
Гра-а-мотные, однако, ребята! Порушено было сердце экономики АПК рубанули по сложнейшему сплетению технологических связей. Обернулось - социальной и экономической катастрофой для всей многострадальной России.
Сегодня пытаются затушевать «успехи» рулевых прошлых лет. Но как раз сегодня мы только-только начинаем прозревать. Если раньше ругали всех подряд и априори кричали о будущем изобилии, то теперь, сквозь дымку и мишуру деклараций пришло осознание исторической роли «гайдаро-шахрайчиков» с явным дефицитом элементарных представлений, знаний о характере живого организма АПК. Отсюда - отсутствие целевых установок, бездуховность управленческих решений.
Бурное время перемен, вынесшее эту категорию управленцев на стремнину политических перекрестков с движением «без правил», заставило их «шевелить мозгами», изображать бурную деятельность. Но поскольку с профессиональным опытом у многих из них была напряженка, на смену плановому ведению хозяйства пришла эра правотворческого хаоса. Показатель активности один-единственный: количество «новаторских» правовых актов.
Скажем, зачем долго мучиться? Во всем мире живут ведь по другим законам. И неплохо живут! Чего проще - тащим западный опыт на российскую землю! А ну, навались, братва! Кто быстрей?

Единожды упав ...

       Только к концу двадцатого столетия, когда истерзанный, замученный пластическими операциями АПК окончательно пал на колени, стали видны трагические промахи несведущих в сельском деле «реформаторов»:
; все сельские жители (вне зависимости от их причастности к сельскому производству) были наделены равными земельными долямии, имущественными паями (вт.ч. - пенсионеры, работники соц. сферы, учителя...
; стоит только изменить формы колхозной собственности, - изменится психология сельчанина, изменится отношение к труду...
; быстрое разрушение прежней системы хозяйствования (равно, как и «шоковая терапия» в экономике) не принесло положительных результатов. Медленно шел процесс создания новых рыночных структур. Вакуум был заполнен хаосом, неразберихой в управлении этим сектором экономики. До сегодняшнего дня новая система плохо различается через развалины старой. Она находится еще в эмбриональном состоянии.
; приватизация перерабатывающей отрасли прошла с грубейшими нарушениями и контрольные пакеты акций перешли в руки незаинтересованных в подъме этой отрасли лиц. Товаропроизводитель остался наедине со своими проблемами.
; не повлиял на процесс становления перерабатывающей отрасли и сам крестьянин, в руках которого (на время) появился этот пакет. Он не был подготовлен ни профессионально, ни психологически
; дисбаланс интересов и характера глубоких структурных изменений в народном хозяйстве и его отношение к экономике АПК. Отсюда - диспаритет цен, прочие беды.

       Правда, с большим опозданием, на руинах хорошо отлаженного аграрного гиганта, в 1996 году была принята Президентским Указом «Концепция развития АПК». Готовился этот документ с участием сельхозакадемии. Но этому эпохальному творению не суждено было стать основополагающим: сегодня с ним мало кто из руководителей знаком. Да и само государство «запамятовало» о его реализации. В последнем случае, недоставало сущей «мелочи» - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ.

И пошло-поехало….

Вводим либерализацию цен - получаем их безудержный рост! Проводим обвальную «ваучеризацию», приватизацию производства - получаем процесс криминального разбазаривания богатств державы, нажитых тяжким трудом отцов и дедов! И, как логическое продолжение - социальный взрыв!
В эти бурные годы не отставал от времени и наш родной Президент с собственно сочинеными Указами о свободной продаже российской земли, покрытой в несколько слоев потом и кровью преданных ей сынов: - Покупай-продавай, нарезай-отдавай за бесценок...
И формулу придумали прямо-таки классическую! - «Земля должна перейти от нерадивого хозяина к рачительному». Сплошная гармония! Только где этого хозяина найти? В каком медвежьем углу дожидается он своего звездного часа?
       Правда, сотня-другая тысяч оборотистых и грамотных хозяев кинулась было в новый омут, но споткнулись они на самом пороге, погрязли в липкой пучине пореформенных проблем. Обрабатывать-то земельку нечем, да и с оборотными средствами проблема.
       Многие же поступили «как всегда». Чё тут долго мучиться? Продал свой клочок земли простой мужик заезжему богатею при золотой цепи и сапфировом перстне, погулял всласть денька два-три и... зубы на полку. Что дальше делать? Грабли в руки и к скупщику: - «Я те покажу, как ...». А денежного гостя и след-то простыл. В светлую память о нем - четкие шипованные следы «Линкольна» к бывшей мужицкой делянки да красочно оформленный щит с изображением будущего дворца «нового русского»...
       - За чё боролись, на то и напоролись. - чешет похмельную голову мужик, пытаясь философски осмыслить свой неверный шаг. - А-а! Была - не была! Образуется. Поди, не одному мне маяться. Все бывшие колхозы в околотке на 75% скуплены. Чё-нибудь начальство и придумает?...
       И придумало. Ускорило разрушение крепких коллективных хозяйств. Обернулось это социальными катаклизмами, обнищанием российской деревни.
       Итак, катастрофическое снижение объемов сельхозпродукции, сворачивание сельхозмашиностроения и огромная армия незанятых высокопрофессиональных рук, умеющих делать чудо на земле...
       А на дворе «рынок» с его чудесами обогащения и элементарной подзаборно-криминальной технологией: купи-продай, отними-присвой, не обманешь - не проживешь... А в каждом доме - голодная семья.. Сколько их по всей Руси?....
       
«Задний ход»?

Много воды утекло в многострадальной деревенской жизни, пока всем стало ясно, что «не туда, мужики, гребём».
Очевидным стало критическое положение деревни и тем, кто «наверху».
Первым забеспокоился Президент и собственноручно выписал рецепт-Указ «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению АПК». Но «поезд-то ушел»! «Летучий голландец АПК» уже давно без кормил и ветрила дрейфует в бумажном океане. Квалифицированная команда его от великой нужды занялась «мелким бизнесом», а кто пошустрей - кусками собственного корабля стали приторговывать. Какой-такой АПК? С чем его едят? Над чем командовать и кому оказывать помощь? К этому времени Государство потеряло контроль не только над сельскохозяйственным производством, но и над всей инфраструктурой нью-АПК.

Теперь и государство оказалось не у дел. Ценовую политику стал диктовать заезжий молодец, не выходя из своего «Линкольна», другие посредники, скупившие на корню не только ресурсную, но и производственную базу.
Удельный вес энергоресурсов, амортизационных отчислений, прочих категорий затрат на производство сельхозпродукции вырос в 3-4 раза, а затраты на оплату труда, семена, корма, удобрения заметно сократились.
Сегодня этот ценовой диспаритет невозможно покрыть скудными бюджетными вливаниями. Этим обусловлен неуправляемый процесс сворачивания сельхозпроизводства. Причина очевидна: убыточность.
Теперь государство не в состоянии враз поднять эту целину проблем. У государства своя задача: в ы ж и т ь! А как? И снова «умельцы» от власти денно и нощно ломают свои светлы головушки: как наполнить катастрофически пустеющую казну? До АПК ли нынче?
Поиск надежного источника пополнения казны привел «верхних спецов» к «гениально-простой» мысли:
       - « Зачем вкладывать средства в заведомо убыточный сектор экономики (АПК)? Есть быстроокупаемые отрасли: ТЭК, например, другие естественные монополии, сфера услуг, наконец, - финансовый бизнес. АПК поддержим словом. В крайнем случае - льготами. Вот наполним казну и за АПК примемся...»
       И идет всё своим чередом. Крепчает день ото дня федеральная налоговая политика. Суровеют лица чиновников от ведомств, озадаченных главным вопросом Дня: - « Где деньги, Зин? »
1994 год. Тяжесть налогообложения АПК возросла в 1,8 раза.
Убедившись, что АПК - «черная дыра» отечественной экономики, государство принимает ряд жестких мер:
; кредиты выдавать на срок не более года;
; краткосрочные ссуды за счет централизованных кредитных ресурсов ЦБ России отменить;
; кредитование АПК производить только путем финансирования закупок и выдачи товарных кредитов за счет средств бюджета.
       Какой там бюджет? Только титульный лист от него и остался...
Дернулся было в своей последней конвульсии Второй съезд народных депутатов. Успел прохрипеть программу возрождения российской деревни... Руки поднял, да так и остался с поднятыми руками... Видно, не судьба...

Дело рук самих...
       
Что делать с мнимой многоукладностью? Смена вывески АПК не повлекла за собой кардинальных перемен: на бумаге, формально существуют АО, Товарищества на вере.. На самом же желе, смена вывески не повлекла за собой кардинальных изменений отношений внутри сельхозпредприятия.

       Оправдали себя товарищества на вере. В основном, - эта форма коллективного ведения хозяйства оправдала себя. Спор кто накормит страну? Фермер или колхозник? Не имеет под собой основы.

       Финансово-кредитная политика государства в отношении села. Она складывается из бюджетной поддержки и собственно кредитной политики. 1998 год. В бюджете заложена 1/5 часть от потребностей АПК: 12 млрд. новых рублей.

Немного истории кредитования АПК.
1991-92 г.г. кредитование под льготную процентную ставку.
1992 год: отказались от льгот и ввели общую ставку кредитования - 213%! Село добили окончательно. До сих пор на АПК «висят» 20 трлн.рублей долгу.
Отказались от фиксированной ставки, ввели товарный кредит. Пошел новый беспредел. По товарному кредиту цена литра дизельного топлива по РФ по сравнению с заправочной станцией возросла в 1,7 раза! Снова тупик. Эксперимент продолжается.

В 1998 году целевое кредитование села решено вести через Фонд льготного кредитования: под 1/4 учетной ставки ЦБ РФ.
       Закон «О бюджете РФ 1998 года» предусматривает провести реструктуризацию долгов АПК. К сегодняшнему дню только пени и штрафы по долгам АПК составляют составляют почти 2/3 от их общей суммы. В соответствии с ФЗ «О бюджете 1998 года» эти суммы должны быть списаны с АПК. Основной долг будет реструктурирован на несколько лет.
О Фонде льготного кредитования.
       Его сумма должна составлять не менее 20 млрд.руб.

Как здоровье, АПК?

А тем временем мощный локомотив «Экономический кризис» набрал скорость. Больная экономика не в состоянии нести на себе бремя социальных затрат заведомо нерентабельного сектора хозяйствования. Закрываются сельские школы, участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты. Очевидной становится обреченность села. Ау-у-у! Где ты, АПК?

- А чё с землёю-то делать?

Земельный вопрос.
       
Этот вопрос настолько политизирован, что зачастую невозможно докопаться до истины. Для того, чтобы вывести АПК из глубокого кризиса, следует на уровне Правительства и законодательных актов убрать эту проблему из рассуждений и законотворческих шагов парламентариев и сельских экономистов. Как это сделать? Видимо, необходима постоянная разъяснительная работа. Причем, целевые установки должны быть стабильны, непоколебимы ни чьими околоземельными демагогиями.

1998 год. В частную собственность передано 152 млн.га. или 83% лучших сельхозугодий. Собственниками земли стали:
; 11,8 млн. владельцев земельных лоскутков - членов 27 тысяч
сельскохозяйственных организаций (в т.ч.):
; АО и ТОО: 16 тыс.
; кооперативов: 2,9 тыс.
; колхозов: 6,1 тыс.
; частных (семей): 44 млн.
; 279 тысяч фермерских хозяйств
Рядом с ними функционируют более 21 тысячи государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий, в распоряжении которых - 29,4 млн.га. пахотной земли.
Ещё 18 июня 1996 года Президентским Указом за № 933 утверждается, наконец-то, «Федеральная целевая Программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы».

Программа разбита на этапы.
Первый - создать необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления порушенного «реформами» АПК.
Вслед за этим появляется законодательная поддержка. В свет выходят федеральные законы:
; «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
; «О государственном регулировании агропромышленного производства»;
; «О сельскохозяйственной кооперации» и др.
Идет новая попытка возродить АПК из пепла «реформ». К глубокому сожалению, постулаты этих программных документов до сих пор не могут быть реализованы в полной мере из-за недомогания отечественной экономики в целом. И главное - из-за отсутствия политической воли ВЛАСТИ и концептуальных установок.
Соответствующие ведомства снова в водовороте «бурной нормотворческой деятельности». Но казна-то пуста...

Возможна ли реанимация прежнего АПК?

Нет. В условиях многоукладности сельской экономики, разнообразия форм собственности и хозяйствования прежний АПК - мумия, напоминающая о прежних достижениях.
Начинать, видимо, лучше с ноля:
; определиться с концепцией строительства качественно нового агрокомплекса с учетом конкретных политических, экономических, социальных условий;
; четко прописать его структурные особенности, многовариантную экономическую основу;
; вести целенаправленную информационную работу с сознанием главного действующего лица АПК - новым владельца земли (в ключе новой концепции);
; и ещё один из главных факторов успешного развития отечественного села - постоянный контроль и стабильная поддержка со стороны Федерального, республиканских правительств и региональных властных структур.

Суета и нерасторопность при построении новой агропромышленной машины, сбои в любом из выше перечисленных звеньев системы обернутся Отечеству потерей не только денежных ресурсов. Село окончательно перестанет верить в начатое дело (сейчас - эта надежда ещё теплится в сознании сельского руководителя).
Новой «финансового чернодырья» АПК не пережить.
Конец этой трагедии бесславен: обладая мощным ресурсным и сырьевым потенциалами, Россия на последние гроши вынуждена будет не только обедать, но и завтракать-ужинать в Западном застолье...

Куда пойти селу?

Если представить АПК богатырем, остановившимся у заветного камня после изнурительной пореформенной борьбы с Бабой Ягой его экономики, то станут значительно ближе его терзания: «налево пойдешь - землю потеряешь»; «направо пойдешь - в кабалу попадешь»... Бедному Егорке - всё бугорки!
А что думает по этому поводу ВЛАСТЬ?
1. «- Быть или не быть частной собственности на землю? » - глубокомысленно вздыхает депутат Государственной Думы, до дыр зачитав проект «Земельного кодекса». - Продаем налево-направо, или...?
2. В нарушение ст.ст. 36 и 71 российской Конституции Правительство России горячо поддерживает «инициативу регионов» о скорой распродаже земли:
       « - Пусть сами на месте разбираются » - кивают в сторону региональной власти федералы.
       
       За этой формулой стоит далеко идущее желание сбагрить со своих хрупких плеч тяжелые заботы о государственном регулировании и контроле АПК. Как говорят в народе: - «Баба с возу - кобыле легче».

       По поводу «негосударственной агрополитики» нашего родного государства можно спорить до хрипоты и бесконечно. Но попробуем проанализировать создавшуюся ситуацию с «государственной поддержкой АПК».
1997 год. Из бюджета России на развитие сельского хозяйства и рыболовства запланировано выделить 16,1 млрд. нынешних рублей. Правительство кинуло «с барского плеча»... Сколько? Верно: 7,1 млрд. руб. (т.е. 44% от клятвенно обещанного.
ЧВС крепко бьёт себя в грудь, приговаривая как «Отче наш»:
- «Контроль и еще раз контроль за исполнением бюджета! Никому не позволим!... Не дадим...»).
И не дали: на целевые дотации АПК Правительство «отвалило» аж 24% от реальной суммы поступлений (т.е. от 7,1 млрд. руб.);
; на формирование лизингового фонда АПК - 30%;
; на капитальные (государственные) инвестиции - 30%...
Защита отечественного производителя

       Очередное повышение таможенных сборов больно ударило по отечественному товаропроизводителю. Пока АПК не добьется, чтобы средства от квотирования были направлены на укрепление АПК. Одно решение (по американским окорочкам) уже принято Правительством России: 5% дополнительная пошлина должна направляться на развитие отечественного птицеводства. Пока это Постановление не работает. Нужен специальный финансовый контроль за распределением целевых средств.
       Необходимо добиваться аналогичных Постановлений по сахару, другим видам импортного продовольствия.

Налогообложение
       
В налоговом кодексе РФ, задуманном Правительством и одобренном Президентом, заложены «подводные камни» для АПК. Их не видно только сверху, непрофессионалу, человеку, далекому от проблем АПК.
       Мнение специалистов. Налог на землю следует устанавливать в соответствии с качеством и географическим положением земельного удела. С другой стороны, крестьянин должен знать точную сумму не помесячного, а годового налога по итогам хозяйственного года. Всё, что он заработает дополнительно за счет своего профессионализма, смекалки, грамотности - его личный доход. Пусть эти средства идут на прямое инвестирование развития производства.


Мнение отечественного специалиста (Виктор Николаевич Хлыстун: 1998 год)
       Процедура купли-продажи земли должна быть прозрачной. Следует не только анонсировать в СМИ открытые земельные торги и аукционы, но и рассказывать, подробно комментировать все земельные сделки.

Надежда умирает последней.

1998 год. С великими потугами фракция аграриев Государственной Думы добивается выделения из федерального бюджета (для АПК) 12 млрд.руб. На большее не хватило сил. К размеру бюджета 1997 года эта сумма составляет 74%:
; целевые дотации и субсидии - 2,9 млрд.руб
; пополнение лизингового фонда - 2 млрд.руб.
; льготное кредитование - 1,3 млрд.руб.
Причем, в целях оздоровления экономики АПК, в Законе о бюджете 1998 года предусмотрены:
; отсрочки до 1 декабря 2005 года погашения задолженностей по централизованным кредитам, выделенным в 1992-94 г.г. и начисленным по ним процентам;
; отсрочки задолженности по товарному кредиту (в сумме 5,1 млрд.руб.), выданному до 1 января 1999 года;
; отсрочка задолженности по платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени ( в сумме 5,7 млрд.руб) сроком на пять лет.
Не без участия аграрной фракции Госдумы записано поручение Правительству России:
; о рассмотрении реструктуризации задолженности предприятиями и организациями АПК (с отсрочкой на 5 лет) во внебюджетные фонды;
; об увеличении срока выдачи льготных кредитов (для АПК) минимум до двух лет.
Естественно, стабилизационные меры не исчерпываются этим перечнем. Но, можно считать, что увесистый властный маховик сдвинут с места. Затеплилась надежда. Теперь дело за системным, высокоэффективным государственным контролем и координацией мер становления АПК России:
; восстановление паритета цен через введение гарантированной государством «ценовой вилки» на основные виды сельхозпродукции на уровне, обеспечивающем сельскому производителю расширение производства;
; снижение и долгосрочная стабилизация цен на энергоносители и промышленную продукцию;
; разработка и внедрение эффективной системы долгосрочного кредитования и страхования сельхозпродукции, учитывающей интересы производителя (поиск механизма пополнения и более эффективного функционирования фонда льготного кредитования в отношении слабых хозяйств);
; разработка четких схем приоритетного кредитования и дотирования, выделения бюджетных средств (племенное дело, семеноводство, ветеринария...);
; решение всех проблем налогообложения производителя сельхозпродукции (в Правительственном варианте редакции проекта «Налогового кодекса» его участь ухудшается).

«Хорошо забытые» резервы
Система аграрного образования
       
Всего: 62 ВУЗа, 290 техникумов, 75 учреждений повышения квалификации.
В системе: 69 учебно-опытных хозяйств, 175 учебно-производственных хозяйств техникумов.
       Итоги 1997 года. Урожай зерновых по системе учхозов составил в среднем 23 ц. с га. Надой на одну корову - 3.205 литров. Проблемы АПК в целом коснулись и учхозов. ОВП в хозяйствах снизился на 28%, уровень рентабельности - минус 21% . Убыточными стали 57% хозяйств (39 учебно-опытных хозяйств).
       Причины. Только за последние два года себестоимость продукции возросла в 2,2 раза, а цены реализации этой продукции - в 1,6 раза. При этом, бюджетные дотации сократились на 48 %.
       Разрушена система оплаты труда. В 1990 году в структуре затрат оплата составляла 28%. В последние годы стабильно - 18%.
       Затраты по использованию минеральных уобрений сократились в 2 раза.
       Выручка от реализации продукции учхозов в 1997 году на 53 млн. новых рублей. А кредиторская задолженность - на 76 млн. рублей. Прекращено обновление машинного парка, производства и обработки сельхозпродукции.
       Элитное семеноводство и племенная работа учхозов.
       Удельный вес элитных семян и племенного молодняка в целом по РФ составляет 17-19%%. При этом, из Государственных дотаций в 1997 году на развитие элитного семеноводства получено лишь 7,5% от установленных Правительством объемов средств, на поддержку племенного дела - чуть более 20% от необходимого.
       Около половины элитных семян лежит на складах. Невостребованность хозяйствами РФ и АПК в целом объясняется нехваткой оборотных средств. Такое же положение с племенным животноводством.
       Учхозы судорожно ищут выход ихз критического положения. Элитное зерно идет с молотка как товарное, племенной скот идет на бойню. Государству некогда заниматься тьакими «мелочами». У него своих забот - полон рот.
       Положение в мире. Во всех развитых и недоразвитых странах сельскохозяйственное образование находится под неусыпным конролем государства. Причем, задержки с бюджетным финансированием приравниваются к действиям, совместимым с вредительством государственным устоям.

С Е Л Ь Х О З Н А У К А
       
Правотворчество: работала более, чем над 30 правовыми актами (с 91 года) в т.ч. - над Федеральной программой стабилизации и развития АПК до 2000 года.
       При интеллектуальной поддержке ученых-аграрников принят ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Практически, ни один из документов не работает в полной мере. В Правительстве нет специалиста-аграрника, который мог бы достаточно профессионально контролировать действие этих нормативно-правовых актов. Аграрный сектор подобен забытой сироте.
       Поэтому и кочуют из года в год тяжелыми кандалами прошлые ошибки и просчеты АПК. «Последними из могикан» были народные депутаты Верховного Совета, заявившие еще в 1990 году с высокой трибуны Второго съезда о необходимости реализации четкой программы развития АПК, разработанной их силами.
       Трагедия села началась с выходом в свет указа Президента от 27 декабря 1991 года, в разработке которого участвовали и ученые-аграрии. Указ предписывал полную ликвидацию крупнотоварного производства.
       Нынешний курс АПК не только не лезет «ни в какие ворота», но и не вписывается в научную концепцию. Причина: политизированность подходов. Первая - раздел земли. Вторая - низкий профессионализм. Третья - слепое подражание Западу.
       Все «реформы» сводятся к принудительному внедрению частной собственности. Если вы внимательно следите за «развитием» АПК, то очевиден факт - все зарубежные «инвесторы» направляют свои средства на развитие частного сектора АПК. Мы являемся свидетелями планового разрушения АПК с его устоявшимися производственными и технологическими связями, собственной инфраструктурой, культурой. Расчленение некогда мощных коллективных хозяйств на удельные клочки, пропаганда индивидуализма в земледелии, дикая «либерализация» цен с последующим процессом диспаритетом не в пользу сельского товаропроизводителя... Всё это звенья одной, хорошо сконструированной всеразрушающей технологической цепи.
       Совсем недавно, весной этого года Правительством с легкой руки Президента принято «12 неотложных дел Правительства». Восьмое «Дело» - создать рынок земли, механизм земельных сделок - типа заклада и прочее. Минсельхоз и далее делает ставку на передел земли, расчленение крупного сельскохозяйственного производства. По его данным сегодня наступила стабилизация сельскохозяйственного производства. Действительно, статистика свидетельствует, что в 1997 году произведено 88 миллионов тонн зерна, т.е. на 0,1 увеличился рост валовой продукции. Замечу, что 30 лет назад Россия производила на 10 миллионов тонн больше.
       1961-1966 годы. Ежегодное производство сахарной свеклы составляло 18,6 миллиона тонн. 1997 год - 13,8 миллиона тонн. Т.е. - минус 26% от производства 30-летней давности.
       В 1961-65 годах Россия производила льна в семь раз больше, чем в 1997 году.
       Но ведь в том же 1997 году спад производства в АПК составил 4%! На каком же «уровне» находится сегодня АПК.

Для кого все эти потуги?

Для ч е л о в е к а. В пылу жарких трибунных баталий и кулуарных дискуссий все забыли о главном: для кого всё это делается?
Поэтому, крайне необходима разработка:
1. Концепции социальной политики АПК:
2. Механизма создания качественно новой инфраструктуры. Не восстановление из реформенных руин, а создание более эффективной, стабильной системы воспроизводства ЖИЗНИ на селе.
3. Четкого алгоритма взаимоотношений в системе «Федеральная власть - региональная структуру АПК».



Не надо за опытом за три моря ходить.
       
Вполне приемлемо, например, тиражирование опыта Татарстана, выделившего из Республиканского бюджета в 1997 году на развитие АПК 2,3 млрд. деноминированных рублей и постоянно контролирующего состояние этой отрасли.
       Сегодня, пока негласно, по пути стабильного регионального управления АПК уже пошли некоторые смельчаки (Башкортостан: 1,3 млрд.руб; значительную часть собственных бюджетных средств выделили АПК Белгородской и Саратовской областей).
Результат не замедлил сказаться. Так, в Татарстане урожайность зерновых резко поднялась в среднем до 35,1 центнера с гектара, производство молока - перешагнуло рубеж 3 тысячи литров с одной коровы...

Пример хозяйствования немецкого фермера.
       Фермерское хозяйство обладаяет наделом, состоящим из 3/4 собственной и 1/4 арендуемой земли. Собственность хозяйства - акционерная.
       Придя в сложившееся хозяйство, немецкий фермер, прежде всего, полностью заменил молочное стадо, оснастил ферму современным оборудованием.
       За счет каких средств? Все предельно просто. Хозяин взял в банке ссуду, заложив под нее собственную землю. Причем, он четко просчитал экстремальные ситуации, при которых хозяйство не сможет справиться с долговыми обязательствами. В любом случае - земля останется за фермером, так как средства на погашение долга, в крайнем случае, он получит за счет реализации сначала продукции, потом скота или оборудования. Земля - неприкосновенный запас фермера.

Пример отечественного фермера
       В России зафиксировано законных сделок по земле - порядка ста тысяч. Немного больше таких сделок совершил «черный земельный рынок». Участки добротной пахотной реестровой земли официально оплачиваются по номинальной цене, а за кулисами события дополнительные средства за нее в сумме в 30-40 раз превышающие эту стоимость ложатся в чьи-то личные карманы.
       Пример. Подмосковье. На добротных сельскохозяйственных угодьях как грибы после дождя растут шикарные дачные поселки. Помните трагедию с руководителем совхоза «Заречье»? Стал сопротивляться разбазариванию земли, - устранили физически.



Другой пример.

Ставрополье. Знаменитый в недавнем прошлом председатель одного из крупных хозяйств ставрополья А. Шумский скупает «на корню», пришедшие в упадок соседкие хозяйства. Механизм прост: договаривается с конкретными пайщиками, владельцами отдельных земельных долей, привлекая их к совместному ведению дел. Удалось присоединить к своему немалому земельному наделу даже колхоз «Гранит» Краснодарского края. Что получил за это сам труженник?

А в результате ...

«Реформаторы» так увлеклись самим процессом преобразований, что совсем запамятовали о его результатах и последствиях. Во всех категориях хозяйств АПК ВВП снизился на 40 и более % !
Совсем руки не доходят до коренного пересмотра отношения к состоянию главного инструмента АПК - сельхозугодиям:
; применение минеральных удобрений снизилось в 6 раз;
; органических - в 3 раза (сегодня на 1 га вносится менее 15 кг. туков;
; по разным причинам (в т.ч. из-за нехватки средств, издержек «приватизации»):
; выведено из оборота 10 млн.га. угодий;
; посевные площади России сократились на 20 млн. га;
; превратились в отхожие места орошаемые и осушенные угодья.
       
Результат «цепной реакции»...

Спад в животноводстве:
; стадо КРС уменьшилось на 25 млн.голов;
; свиней - на 21 млн. голов;
; коз - на 38 млн. голов;
; резко снизились продуктивность скота и птицы .
Упала энерговооруженность:
; обеспеченность техникой на уровне 60-х годов;
; приобретение тракторов снизилось в 15 раз! (И не от того, что уже есть по трактору на душу населения, а - «где деньги, Зин?»);
; зерноуборочных комбайнов - в 14 раз;
; грузовых автомобилей - в 26 раз;
; доильных установок - в 118 раз! И т.д и т.п.
Выходит - вперед к прошлому?
На смену мощному «Кировцу» пришла лошадка, вместо «Ёлочки» - доярка с подойником, механизированный ток сменился древней подборной лопатой. Говорят, что перемены эти - во благо селу. Э-ко-но-о-мия, понимаешь! Теперь квалифицированному механизатору, оператору машинного доения, животноводу забот-то «с гулькин нос»: бери больше, кидай дальше.

Р Ы Н О К СЕЛЬХОЗПРОДУКТОВ
       
Реализация и защита отечественного производителя.
       1995 год. (?) Вышел ФЗ о закупках и поставках продовольствия для государственных нужд. Создали Федеральную продовольственную корпорацию: для централизованных закупок. Закончилось крахом идеи.
       Федеральную корпорацию заставили брать на общих основаниях кредиты в коммерческих банках и на эти средства она закупила 800 тысяч тонн зерна, которое предложила государственным организациям (армии, МВД, ...) в полтора раза дороже, чем на внутреннем рынке, поскольку пришлось заплатить за хранение, транспортировку и т.д.
       1996 год. (начало). С Минсельхоза сняли 3 трлн.руб. на погашениекоммерческих кредитов корпорации. АПК потерял деньги от неудачного очередного эксперимента. Несколько позже корпорация стала по полуторной цене предлагать селу свое зерно вместо товарного кредита...

«Икают» громче всех машиностроители.

Невостребованность продукции отечественного сельхозмашиностроения больно ударила по этому сектору экономики. Сегодня его потенциал используется лишь на 8-12%%:
; выпуск тракторов сокращен в 17 раз;
; зерноуборочных комбайнов - 28 раз;
; кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов - в 34 раза.
       Теперь настал черед высококвалифицированному сборщику, слесарю, кузнецу подаваться то ли в бизнесмены, то ли в рекетиры... Ку-у-ша-а-ть хочется!
Обеспечение АПК сельхозоборудованием.
       Сегодня до 90% оборудования идет через систему лизинга. Ежегодно выбывает техники на 20-30 млрд.руб. На приобретение выделяется - 2-3 млрд.руб.
       Минсельзоз РФ запустил систему: бюджетные деньги АПК направляются в регион с условием: на 1 бюджетный рубль местный бюджет добавит свой рубль. На уже два бюджетных рубля привлекаются два рубля коммерческих банков и через местные региональные структуры обеспечиваются лизинговые операции.
Что приобретать?
       Отественное или зарубежное оборудование? Минсельхоз решил прислушаться к мнению товаропроизводителя и пойти на закупку зарубежных комбайнов «Кейс», «Клаас», Джон Дир», заодно выступив с предложением о создании совместных предприятий по созданию сельскохозяйственной техники.

Чё маешься, Хозяин? Задирай цену!

С 1991 года цены на промышленную продукцию возросли в 8,4 тыс. раз! А на сельхозпродукцию - в 1,7 тыс. раз. С дисбалансом никто не считается, хотя от хорошей колбаски и молока не отказываются ни нефтяники, ни энергетики, ни машиностроители. Просто, они недогадливые какие-тоь. Никак не смикитят, что на энергоресурсы для АПК надо бы сбросить цену. А зачем? Продукты-то дешевые.
Село сегодня вынуждено торговать в демпинговом режиме. Сельхозпродукт - скоропортящееся создание рук человеческих, а комбайн, машина, нефть, газ...
Только на этом потери села составили 230 млрд. деноминированных рублей. Тут уж, как говорится «не до жиру».
Рентабельность АПК:
; 1990 год: + 37%;
; 1997 год: - 20%
; число убыточных хозяйств: с 3% (1990 год) до 81% (1997 год);
; задолженность по внебюджетным фондам: 15 трлн.руб.

Свято место пусто не бывает.

Кушать хочется, по крайней мере, каждый день. А село на излете, на последнем дыхании. Нет у него возможности накормить всех соотечественников по полной программе. Все, что оно производит - себе же в убыток.
Вот и пошел на отечественные прилавки вал зарубежной колбасы да кисломолочных продуктов в красивой упаковке. Раскроешь пакет, и... вспомнишь с грустью отечественную копченую, полукопченую, докторскую и кандидатскую.
Вкус-то у заграничной того... С душком, понимаешь.
Импорт мяса в 1997 году увеличился в сравнении с 1993 годом аж в 13 раз:
; птичьего: в 15 раз (все уверенней «обушиваемся» заморскими птичьими ножками);
; молока: в 6 раз;
; сахара: в 2,1 раза.
Импорт зерна: 2,9 млн.тонн.
Экспорт зерна: 530 тыс. тонн.
Поскольку отечественный АПК - в реанимации, то и плывет из-за бугра импортное «изобилие» продуктов (причем, не всегда выдерживающих элементарные требования отечественного стандарта). Да и цены «кусаются».
В 1997 году на закупку зарубежной еды и сельхозсырья истрачено 13,7 млрд.долларов! Сравните с бюджетными инъекциями!
При всей своей бедности Россия вносит свою ощутимую лепту в развитие заграничного сельского хозяйства, обеспечивая рабочими местами тысячи тамошних бедолаг.
А собственный производитель самостоятельно зализывает раны.
Есть ли на самом деле этот «Летучий голландец АПК»? Может быть кто-нибудь даст на это ответ?
Вкладываем, понимаешь, свои кровные неизвестно куда, печемся о здоровье несуществующего, ненасытного...
«Черная дыра», одним словом.

29 июня 1998 года