Статья о стихах

Мариса Делоре
Стихи – это всегда что-то свое. Зеркальный мир, переложенный на переливчатый певучий мотив. Длинные строки, сочетающие в себе гармонию звуков и мелодию души. Искренние слова, которые мы так и не сможем произнести открыто, только написать, изложить, отобразить в красках, эпитетах, нередко сумбурных выражениях…. Все, что мы можем – просто наслаждаться миром, который у нас есть.

Каждый, кто хоть раз в жизни писал стихи, знает, что их функция не универсальна, а сугубо индивидуальна. Размышляя в процессе творчества над проблематикой понимания стихотворений и их значением в жизни людей, я пришла к следующим выводам.

- Стихи как отражение того, что происходит с человеком.

Да, наверное, в большинстве своем стихотворения - жизненные мотивы, перелитые на рифмованные строчки. Страдания, переживания, мысли, молитвы. Жанр разный – от оды до элегии, но суть… Суть всегда одна. Невозможно писать о том, чего не знаешь, не чувствуешь, не понимаешь…

- Стихи как попытка разобраться.

Еще один таракан, причем таракан не индивидуальный, а довольно распространенный. И тут есть два варианта - "все понять/простить или же запутаться еще больше".Самокопание – это ни хорошо и ни плохо. Просто в какой-то момент, отрезок времени, в последний Рубикон оно жизненно необходимо. Необходимо настолько, что человек хватает первый попавшийся под руку лист бумаги и карябает неровные строчки, пытаясь поделиться счастьем или же вырвать из сердца боль, отобразить неординарную красоту грозы или вылить в словах неописуемую горечь.

- Стихи как способ убить время.

А вот в это я не верю ни под каким видом. Ну не верю я, что стихами можно назвать флаффно наивные размышления о мальчиках-зайчиках, или попытку подобрать рифму к слову "морковь" и обозвать сие стихотворением. Почему?

Поясняю свои мысли. Что нам выдает Интернет? Смотрим.

По Ушакову, стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Но ведь это - в корне неверное определение. Стихотворение, прежде всего, отражение души. Я скатилась в объяснениях до пафоса, но без этого никак. Пафос иногда даже полезен, хотя чрезмерные серьезные размышления все только ухудшают:)

А потому, слушая байки, которые травят на задних дворах школы девочки-малолетки с сигаретами в руках: "я такая-секая, все знаю, все умею, стихи сочиняю время от времени…. А чего там вообще делать?", мне хочется разрыдаться от того, куда катится современная культура или то, что мы имеем глупость ею называть.

Завершая эту структуру, можно обозначить еще один пункт.

- Стихи как попытка что-либо донести до другого.

Ну, после письма Онегина Татьяне этот способ обрел популярность, правда сейчас снова сошел на нет, но всплеск, причем довольно яркий, все же был.

Были и письма, написанные тайком, и анонимные признания, и томление, и ожидание реакции, и надежда, что человек непременно поймет, кто ему написал.

Что я думаю по этому поводу? Прекрасно, замечательно, просто до невозможности здорово.

Проявление чувств, передача эмоций... Розы-розами, а стихи ведь запоминаются надолго, особенно если это не банальщина, а хорошо прописанные порывы. И искренние, самое-то главное. Дело ведь не в ритме и строгом соответствии рифме. Дело в том, что ты чувствуешь. Только и всего. И насколько эти чувства глубоки, насколько ты понимаешь, о чем пишешь, насколько неординарно смотришь на вещи…

Можно сколько угодно писать про "шоколадные глаза" и "растаявший в глубинах сердца лед", только в погоне за броскими и яркими эпитетами такое стихотворение теряет свою всяческую ценность. И настоящий ценитель не увидит в изящно фальшивой подборке "прилагательное+существительное" ничего, кроме дешевой пустышки.