Старый знакомый

Вера Петрянкина
Музыка в кино является неотъемлемой составной частью фильма, а порой и основой успеха. Разве могли бы получиться такими смешными комедии "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", такими трогательными любимые всеми фильмы Э. Рязанова "Ирония судьбы" и "Служебный роман", такими драматичными шедевры Никиты Михалкова "Раба любви" и "Свой среди чужих, чужой среди своих" без музыки? Вне всяких сомнений, нет! Но если наших композиторов, создавших и создающих музыку для кино, мы всё же знаем - это Александр Зацепин, Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Эдуард Атремьев, Алексей Рыбников и многие другие, то композиторы зарубежного кино для нас всё же terra incognita, за редким исключением.

Посмотрев французский фильм "Беглецы" с Пьером Ришаром и Жераром Депардье, я просто влюбилась в музыку, в основную тему, но титры шли так быстро, что нельзя было уловить имён. Сколько раз ни смотрела фильм - никак не удавалось прочесть имя композитора. Сейчас, с возможностями Интернета, узнать имя композитора фильма не проблема, и я хочу рассказать вам о нём - он уже давно и хорошо знаком вам всем по чудесным мелодиям из французских комедий - это Владимир Косма!

Он родился 13 апреля 1940 года Бухаресте (Румыния), в семье известного дирижера и пианиста. Музыкой занимался с детства, с отличием окончил Национальную консерваторию в Бухаресте - по классу скрипки и по классу композиции. В 1963 году он отправился во Францию, где занимался в Парижской консерватории. В 1964-1967 годах Косма выступал как концертирующий скрипач, побывал с гастролями во многих странах Латинской Америки, в Южной Африке и США. Первым шагом в его кинокарьере стало знакомство в 1966 году с Мишелем Леграном. Вскоре на него обратил внимание мэтр французской комедии Ив Робер, и уже в 1967 году Косма создает свою первую музыку для кино - к фильму Робера "Блаженный Александр". Музыка композитора звучит также в его фильмах "Высокий блондин в черном ботинке" (1972) "Возвращение высокого блондина" (1974), "Слава моего отца" (1990) и "Замок моей матери" (1990).

Многолетнее сотрудничество с Робером быстро сделало Косма знаменитым в среде комедиографов - он работал с Франсисом Вебером - "Игрушка" (1976), "Папаши" (1983), "Беглецы" (1986); с Жераром Ури - "Приключения раввина Якова" (1973), "Укол зонтиком" (1980), "Ас из асов" (1982); с Клодом Зиди - "Он начинает сердиться или горчица бьет в нос" (1974), "Не упускай из виду" (1975), "Крылышко или ножка" (1976), а также с Паскалем Тома. Звездным часом композитора становится невероятный всемирный успех трилогии Клода Пиното со сквозной героиней Софи Марсо в главной роли: "Бум", "Бум-2" и "Студентка". Однако амбициозный Косма решил быть не только "королем кинокомедии" и обратился также и к драматическому жанру, сотрудничая с Андре Кайаттом и Жаном-Лу Юбером. За музыкальное оформление культового фильма Жана-Жака Бенекса "Дива" (1981) композитор был отмечен премией "Сезар", а за фильм "Бал" Этторе Сколы он получил второго "Сезара". Владимир Косма - автор более 200 композиций к различных фильмам большого и малого экрана, его творчество отмечено также призом "Золотая семерка" (за работу на телевидении) и почетной премией Каннского кинофестиваля.

Музыка Косма удивительно мелодична, красива, легка... Прозрачные кружева - легче пуха - в фильмах "Игрушка", "Папаши", "Невезучие", юмор и восточный колорит в фильме "Банзай!", лирика и нежность в фильмах "Беглецы", "Бал", "Бум", несокрушимый оптимизм в фильме "Ас из асов", драматизм и горечь в фильме "Седьмая мишень", - продолжать можно до бесконечности, ведь Маэстро в работе, и нас ждут новые мелодии, новые удивительные открытия и - наслаждение МУЗЫКОЙ!