Вспоминая тот случай...

Александр Иутин
       Есть люди, которые в жизни в вашей сделали для вас что-то значительное, сами, возможно, не придав этому большого значения. Бывает, один момент в жизни, один поступок ваш или тех, кто рядом, меняет всю жизнь, или даёт этой жизни течь дальше тогда, когда (вот он момент), должна эта самая ваша жизнь остановиться, можно сказать, ещё не начавшись как следует.
Были и сейчас есть в моей жизни два таких человека.

Четвёртый курс университета. Зима. 1970 г. Мне 21 год. Я полон сил, разума, есть любимая девушка, всё легко удаётся и хорошая перспектива на будущее. До диплома ещё полтора года. Прошла зимняя сессия, впереди студенческие каникулы. Мы с университетской туристической группой (спортивное общество «Буревестник». Спортивный туризм. Сейчас бы это назвали экстремальный туризм.) собираемся в очередной поход.
Нас пять человек, идём по Кольскому полуострову, на охотничьих лыжах, по четвёртой категории сложности по тундре и через один труднопроходимый зимой перевал через Хибины.. Одиннадцать ночёвок на снегу в палатке. -35-40*С. Полярная ночь. Волки. Всё своё с собой. Поход, конечно же, посвящён столетию В.И.Ленина.

Подробно о самом походе рассказывать я не буду, скажу только, что все мы не новички в этом спорте, перворазрядники и кандидаты в мастера спорта, ходили уже в походы летом на Кавказ, на Байкал, по северному Уралу, зимой на лыжах на Карпаты и наш командир группы Юра Решетов годом раньше ходил уже зимой по Кольскому. Поморозились тогда ребята, сейчас есть уже опыт и приняты все меры к тому, чтобы такого не случилось.
Идти тяжело. У каждого огромный рюкзак за плечами, очень рыхлый снег и широкие охотничьи лыжи под нашим весом всё равно проваливаются довольно глубоко. Тропим каждый по десять минут. Тем, кто не знает, что это такое, скажу – один из нас идет первым десять минут, все остальные - по его лыжне, затем первый делает шаг вправо и дальше тропит второй. Так весь день с короткими привалами. Утром завтрак, пока собираем палатку и укладываем рюкзаки, готовим одновременно еду. Ужин готовится во время установки палатки и заготовки дров на ночь.

Шел восьмой или девятый день нашего похода. Идти просто по компасу через тундру невозможно, сплошные завалы деревьев и их постоянно приходится обходить или перелезать через них. Идём по руслу довольно широкого ручья. Второй день ждём появления озера. В этот день предстояло первому тропить мне, а так как это всегда тяжелее, чем идти по проторенной лыжне, нами принято решение о том, что пока все заканчивают собирать рюкзаки и свёртывать палатку, я уже пойду по ручью.
И вот, я иду. Отошёл от нашего лагеря не более километра, как подо мной начал трещать лёд. Я побежал вперёд, т.к. это было самое простое в этом случае. Лёд трещал всё сильнее и наконец я начал проваливаться под лёд. Инстинктивно выставил лыжи вертикально впереди себя и отклонился вместе с рюкзаком назад против течения спиной к льдине. Лыжи достали до грунта. Ура! Я опирался на них и мог, хоть и не совсем устойчиво, но держаться. Ребят не было видно. Я закричал, как мог. Из полыньи немного выступали мои плечи и я осторожно вынул руки из воды и положил их по сторонам на льдину. Глубина в этом месте была около двух метров. Мои крики услышали, но не придали им значения. Все подумали, что наконец-то мы вышли к озеру и я кричу об этом. Из этого озера, с противоположной его стороны должен был быть ещё один ручей по которому нам предстояло идти дальше. Как потом оказалось, друзья мои уже шли в полукилометре от меня, когда услышали крики. А вот когда они увидели мою голову, торчащую из воды, то сбросили рюкзаки и побежали ко мне. Лёд трещал и под ними. Но то место, откуда мне, уже ослабевшему от холода и напряжения, стали помогать выбраться, подавая лыжную палку, было глубже и лёд подмывался там меньше и был толще из за более слабого течения. Меня очень осторожно, рискуя самим оказаться в полынье тащили двое – наш командир Юра Решетов и наш общий друг по университету и походам Женя Рябов. Лёд трещал уже под нами троими, в любой момент мы все трое могли провалиться, течением нас затащило бы под толстый лёд навсегда. Они понимали это, но делали своё дело. На пределе человеческих возможностей, благодаря случаю, удаче, Богу, судьбе всё удалось.
Сразу же меня переодели во всё сухое (у нас у каждого был комплект одежды, запасные унты, лыжи и многое другое.), дали глотнуть спирта и без промедления и отдыха мы двинулись в путь. На ходу я быстро согрелся. После такого купания у меня не только пневмонии не было, но и насморка.
Вспоминая тот случай, всегда с благодарностью помню и о моих друзьях. У Юры, Жени и меня ещё было несколько сложных походов. Мы давно не виделись, но я знаю, что они всю жизнь проработали в МЧС, спасли рискуя собственными жизнями сотни людей.