Гульдовские посиделки в мгк

Юлия Баяндина
Начались наши «посиделки» где-то вначале шестого в Конференц-зале. Зал - это достаточно громкое название, скорее это средних размеров комната, находящаяся в торце Рахманиновского зала и вмещающая что-то около сорока человек. У окон стоит рояль, чуть дальше аппаратура для нашей лекции. Слушатели, в основном, местные консерваторские: большей частью преподаватели и частью студенты. Обстановка с самого начала была домашне – камерной.

Началась лекция со вступления Владимира Чинаева, в котором он попытался объяснить ее название «Торжество парадокса», поставив акцент в своей речи на слове «парадокс», и с моей точки зрения, так и не объяснив в чем же, собственно состояло «торжество». Из его доклада я поняла, что Гульд – гений, но его трактовки, по истечению времени со дня смерти, все больше и больше подвергаются критике. Если во времена Гульда его исполнения вызывали шок, но многими музыкантами принимались, как откровения свыше, то сейчас эти же интерпретации воспринимаются негативно, вплоть до полного неприятия. Затем Чинаев остановился на «Идее Севера», пытаясь объяснить нам, что Гульд вкладывал в нее. Про некую философию одиночества. После вступительного слова мы прослушали запись одиннадцатилетнего Гульда (к сожалению, я забыла что), сделанную на занятиях с Герреро, т.е. это где-то 1943 год. Качество, конечно неважное, но уже есть что-то от того Гульда, которого мы знаем. Затем нам поставили записи сделанные Гульдом в 14-ть лет. Он исполнял Куперена, первый и третий экспромт Шопена (на своем рояле, который он никому не позволял настраивать), Элегию Брамса. Качество записи конечно кошмарное, но уже слышится «фирменный» Гульдовский звук. В Куперене звук рояля напоминал, особенно в большой и контр октаве орган, но здесь я списываю это на погрешности записи и звукоснимателей (слабые колонки и перегрузки на низких частотах, «размытый» звук). На том же диске находились три собственные додекафонические сочинения Гульда (к сожалению, нам не сказали их названий), которые мне, к моему крайнему изумлению, понравились. Памятуя о том, что я никак не могу дослушать Шонберга в исполнении Гульда, по причине моего полного непонимания этой музыки, это довольно странно, но факт остается фактом, сочиненные в девятнадцать лет Гульдом композиции мне понравились. Следующим пунктом было выступление В.М.Троппа, который прочитал нам статью американского журналиста, приуроченную к выходу Голдберг вариаций 81 года в Америке. В статье ничего интересного не было. Краткая биография, остановка на отказе Гульда от концертных выступлений, дифирамбы по поводу трактовок Баха и в частности, Голдберг вариаций.В заключении информативной части лекции, А.Ф. Хитрук зачитал свою статью под рабочим названием «Гульд против гегемонии "глаза"», где Андрей Федорович говорит о концепции чисто слухового восприятия музыки, без каких - либо зрелищных эффектов (одним из которых является концерт), которую пропагандирует Гульд. Завершает он свою статью так: «.... свою борьбу Гульд видимо проиграл...., но часто ли вообще сбываются пророчества, и, тем не менее, мы любим и почитаем пророков, одним из которых был Гленн Гульд». Это суть этой статьи в очень укороченном варианте, но под конец я уже плохо воспринимала информацию из-за физической усталости (к тому моменту лекция продолжалась два часа без перерыва). Так что статью, разумеется, лучше прочитать, когда она выйдет в печать. По крайней мере, меня она заинтересовала. Под занавес мы посмотрели 35-ти минутный экстракт из фильма «Гленн Гульд. Вне времени» с синхронным переводом. Далее нас пригласили на встречу с Монсенженом в малый зал Гнесинки 1 декабря в 12-00. И лекция закончилась. Все действо продолжалось около трех часов.

 В целом, мне эти «посиделки» понравились. Атмосфера, как я написала выше, была очень теплой и дружественной. Складывалось ощущение, что собрались близкие люди, и я чувствовала себя более чем комфортно. В отношении информативности. Нового я узнала мало. Но записи сороковых годов – «РАРИТЕТ». Слушать, как развивается ЛИЧНОСТЬ, да еще, такая как Гульд, и не просто слушать, но и слышать – без комментариев... И где эти записи только берут, просто завидую белой завистью.

Пожалуй, единственное, что не понравилось.... В середине лекции я оглянулась и увидела множество новых молодых людей, молодой «поросли», взявшейся невесть откуда, думаю, что набежали, либо их силком пригнали (склоняюсь к последнему) МГКашные студенты, по окончании занятий. Так вот, уходя, я невольно слышала, как один из «поросли» на какой –то вопрос ответил с совершенно непередаваемым выражением: «...и ТАКОЕ каждую третью неделю!», раздался деликатный смех. Это-то мне и не понравилось.


22.11.2007