мои морские воспоминания

Виктор Крумм
       МОИ МОРСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ.
Кроме судов о которых написал в своей интересной книге Пойзнер, я вспоминаю,
что трагедии с судами черноморского пароходства были и раньше и позднее.
В 1948 году осенью у мыса Тарханкут наскочил на плавающую мину т/х “СЕРОВ”.
Спаслось 7 человек.В числе спасенных оказался в живых 3 п/к Володя Киселев;
 В дальнейшем капитан ЧМП..А вот мой лучший друг –фронтовик Гриша Лопатин,
4 помощник этого судна-погиб.В 1972 году т/х “Моздок” столкнулся на рейде Одессы с болгарским танкером “Лом”.Танкер взорвался.Оба судна затонули.На
танкере погибло 24 человека, а на “Моздоке” 1ч. О гибели т/х “Адмирал Нахимов”
написано очень много.Я тоже, будучи 3 пом.капитана т/х “Подольск” 10 марта 1948
года попал в кораблекрушение.т/х “Подольск” был получен от Германии в порадке
репараций.Экипаж судна состоял из ленинградцев и черноморцев.Капитаном судна
был назначен бывший старший помощник пассажирског судна “МОЛОТОВ” Николай Васильевич
Анчутин.Судно перегонялось на Дальний Восток.В 60 десяти милях от Шанхая
мы сели на рифы.Через 30 часов судно затонуло.Нас подобрал пассажирский теплоход
“Петропавловск”, который держал линию Владивосток-Шанхай.На пути во Владивосток,
в корейском проливе ночью, капитан покончил с собой, выбросившись за борт.Всех
штурманов : старшего помощника Алёхина(ленинградца), второго помощника Годыну и меня(мы черноморцы)посадили в тюрьму в связи с тяжестью совершонного преступленя.
7месяцев тянулось следствие.Первые два месяца НКВД выясняло, не была ли гибель судна-
диверсией.Затем нас передали транспортной пеокуратуре.Потом нас судил Линейный Суд
Тихоокеанскиго Бассейна.Меня суд вынужден был оправдать “за неимением улик”.А моим
товерищам присудили :старпому 5 лет, второму пом. 6 лет лагерей.Kаковы были в те годы
способы давления на людей -могу рассказать.Дело в том что на допрос нас подследственныx
возили в город в здание, где находились следователи.Нас вводили в отдельную большую комнату, где для ожидающих допроса, были установленны деравянные нары на которых
можно было лежать в ожидании вызова на допрос.При чем в комнату ,скопом свозили со всех
тюремных камер так ,что можно было общеться без перестукивания или перебрасывания
записочек.Очевидно, следователям приходилось смириться с фактом общения заключенных
между собой.В один из таких дней ко мне подошел среднего роста, весьма немолодой мужчина
(лет 45и)с вопросом, за что меня арестовали?.Я сказал ,что я 3 пом.kапитана и арестован в связи
с кораблекрушением”.Колега поделитесь хлебом”.(У меня в руках была буханка хлеба, которую
я получил от жены, как тюремную передачу)Я отломил ему пол..буханки и в свою очередь спро
кто он и; за что он арестован?.Он рассказал следующее.Фамилия его Паздняков.Он был капитано
п/х”Мезень”, полученного СССР в порядке репараций от поверженной Германии.Приняв судно,
капитан, как хороший хозяин ,сразу же распорядился использовать брезенты(они были обнаруженны в в трюмах судна)для пошива чехлов на судовые лебедки, которые ржавели на
открытом воздухе.Деревянную дубовую палубу драили каустической содой, которая тоже была
в трюмах.Путь домой на Дальний Восток, капитан выбрал на запад, через Атлантику ,Панамский
канал и Тихий океан.На пути домой, судно имело несколько заходов в порты США В те годы,
капитан получал ,кроме месячной зарплаты в валюте еще и за каждый порт захода , так называемые “представительские” для расходов на официальных лиц,посещающих судно(престиж
Cоветского государства).В Америке капитан закупил много выпивки, сигарет, всякой одежды
 В те годы были “арматурные книжки”, где строго указывалась норма закупок .Например:
pучные часы ,можно было купить один раз в жизни, обувь- кажется 2 пары в год(уже забыл точно

cколько) и.т.д Сверх нормы можно было закупать сколько хочешьно при условии оплаты пошлины
в отделениях советского торгпредства, что и делал капитан п/х” Мезень”.При этом
 выдавался соответствующий документ.Но,была одна постоянная у капитана головная боль..
Дело в том, что при каждом выходе команды на берег в американском порту, несколько человек
напивались до такой степени, что их забирала полиция и капитану ,каждый раз ,приходилось
платить штраф, чтобы их выпустили.Самое интересное, что среди постоянных пьяниц, которых
надо было вызволять на свободу, внося каждый раз солидный штраф, были: секретарь парт.
организации судна, комсорг судна, председатель судового комитета и их друзья.Перед приходом
в порт возвращения-Владивосток эта компания пьяниц, написала в органы прокуратуры о том,
что капитан нарушал таможенный режим: вез контрабанду , испльзовал судовое имущество не по назначению <пьянствовал< тратил судовые деньги ит.д.С приходом в порт капитана на основании
этого письма- арестовали. Все ,что он привез за время заключения органы пропили и разворовали
А между тем капитан доказал, что все утверждения о его виновности –ложны и его прийдется
отпустить.Но отпускать нельзя!.Ведь он потребует возврата всего, что он привез из рейса.
Примерно через полтора месяца, я вновь, будучи вызваным на допрос, увидел капитана Позднакова
Вот, что он мне поведал.Органы следствия ,убедили буфетчицу судна рассказать, что она
Слышала, “что капитан хвалил американские автомобили и говорил что они лучше наших советских
Короче.Поздняков получил 10 лет общих лагерей.Я бы тоже не был бы оправдан судом, если бы
меня не спасло очередное чудо.Дело в том, что в поселке Шкотово жители, где жила моя покойная жена со своими родителями и сестрами, очень хорошо отнеслись к тому, что их молодая соседка так
удачно вышла замуж за моряка загранплавания.В те годы; профессия моряка была очень почетна.
Так вот; соседкой моей жены была одна одинокая старушка ;в прошлом монашка ,а её
родной брат был не больше и не меньше; как действующим генерал-лейтенантом
заместителем генерального прокурора СССР по военным делам.Ее брат иногда прилетал из Москвы на Дальний
Восток в порядке “прокурорског надзора”.Необходимо было проверять деятельность военной
Прокуратуры, так как часто поступали жалобы от военнослужаших на нарушения закона .Нас штурманов судна
арестовали, где то в конце января 1948 года.Соседка очень сочувствовала моей жене и говорила ей:
“вот, если бы мой брат Коля приехал бы сюда, он бы разобрался и помог твоему мужу".В мае месяце
хотели устроить над нами показательный суд, но свидетели(члены экипажа) все разъехались по разным городам(часть в Одессу ,некоторые в Ленинград)поэтому суд отложили.Тем более, что
так называемый” главный виновник аварии” давным давно мёртв(покончил с собой, выбросившись
в море).В июне месяце, наконец начался судебный процесс. На суд, который начался над
нами во Владивостоке, моя жена не приехала.Суд шел 3 дня.Я был несколько удивлен благожелательным отношением ко мне судьи и двух судебных заседателей.Я обратил внимание,
что в то время, как моим однодельцам: старпому и второму помощнику не давали открыть рта
и предъявляли обвинения, меня выслушивали с вниманием и поощрением.Я не мог понять в чем дело?Только выйдя на волю и приехав домой я узнал, что произошло.Оказывается, соседка-старушка сказала, что ее брат приехал во Владивосток и она уговорила ,чтобы он веслушал ее
молодую соседку, мужа которой посадили в тюрьму, как она поняла ,без достаточных оснований.
Зам ген .прокурора по военным делам, назначил время ,когда Нина(моя жена)может его посетить.
Нину пропустили в здание, где стояла охрана.В кабинете сидел генерал ,весьма преклонных лет
(лет под 70)В углу за отдельным столиком ,сидел примерно таких же лет, секретарь генерала в
чине майора, который стенографировал бесседу ..Моя жена рассказала ,что во врема аварии я остался на тонущем судне с капитаном,
что я спас судовые карты, судовую кассу, мореходки экипажа и, ничего из того, что я заработал в
рейсе.Но зам.ген.прокурора СССР, скорее интересовало моё социальное лицо: кто я ?откуда? где мои родители?
кем я был во время войны? итд итп.Во врема войны я был офицером –командиром минометного в
взвода.В1943 году был тяжело ранен.Имел инвалидность.Родители погибли во время оккупации
Одессы.”Деточка ,а ты обращалась к прокурору?”.”Обращалась ,но но меня даже слушать не захотел”
“Ты понимаешь-я же государственный человек Нy ладно Чем смогу –помогу”.Вот какое чудо спасло
меня от лагерей.Можно было не сомневаться ,что как минимум на три года ,меня бы посадили.Такое было время.Когда-нибудь, если хватит терпения и сил, я расскажу освоей службе в армии во время
войны-скучно не покажется. КДП Виктор Крумм(Для сведения КПД-Капитан Дальнего Плавания.).