Продолжение

Виктор Крумм
ПРОДОЛЖЕНИЕ “КРАТКОЙ МОЕЙ ИСТОРИИ”.

Итак, примерно на третий день нашего нахождения в окопах, немцы начали обрабатывать нашу оборону минометным огнем.
Появились первые убитые и раненные.Потом наша рота получила
kоманду на отход.На сколько возможно, мы постарались это
сделать организованно.Наши окопы заняли войска отходившие от самой границы.Мы же, перейдя реку Днепр по понтоному мосту,
двинулись по шляху Новомосковск-Павлоград и далее были собраны
в каком то лесу, где получили радостное сообщение, что по причине
большой убыли командного состава, все имеющие среднее и высшее
образование, будут после мандатной комиссии направлены на учебу
в военные училища.Почти все ребята ,и я в том числе, благополучно
прошли проверку.Самое загадочное было в том, что каждому из нас
говорили о получении разных военных специальностей.Мне например, полковник из состава комиссии, сказал: “Вы будете лётчиком-
парашютистом”, чем несколько меня озадачил?.Ведь летчик должен
уметь пользоваться парашютом.Вобщем, самое главное было- по дальше от фронта и позорного отступления, очень похожего на бегство.
Через несколько дней мы добрались до какой-то желездорожной станции
и забрались в товарные вагоны, которые паровоз потянул на Восток
подальше от фронта.Где то на промежуточных станциях нас снабжали
едой.Было очень весело и интересно, такак нас ждала учеба и свобода
от войны, которую будут вести другие, а мы пока отдохнем от страха
за свою жизнь, которую не хотелось отдавать из за глупых коммандиров
Однако шли дни, а наш поезд вез нас все на восток.Потом поезд пересек Волгу.Куда же мы едем?Наконец через два дня, поезд остановился
где-то в степи и мы получили команду выгружаться.Уже было холодно.
Дул холодный ветер и нес мелкие снежинки.Мы стали в строй и перед
нами возник, какой-то младший лейтенант(в петлицах по одному кубарю)
Петлицы у него были глубого цвета(т.е.лётные войска)Посыпались вопросы:
“Где мы и что с нами?””Вы зачисляетесь в парашютно-дессантные войска”.
“А как же военные училища?”-“Никаких военных училищ и никаких средних
командиров.Вы все будете рядовыми, а кто себя проявит, станут младшми
командирами.Прекратить разговорчики!.Смирно!.На право!Шагом марш!”
В пошем строю мы пришли в какой –то городок и разместились по домам
Дома были пустыми.Мы обнаружили листовки с текстом за подписью
Калинина о выселении немцев из республики Немцев-Поволжья из за
предательства всех жителей, включая и членов партии .Оказывается все
жители готовили аэродромы для приема фашистского дессанта в тыл СССР
Я был зачислен в 23 ю воздушно-дессантную бригаду 10 го воздушно-
дессантного корпуса.Было понятно, что покрайней мере, уже есть 10
корпусов.В каждом корпусе 3 бригады .Вооружение: портативные
миномёты, карабины и ,очевидно, и другое более тяжелое вооружение
Но мы его не видели.Начались усиленные тактические учения с походами
по 40 км в любую погоду в снег и мороз.Укладка и пользование парашютами
и подготовка к прыжкам с парашютом с самолётов” Максим Горький “
четырех моторных гигантов-тихоходов.Слава Богу, нашей бригаде прыгать
с парашютом не пришлось.Между прочим за отказ от прыжка- рев.трибунал
грозил 10 годами тюрьмы..
В соседней 22 бригаде прыжки были и один человек разбился из за плохой
укладки парашюта.Оказывается, как я понял позднее, в 41 году Сталин
верил, что союзники откроют в Европе 2й фронт.Следовательно ,по его
логике, претендовать на освобождаемые територии можно будет лишь
тогда, когда советские войска будут вместе с союзниками освобождать
Европу от фашистов.Вот для этого и были созданы дессантные войска.
Однако как потом выяснилось, союзники обещания не смогли выполнить.
 Немецкие войска подошли к Москве и надо было спасать Москву.Короче-
в октябре 1941 года мы были перевезены под Москву и расселились по хатам.В числе нас фронтовиков в бригаде были ребята из Сибири и Дальнего Востока, которые” не нюхали фронта” и не видели того ,что видели
мы.Из за этого возникали споры, когда слышалось:” мы немца на штык и.т.д.
И.т.п”.-“Ты был на фронте?Ты знаешь сколько у немцев танков сколько
Самолётов? Ты нюхал порох?” .В один из дней нам не дали поесть перед учениями.Стоя в строю ,мы громко возмущались этим безобразием.А я подал
Мысль, что если бы мы все отказались итти на занятия , нам бы ничего не
сделали.Но, вобщем на занятия нас повел в лес младший сержант Яцейко.
Мороз 42 градуса.Мы в керзовых сапогах.Тема-миномётный окоп.За пол
часа все сказано.Далее- ходить по лесу.Заниматься, чем угодно ,так-как
на занятия отведено 3 часа.Я потребовал прекратить бессмысленное
хождение по лесу да еще при таком морозе.Вобщем, я возвратился в распо-
ложение части и увел с собой “малосознательного красноармейца”
Кожевникова.Остальные не решились уйти.Через два дня хозяйка избы, где
мы жили, тихонько сказала мне о том, что приходил, какой-то капитан и
очень подробно интересовался, какие я веду разговоры?.Еще через день
я вместе с Кожевником был вызван к командующему 10м корпусом
генерал-майору Краеуглому.”Ты почему нарушаешь дисциплину? Почему
ушел с занятий да еще уговорил этого солдата?Ты что хочешь командовать?”
Но тов.генерал в мороз 42 градуса ходить в кирзовых сапогах без толку- можно отморозить ноги.”Идите-вы свободны”.Он дал команду меня судить.
Меня арестовали.С меня сняли ремень и поместили в пустую избу и
приставили часового.Начались допросы, очные ставки с подтверждением
моих “пораженческих” разговоров.Дело шло в лучшем случае к Колыме, а
в худшем к расстрелу.Но ,7 ноября было выступление Сталина, где он сказал
что у немцев больше танков и самолётов!В следующее посещение меня
следователем мл.лейтенантом Мухлисовым, я спросил его:” А ,что сказал
Товарищ Сталин?”-“ Да ,сказал следователь: т.Сталин сказал, что у немцев
больше танков и самолётов и поэтому, я буду просить ограничиться
дисциплинарным взысканием, поскольку вы просидели на губе 14 суток.В
следующее посещение следователь сказал ,что прокурор ему показал три толстые папки с делом
на меня.Прокурор сказал:»пусть идет под трибунал!”.Еще через день, меня
отвели в избу в которой в теплых белых полушубках заседали за столом
три человека.Мне сообщили ,что меня судит военный трибунал.Зачитали
обвинительное заключение, где я обвинялся в “призывах к неповиновению”
и самовольном уходе с тактических занятий.Присутствовавший прокурор
спросил когото” При призыве всем вместе не итти на занятия, не вышел ли
я из строя?Кто-то подтвердил, что из строя я не вышел(надо понимать, что
слова не сопровождал действием-это немного легче)”Признаете ли вы себя
виновным”-последовал вопрос ко мне.”Признаю частично”-ответил я.После
этого был зачитан приговор: “7 лет условно с отправкой на фронт”.Один из
судьей спросил меня понял ли я, что я должен делать, чтобы снять с себя эту
судимость?” Вы должны воевать так, чтобы получить орден или медаль!”
Мне вручили пакет с моим делом и я в одиночестве потопал в ближайший
военкомат в городе Кижуч или Киржач-не помню.Там я улегся на гязный пол
и стал дожидаться отправки на фронт.Должен сказать, что в 1941 году еще
не было шртафных рот.Штрафные роты пявились в 1942 году после сдачи
нашими войсками Ростова.Через день или два прибыл поезд с призывниками из Москвы еще не переодетыми в военное обмундирование.Разговаривали
прибывшие на каком –то непонятном жаргоне и играли в какую-то непонятную
игру в карты.Это явно не была игра в “подкидного дурака” и не игра в “очко”.
Вобщем, выяснилось, что все прибывшие- бывшие заключеные судимые за
воровство и другие преступления по которым им дали, учитывая войну, по
10 лет, после чего предложили написать заявления с просьбой отправить на
фронт, искупить свою вину.Таким образом, я все же оказался среди особого
контингента.Через несколько дней мы были переведены в Гороховецкие
лагеря(горьковская обл.)Пробыли мы в лагере недели 3.Прибыл,какой то
старший лейтенант и спросил желающих стать минометчиками.Так как я
уже знал, что хуже пехоты ничего не бывает то сказал, что хочу и подговорил
еще пятерых ребят из ворюг.Один из них Сережа Крылов-москвич потом
стал моим верным фронтовым другом.Еще неделя ушла на освоение
миномёта.Затем мы пешком пошли на фронт в свою часть.Повел нас туда
старлей, который нас “купил”.Путь был не долгим.Немцы стояли близко.
Деревня, где стоял в обороне миниметный батальон 1090 стрелкового полка
323 стрелковой дивизии 10й армии называлась Зверинцево.В избу, куда мы
зашли, нам представились два военных в полушубках один из которых сказал
,что он командир минометного батальёна.Он поинтртесовался у кого, какое
образование?Из всех присутствующих ,я один имел 1 курс института;еще один
7 классов школы, остальные или не имели никакого образования или 2-3 класса школы.”Хотите стать у меня писарем?” Спросил меня комбат.Но дело
в том, что я утаил от всех что имею 7 лет(при том бардаке, который царил
в военкомате, я был уверен ,что специально обо мне ничего в часть не сообщат)
Я отказался, так как считал, что писарем я очень долго не смогу заработать
медаль.Комбат был страшно удивлён и стал меня уговаривать и тогда я не
выдержал и  сказал, что прибыл на фронт воевать, а не быть писарем!Он
от меня отстал и взял того с 7ю классами.Я облегченно вздохнул, как другой
в полушубке заявил ,что он комроты и назначает меня командиром отделения
Я сказал ,что нет не хочу и не буду!”Вы хотите под военный трибунал?”Для меня
этого было достаточно, чтобы мгновенно дать согласие стать ком.минометного расчета.И так- я ком. минометного расчета. У меня на
хозяйстве: лошадь, сани, ездовый,комплект мин, миномёт и 5 солдат.Один
из них наводчик- Сережа Крылов.Через некоторое время я понял что
командовать лучше, чем подчиняться.Через месяц мой расчет оказался
лучшим в нашем батальоне- мы раньше других минометных расчетов открывали огонь и точнее били по цели.Мне присвоили звание сержанта
и я получил на петлицы два трехуголника.Кроме того моя зарплата стала
105 рублей, а не 3 рубля, как у солдата.Правда, деньги тратить было некуда
Летом 1942 года начал наступление Западный фронт.В лесистой месности
Подмосковья прорвать оборону противника не удалось.К тому же началось сражение под Ростовом и наш участок фронта затих.Ко времени
окончания нашего наступления я уже был пом.ком .взвода.Где-то в конце
июня, командир роты Владимир Николаевич Шотинок ,спросил меня хочу
ли я стать офицером?. Я сказал да и был послан в Калугу на 3х месячные
курсы младших лейтенантов.В сентябре 42 окончил курсы с грамотой
отличника.

 Получил звание мл.лейтенанта.Возвратившись штаб 323 дивизии ,
 несмотря на убедительные просьбы послать меня в мой батальон, гад
начальник отдела кадров, направил меня в другой полк нашей дивизии
1086 СП ком. взвода ротными минометами.Прибыл, доложился и сразу же
был послан командиром засады, которую придумал командир пехотного
батальона.Глупее затеи трудно было придумать.Те 30 солдат, которые
представляли засаду, кашляли, стучали котелками во время еды и.т.д.
Засада представляла окружность из лежащих на снегу людей и могла быть
в любой момент обнаружена немцами.Зимой любой звук разносился очень
далеко.К счастью все обошлось, и после 20 дней засада была снята.Я
получил взвод из 5 ротных минометов и вошел в состав 3й пехотной роты.
Было много боевых эпизодов.23 февраля 1943 года наша дивизия вновь
пошла в наступление, а 10 марта 1943 года я был тяжело ранен пулей из
немацкого автомата.Мне прострелило таз.Пуля прошла насквозьчерез
5 поясничный позвонок и обе подвздошные кости.Обо все этом я написал
в статье “Мой последний бой”.Лежал в московском госпитале 1052.В конце
августа был выписан как инвалид ВОВ 2й группы.Решил поехать в Ташкент,
так как говорили, что там много эвакуированных одесситов.Приехав в Ташкент
своих родных не нашел и поступил на 1й курс “Ташкентского института
иригации и механизации сельского хозяйства”.(Было все равно, где дожидаться
освобождения Одессы)10 апреля 1944 года Одессу наконец освободили и
я ,уже в июне возвратился в Одессу и был востановлен на 2й курс судомех.
Факультета.Родных моих никого не нашел-все они мать, отец ,старший брат,
Тетя, бабушка, дядя погибли во время оккупации города.Стал жить в
общежитии водного института.В1945 закончил 2й курс.Решил уйти из водного
и пойти на “курсы штурманов малого плавания”, которые были открыты при
УЧП(Управление черноморского пароходства)Так как я был инвалидом,
то медкомиссию за меня прошел мой товарищ и мне удалось поступить на
эти курсы.В мае 1946 года,по окончанию курсов, я получил свидетельство
(но не рабочий диплом)и был назначен 4 пом.капитана(под наблюдением старпома)на п/х Магнитогорск.Началась моя морская жизнь длиной в 45 лет.