краткая история моей жизни

Виктор Крумм
       Краткая история моей жизни.
Моя жизнь могла-бы послужить сюжетом для приключенческого романа.Но, я
просто хочу оставить о себе память моим детям и внукам.Дело в том, что мои
родители оставили о себе очень много пробелов, когда рассказывали о себе и
своих корнях.Я к примеру, не знаю день и год рождения ни своего отца и ни
мамы.У нас никогда не отмечали дни рождения.Я просто сам ,путем рассчетов
определяю примерную дату рождения моих родителей.В тоже время, я помню
что иногда днем у нас на столе горела лампа и на мой вопрос: “Почему днем на
столе горит лампа?” Mама отвечала, что папа вспоминает своих родителей.
Вобщем ,попробую рассказать о том, что я запомнил из рассказов об их прошлой
жизни и о том, кто были у них родичи.Скучновато и мне не очень интересно ,но
это объяснит мою жизнь, которая была предопределена в моих поступках и делах.
Итак-мой отец Крумм Федор Петрович(оказывается Крумм Фавел Пейсах-что когда
Я узнал вызвало у меня веселый смех).Он старший в семье.За ним сестры Анна,
Галя, Мила и брат Абрам.И еще есть его тетя- Фаля Жуковская.О тете Миле нужно
Молчать, так как она живет в Харбине(Манжоу-го), куда уехала с мужем еще до
революции.Папа по еврейской традиции, должен был выдать своих сестер замуж,
а только потом, сам жениться.Но, он сам женился, а сестры так и остались без мужей.Кто был отцом этого семейства я, так ине понял.Как-то папа сказал ,что его
дедушка носил фамилиюГринберг, но его усыновил какой-то американец и дал ему
свою фамилию.Фамилия Крумм явно не еврейская.Образование у них: такое: папа
закончил одесское комерческое училище.(то самое где учился Леонид Утесов).Т.е.
он получил профессию счетовода.Потом он работал бухгалтером.Об осталных тетях и дяде знаю только ,что тетя Аня была музыкантша(рояль);тетя Галя работала
финасовым инспектором.Была довольно красивой женщиной.Имела приличную
библиотеку: Виктор Гюго ,Густав Эмар, Марка Твен и других в хороших переплётах
Дядя Бума(Абрам)работал грузчиком на какой то обувной базе и читал только книги
о путешествиях.Их всех я узнал только в1937 году, когда мы переехали из Тифлиса
в Одессу.Когда мы жили в Тифлисе(теперь-Тбилиси)вГрузии, я только слышал от
папы, как вкусна была жаренная скумбрия, которую готовила тетя Фаля( моя мама ничего готовитиь не умела )Теперь о родителях моей мамы-Анны Владимировны
Крумм(Хана Бейлке девичья фамилия Вольфплетцер).У отца моей мамы
Владимира, было еще два брата Генрих и Бенедикт.Генрих был врачом и был отцом
тети Сони--двоюродной сестры моей мамы; которую я застал в живых и знал много
лет(до ее смерти в 1952 году).О Бенедикте мама говорила ,что он профессор и живет
в Германии.Какое образованиае был у моего дедушки Володи- я не знаю.Мама говорила, что он был коммерсант имел сахарный завод, но из-зa махинаций своего
партнера, разорился.Жили они в Кишеневе.Мама там родилась и окончила кишенев-
скую гимназию.Судя по всему ,они были состоятельными людьми и были известны
среди кишеневских евреев, как “руссофилы”, что не очень приветствовалось(скажем
мягко).После знаменитого еврейског погрома в Кишеневе 1903 г, вся семья перебралась в Одессу.У мамы был младший брат Гриша ,который в 15 лет, спрятавшись в трюме парохода, бежал в Америку, где стал морским офицером.
Он пропал без вести при гибели парохода в 1918 году. Америка(США) в1917 году
вступила в войну на стороне Антанты.Отсюда, можно пероизвести расчет и
вычеслить дни рождения моих родотелей.Мой старший брат Володя(Мы его
звали Виля)родился в 1914 году.Мама в 1903 году уже окончила гимназию
и ей могло быть 16лет.1903-16=1897г.Папа ,когда родился Виля, мог иметь 25 лет
1914-25=1889г.1897-1889=8лет.Папа старше мамы на 8лет.Думаю.что между ними

 было все же 5лет.Вобщем ,это не не суть важно..Папа познакомился с мамой
в Одессе думаю ,примерно в 1909 году.Мама с родителями уехали в Америку, где
у них кроме маминого брата Гриши, было очень много родичей.Папа мой
вынужден был с помощью контрабандистов пробраться в Польшу ,затем в
Германию, где пошел работать(куда и кем не знаю),чтобы заработаь деньги на билет
в Америку.Полагаю, что он туда попал в США в 1911-12 годах.Нашел маму и они повенчались в нью йоркской рускоязычной синагоге Бруклина.(Свидетельство об
венчании написано на русском языке .Я его обнаружил в 1938 году среди документов
родителей)Я помню, как мама спрашивала меня ,хочу ли я в Америку?.Мама имела
право бесплатно приехать в США в 1930 и в1932 годах, так как дядя Гриша "Погиб
за Америку".Но, без папы я ехать отказывался.Помню еще, что мама получала, какие
то доллары от своего дяди- юристконсула ,какой то компании.Тогда открыли в СССР
торгсины и на валюту можно было покупать продукты и разные товары.Продолжаю
историю родителей.Папа будучи в США , вынужден был пойти работать на завод
Форда в Детройте т.к. очевидно, его коммерческое образование, там не понадобилось.Короче- в 1914 году они вернулись в Одессу,где и родился мой старший
брат Виля..Виля рос не совсем здоровым мальчиком(шизофрения),что бывает
довольно часто в еврейских семьях.Не знаю в каком году, папа переехал в Тифлис
(Грузия-теперь Тбилиси)и стал работать бухгалтером в управлении закавказских
железных дорог,.4 августа 1923 года на улице Елизаветинская 3, родился и я.Как я узнал
 ,оказывается до моего рождения, был еще один мальчик-мой средний брат, который
умер в возрасте 8 месяцев от минингита.Мальчика звали Петя(в честь папиного отца)
Папа решил, что имена Владимир(отец моей мамы)и Петр(отец папы моего) несут плохую
 карму и назвал меня Виктором, в честь дяди папы, который был:” Kрепким, как дуб
и прожил долгую жизнь”.Мне идет уже 84 год и я жив, не смотря на мое тяжелое
ранение! Ну как после этого не поверить ,что имя определяет жизнь человека впрочем,
kак и день и год рождения!?.В 6 лет я был принят в нулевой класс “3-й железнодорож.
школы” ,где в первый же свой приход, должен был подраться с одним таким же, как и я
пацаном, с которым меня стравили школьники старших классов и устроили из этого
потеху.Я даже помню, что мальчика звали Али Вали Оглы.Я оказался более стойким и
побил его.Кажется, разбил ему нос.Вобщем: в 1м, 2м и 3 классах меня боялись.Потом
бояться перестали, но меня никто не” цеплял”.Я учился в русском секторе,но с грузинами
драться приходилось.Жизнь мне казалась довольно скучной.Единственным утешением
были книги: Джек Лондон ,Жюль Верн, Майн Рид ,Густав Эмар, Джемс Оливер Кервуд,
Марк Твен и другие. Книги иностранных писателей, которые я брал в библиотеке и
чтение которых, приветствовалось моим отцом.Русских и грузинских писателей я не
любил и не читал.Добавьте к этому ,постоянные разговоры: Америка, Африка, море,
пираты, путешествия .Советы отца заниматься спортом.Вот я и рос мечтателем и ,страдал от тоски и скуки, которая меня окружала.Море было, где то далеко и без моря
жизни не было.Родители меня наградили довольно хилым телосложемием и маленьким
ростом.Я понял ,что для жизни без унижений ,нужно научиться драться,хорошо бегать,
уметь плавать и быть ловким.А для этого надо учиться.Надо поступить в секции по
плаванию, боксу, легкой атлетике.Это сейчас нет проблем-было бы желание.Во времена
моего детства и отрочества, спортивных секций было мало и надо было проявить
настойчивость, чтобы тренер взял тебя в свою секцию.Надо было добираться до места,
где был бассейн, где был спортзал и, находить время для всего этого.Примерно в 10лет
я открыл для себя прекрассный мир шахмат, который захватил мою душу.Я стал ходить
в шахматный клуб, который был довольно близко от нашего дома.Это было красивое
здание с шахматной залой ,расписанной в стиле восточных сказок.Там мне удалось
играть в сеансах одновременной игры с мастерами: Лисицыным, Макогоновым, Гоглидзе,
Эбралидзе, о которых сейчас уже не помнят и не знают.Но ,это были хорошие игроки
Иногда мне удавалось делать ничью.Вобщем, я чувствовал интерес и силы для игры.
В 1937 году мы, наконец переехали в Одессу и первое время стали жить у папиных
родственников на улице Ремесленая 23.Я был принят в 116 среднюю школу(угол Греческой
и Канатной)Это была новая школа, куда пришли приподователи из еврейских школ, после
постановления властей о закрытии всяких “националистических” организаций.Так что
преподавателями были евреи:(физика, матемматика, химия),украинцы-украинский язык,
немец-немецкий;а директор-бывшая партизанка член партии-русская.В 1940 году я окончил
10 классов и получил атестат об окончании средней школы.По совету нашего шахматного
тренера Селима Паловандова , который в одесском дворце пионеров натаскивал нас на
постижения шахматной мудрости-я поступил в одесский институт водного транспорта на
механический факильтет.Между прочим шахматный кружок при двирце пионеров в Одессе
в это же время посещал будущий известный шахматист Ефим Геллер.Тогда его талант еще
не проявился.Доцент Палавандов преподавал в Водном электротехнику.Я подал документы
 и помню их было всго два: по русской литературе сочинение и физика.Экзамен по физике
принимал профессор Твердый.Мне попался вопрос из оптики-вывод формулы, кажется
вогнутой линзы.Я вывел формулу ,но увидел, что результат прямо противоположный тому,
где должен быть фокус линзы!Я вслух, стоя у доски, об этом сказал.Тогда профессор
предложил мне поискать место, где я при выводе формулы допустил ошибку.Ошибку нашел,
вместо минуса надо было поставить плюс(или наоборот-не помню)Вобщем, я получил 4(хор)
и профессор меня запомнил и, даже потом в 1944 году вспомнил меня,когда я возвратившись
в освобожденную Одессу, был принят на второй курс судомеханического факультета.Итак,.
началась учеба.Было довольно интересно ,.так как на первых двух курасах были общеобраз
овательные предметы(высшая матемматика, начертательная геометрия, химия и другие)
Да, еще английский язык.Но время было военное, море, после окончания института не “светило” и я заявил родителям, что хочу стать лётчиком!?.Мама закатила страшный скандал
и я заменил лётное училище на” севастопольское высшее военно-морское” и послал свой
аттестат об окончании средней школы.Реакция моего отца была следующей::”я думал, что
ты будешь ученым, а ты будешь салдафоном".!22 июня началась война,, а 18 июля я был
вызван в военкомат и призван в армию.24 июня нас посадили на п.х” Ногин” и судно пошло
на порт Херсон.Перед отходом из Одессы на причал пришел мой отец и мы попращались.
Я помню, как я сказал:” Папа мы еще увидимся” .”Нет сынок мы наверно больше не увидимс
cказал отец”.Он оказался прав.Я больше никого не увидел.Папа, мама ,старший брат Виля,
дядя Бума, тетя Галя, бабушка Фаля-все погибли во время немецкой окупации Одессы..В
Херсоне нас пересадили на речной пароход, кажется назывался “Сталинская Конституция”
на котором мы доплыли по Днепру до Днепропетровска.Там мы высадились и перешли
жить в старые армейские казармы. В этих казармах мы пробыли какое то врема, после чего
прошли мандатную комиссию и были зачисленны в КУКС(курсы усовершенствования
командного состава).Начались наши занятия с того ,что нам показали как одевать на ноги
портянки.Мы все городские ребята этого делать не умели.Поскольку к такому обучению
было отношение наплевательское(мы умные образованные, а нас учит какой то старшина)
то все закончилось довольно плачевно.Во время пробежки к берегу днепра-большинство из нас натерли ноги до крови.Наши жалобы никто слушать не хотел.В конце концов, пришлось
научиться правильно и быстро это делать.Из казарм нас переселили в здание, какого-то
клуба, где стояли двихярусные койки.Вечерами там крутили кино и мы лёжа могли смотреть
кинофильмы.В процессе учебы, командование пришло к выводу ,что никто из нас не может
быть средним командиром и весь наш КУКС перепрофелировали в “учебный батальон” что
более соответствовало нашим возможностям.Ведь без навыков воинской службы сделать
из гражданских ребят, даже образованных –командиров среднего звена, было пустой
тратой времени.И так <нас разбили на роты взводы и отделения.Кажется первого августа
 1941 года наш учбат пешим строем двинулся занимать огневую позицию в село Диёвка,
что под Днепропетровском, где был завод Петровского.На переходе нам навстречу
шли разбитые в боях воинские части вместе в перемежку с гражданским населением .
Усталые и почерневшие от жары и пыли.На нас всех налетали немецкие самол ты, которые
oбстреливали пулеметным огнем толпы народа, идущего по шляху.Люди разбегались и потом снова продолжали движение на восток.Ну, а мы двигались навстречу людскому
потоку.Прибыв на масто дислокации, мы застали уже кем то отрытые окопы, которые
и заняли.Все мы были вооружены винтовками и ручными гранатами.Кроме того имели
противогазы и каски.В нашем отделении было семь человек .Фамилии некоторых я помню
и сейчас: Нюма Ладыженский, Брюня Харовер, ком.отделения Сержант Сычев, помню еще
немолодого(лет 25)уже женатого украинца по фамилии, кажется Михайленко и еще один
из нашего отделения разыскал меня здесь в Лос Анджелесе, когда прочел обо мне статью
в газете” Форвердс”.Говорит, что я его спас, когда вывел его раненого из под миномётного
oбстрела.Его зовут Арон Райнов.Кажется на 3 день немцы подошли и нашему району обороны .Продолжение напишу позднее.(Продолжение читать в "От Одессы до Москвы на войне")
 
       
       
       .
..