Дерзание

Серж Гончаров
(* - левая колонка («основное»);
+ - правая колонка («дополнительное», «поясняющее», «похожее» и т.д)).

*******

Содержание.

Дерзание

1. Прозябание

2. Зов
а. Особенность
б. Восхождение. Почва

3. Вскипаемое внутреннее
а. Мечта
б. Стремление

4. Деяние
а. Дерзание
б. Назначенность
в. Вызов
г. Терпение. Упорство
д. Величие
е. Вечность
ж. Вечный зов


********

1. Прозябание.

* Я в жизни ни разу не был в таверне,
Я не пил с матросами крепкого виски,
Я жизни ни разу не буду, наверно,
Скакать на коне по степям аравийским.
Мне робкой рукой не натягивать парус,
Веслом не взмахнуть, не кружить в урагане…
М. Светлов.

+ Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
А. Пушкин.


* Когда мы надеваем ночные колпаки и гасим свечи, иные - прочие совершают геройские дела.
В. Гюго.

* Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
У. Шекспир.

+ Неужели вы воображаете, будто такой пустяк – вырвать пытливый ум из сферы его мышления и втиснуть его в тот узкий и мелочный мир, в котором вращается людская пошлость?
П. Чаадаев.


* Страшно человеческое бытие и всё ещё без смысла: паяц может сделаться его роком.
Я хочу показать людям смысл их бытия: смысл есть сверхчеловек, молния из тёмной тучи – человека.
Ф. Ницше.


2. Зов.

а. Особенность.

* На крошечной планете безграничного космоса в течении краткого мгновения, длительностью в какие-нибудь несколько тысячелетий, происходит нечто, и происходит так, будто оно есть всеобъемлющее, подлинное.
К. Ясперс.

+ Быть может, покажется дерзким, что мы, ограниченные для наблюдений в пространстве маленькой Землёй, пылинкой на Млечном Пути, а во времени - короткой человеческой историей, решаемся применять законы найденные для этой тесной области, ко всей неизмеримой беспредельности пространства и времени.
Г.Л.Ф. Гельмгольц.


* Появление единичных вещей, главным образом, конечно, живых существ и по преимуществу людей, рассматривается как нечестивое дерзновение.
Л. Шестов.


б. Восхождение. Почва.

* Утверждено сердце его; он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
Псалтырь 111, 8.

+ Поелику ты тёпл, а не горяч или холоден, то изблюю тебя из уст моих.
Апокалипсис.


* Он всему научился путем непосредственного Откровения. В этом сказалась гордая и неукротимая натура Павла.
Э. Ренан.

* Для этого нужна была привычка к острому воздуху вершин… Скажем во всех смыслах.
Ф. Ницше.

* Кто всюду видит небо, тот моментами способен поставить самого себя на место неба.
Э. Ренан.

+ Глупцы! Он совершил бы прекрасное, благородное и возвышенное деяние даже в том случае, если бы его ожидал за это позор, а не слава.
М. Монтень.


3. Вскипаемое внутреннее.

а. Мечта.

* Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!
С. Кьеркегор (Фурье ??)

* Полинезийская песня:
Рукоять моего рулевого весла рвётся к действию, -
Оно ведёт меня к туманному, неясному горизонту,
К горизонту, который расстилается перед нами,
К горизонту, который вечно убегает,
К горизонту, который вечно надвигается,
К горизонту, который внушает сомнения,
К горизонту, который внушает ужас…
Это горизонт с неведомой силой,
Горизонт, за который ещё никто не проникал.


б. Стремление.

* Влечёт меня мир - весь, как в гости.
А. Грин.

* Его влекла даль земли, будто все далёкие и невидимые вещи скучали по нём и звали его.
А. Платонов.

+ Люди Солнца – те, кто вместе с Тики, отправились за своим божеством – Солнцем.
А. Кондратов «Великаны острова Пасхи».


* Проделанную им работу можно было обозначить только необычным определением: он стремился вызвать удар грома.
В. Гюго.

+ Он подвигов не совершил, но он погиб идя на подвиг.
М. Сервантес.


* Мы проплывём вокруг света тридцать три раза.
А. Грин.

* Господи ты Боже мой, какую жизнь мы будем с тобой вести, друг Санчо!
М. Сервантес.


4. Деяние.

а. Дерзание.

+ Некоторым поворотам в нашей судьбе даймоны противостоят как чему-то чрезмерно высокому.
Платон.


* Чти тех, кто пытался совершить великое, даже если им это и не удалось.
Сенека.

+ Здесь погребён Фаэтон, колесницы отцовской возница,
Пусть её не сдержал, но дерзнув на великое пал он.
Овидий.


* Вод, в которые я вступаю, не пересекал ещё никто.
Данте.


б. Назначенность.

* И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий.
Иисус Навин 10, 14.


в. Вызов.

* Следуй своей дорогой,
И пусть говорят, что угодно.
Данте.

* Всё её существо - один гордый взмах мысли к небу.
С. Кьеркегор.


г. Терпение. Упорство.

* Насколько возможно, надо возвышаться до бессмертия.
Аристотель.

+ Требовать невозможного значит обнаруживать слабоумие.
Аристотель.

+ … вы убеждены,
Что в пропасть можно прыгнуть безопасно.
Гораций.


* Уподобление богу в меру сил.
Пифагор.

* Я битимусь, покiль живого мяса
У мене не лишиться на кiстках.
У. Шекспiр.


д. Величие.

* Ему пришлось бы восстать против самых сильных страстей; ни один человек не пришёл бы ему на помощь; в полном одиночестве он следовал бы одним лишь доводам разума.
Платон.

* Те, кто претворяют в себе подлинное, не робеют пред богами и духами, что же говорить о Поднебесном мире?
Юань Хун.

* Ум Магомета трудился над планами, слишком великими для смертной мысли.
В. Ирвинг.

* Но спрашивали ли вы себя сами в достаточной степени, какой дорогой ценой оплачивается на земле создание всякого идеала?
Ф. Ницше.

+ Немезида – богиня мести.
Все, кто нарушили меру, будут безжалостно истреблены.
А. Камю.

+ В отношении Александра не существовало никаких «правильных» действий.
Ф. Шахермайер «Александр Македонский».

+ Отныне в жизнь вступили поколения, рождавшие героев, соперничавших славой с самими богами. До того на земле с копошившимися на ней людьми не совершалось великих событий.
Л.Ильинская «Легенды и археология».


* Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу...
Древний Египет.


е. Вечность.

* Гомеровские герои, зная, что их дело обречено на неудачу, более того, зная о своей близкой смерти, действуют так, как если бы они были бессмертны и уверены в своём торжестве.
Ф.К. Кессиди.

+ Вы понятия не имеете о разгроме, если думаете, что он порождает отчаяние.
А. Сент-Экзюпери.

+ Одна моя воля со своим твёрдым планом должна мужественно и холодно носиться над развалинами мира, так как я принял моё назначение, и оно прочнее, чем вы, оно вечно, и я вечен, как оно.
Фихте.

+ Если такой великий и бесповоротный отказ судьбы однажды сокрушит волю, то затем почти уже не возникает никаких других желаний, и характер являет кроткие, грустные, благородные черты смирения.
Шопенгауэр.


* На крыльях своих я уверенно лечу воздушными путями,
Хрустальный свод мне не ставит преград.
Рассекая небо, лечу в бесконечность.
Д. Бруно.


ж. Вечный зов.

* Может, посоветуете стихиям утихомириться?
У. Шекспир.

* Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
А. Пушкин.

+ Я в жизни ни разу не был в таверне,
Я не пил с матросами крепкого виски,
Я жизни ни разу не буду, наверно,
Скакать на коне по степям аравийским.
Мне робкой рукой не натягивать парус,
Веслом не взмахнуть, не кружить в урагане…
М. Светлов.

+ …Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой.
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
М. Цветаева.