Совет деда-капитана внуку, молодому капитану 1

Виктор Крумм
       Советы старого капитана, внуку-молодому капитану.
Мой внук Сергей Крумм 1970 г.рожд.(37лет) назначен капитаном на теплоход
м/v”Sokol3”(старое название).Сергей имеет высшее морскоеобразование и к тому-
же физически здоров.Я тоже стал капитаном в 37 лет.Но, я был уже инвалидом
(тяжелое ранение на фронте) и у меня всего лишь специальное среднее морское
образование(одесское мореходное училище).Полагаю ,что моему внуку должно быть

легче чем мне.И я хочу оставить ему несколько советов, которые нужно помнить.
Первое и пожалуй самое главное: надо твердо понимать, что человеческая жизнь-
главнее всего.Это значит, что ни спасение груза, ни спасение конструкций судна, ни
даже спасение самого судна(если, конечно это не связано с опасностью гибели
людей) не должно позволять, капитану рисковать жизнью любого человека на судне.
Приведу несколько примеров о которых я знаю.Когда-то я плавал старпомом на
Теплоходе” ИЗМАИЛ”.Капитаном судна был опытный и замечательный человек: Казимир
Ипполитович Мощинский.Я уже потом был на другом судне ,когда узнал о гибели двух
членов палубной команды.Причина была в том ,что на судне был палубный груз(кажется
бочки), которые из-за качки, порвали крепления и стали кататься по палубе.Два “добровольца”
уговорили капитана разрешить им спуститься на палубу и закрепить груз.Оба были смыты
волной за борт и погибли.Знаю еще такой случай, когда во время шторма ,при низком борте,
когда на страховом конце, человек был брошен волной на комингс трюма и получил
множественные переломы костей.Наконец, сын моего троюродного брата, Саша Лемперт,
будучи старшим механиком, какого-то калининградского рефрижиратора, при перевозке
“несвойственного” груза(хлопок в кипах) во время самовозгорания хлопка в одном из трюмов
полез в трюм вместе со вторым помощником и одним матросом.Все трое погибли.Зная все
это и запомнив, я поступал совершенно иначе.На моём т/x”Уэлен” грузовые стрелы крепились
к мачтам в вертикальном положении.Во время шторма, при сильной качке, на одной из стрел
ослабло крепление и стрела начала раскачиваться все с большей амплитудой.Как всегда в
таких случаях, находяться “добровольцы” .В данном случае, это был боцман(он отвечал за
крепление).Разумееться, я не рзрешил ему лезть на мачту и крепить стрелу.Стрела в конце
концов оборвала крепление и, оставаясь нижней шпорой в гнезде, совершив дугу ударилась
верхним концом о палубу и согнулась посредине на 60 градусов.В порту стрелу сняли,
отрехтовали и установили на место.Вывод: безопасность судна ,груза и людей, должна обеспечиваться на берегу до выхода в море.К вопросу о технике безопасности, нужно относиться
очень ответственно.Ко мне на судно на морскую практику, начальство пароходства присылало
своих детей.В одном из рейсов у меня был на практике Женя Черкез, сын моего группового
инженера ,которому я был во многом объязан.Этот парень поднялся на мачту и работал без
страхового пояса и, получил от меня “строгий выговор” в приказа по судну.Когда его отец меня встретил, он был немного удивлен моей строгостью.Я ему сказал:” Валентин Иосифович, выговор
он запомнит и, вы в дальнейшем не будете бояться за его жизнь.Потом этот мальчик у меня на
“Уэлене” некоторое время работал третьим помощником.