Танцы - шманцы

Юрий Короткевич
 ЮРИЙ КОРОТКЕВИЧ


       ТАНЦЫ – ШМАНЦЫ

       У женщины много есть предметов, о которых она мечтает, и, чаще всего, бесплодно.Для меня с детства одной из моих грёз было умение ТАНЦЕВАТЬ. Но всю жизнь было не до танцев.То надо было учиться в разных местах, то замуж выходить, то по командировкам мотаться, то воспитывать мужа и ребенка.Не было ни секунды свободного времени.

       Конечно же теперь, когда у меня уже давно есть собственный муж, есть жильё, я освободилась от работы, а внучки ещё не загрузили правнуками, хочется чего-нибудь особенного. Хочется порхать в трех измерениях, делая при этом замысловатые движения ногами и руками, синхронно и под бойкую музыку .И чтобы при этом все восхищались тобой и завидовали умению быть изящной. Время, когда ты с головой была погружена в жизненные проблемы, прошло. Однако сил , времени и желания заниматься танцами еще много.При этом я имею в виду не балет.Тут надо быть молодым, иметь призвание, талант ,хорошую фигуру и быть гимнасткой-акробаткой.Нет, упаси Боже, это не для меня. Я имею ввиду просто танцы –шманцы.Обзавидуешся смотреть на хорошо танцующие пары в ресторанах и в гостях.

       Первым делом надо уломать своего благоверного. Мужиков, особенно в возрасте, как всем нам, женщинам, известно, очень трудно соблазнить даже походом в театр, ну, хотя бы раз в год. А тут надо уговорить ездить на занятия регулярно, раз в неделю и довольно далеко.Я давно уже и местечко присмотрела, где учат американским танцам. Это в клубном здании в одном из парков нашего города, куда мы когда - то водили внуков подышать сосновым воздухом .Чего только в нём нет.И площадка для молодняка, и несколько стадионов,и корты.Всё это в тени громадных сосен, так что очень похоже на Прибалтику где-нибудь в Юрмале.

       Наконец сопротивление партнёра было сломлено.Мы стоим в пустом просторном зале клуба, где через десять минут должны начаться занятия.В зале кроме нас ещё пара нашего возраста.Он - плотненький, весёлый на вид мужчина среднего роста.Она – типичная рослая и крупная американка. Это семейная пара, учителя танцев – Джон и Беверли. С первых моих слов им стало ясно, что мы БЕЛЫЕ ВОРОНЫ.Мы недавно приехали в страну и плохо знаем язык. ”Не проблема - сказал Джон. - Мои предки тоже недавно, всего лет сто назад,приехали в Америку из Дании. И то, что вы не умеете танцевать, тоже не важно. Мы здесь получаем удовольствие, и рады, когда приходят новенькие. “ Для начала заполнили анкетки и получили перечень изучаемых танцевальных ПА в количестве более 50, и простенькое их описание.
 
       Стали приходить мужчины и женщины. Джон знакомил нас со всеми, подчеркивая, что мы из России. Некоторые вспоминали свои русские корни и мило улыбались. Как и в любом месте, где встречается некоторое количество пожилых американцев, ты попадаешь в сплошной интернационал. Тут и потомки приехавших, давно или недавно, из Италии, Дании,Англии,Франции, России,Норвегии, практически из всей Европы.

       Изящная француженка совсем недавно приехала в наш город из Канады.Через несколько месяцев она поехала с мужем отдыхать во Францию способом, который в России назывался ДИКИМ. Они могли себе позволить ездить по глухим, провинциальным местечкам Франции и жить там, сколько им хотелось.Раза четыре они присылали письма нашему Джону, он нам их зачитывал и показывал фоторгафии.

       Продолжим о главном. В продолговатом зале мы выстроились кордебалетными рядами по четыре в каждом, лицом к более узкой стене, где стояли Джон и его аппаратура, всего пять рядов.Вначале он зачитал последовательность движений с названиями ПА, одновременно их показывая.Сразу было видно, что учителя профессионалы.Пока Джон руководил обучением впереди зала, Беверли стояла сдади и показывала задним. Задним пристроился мой муж, тем самым получив индивидуального педагога.

       Особенность этих танцев в том, что они безконтактные.Нельзя ни коснуться партнёра, ни пообниматься.Дикость какая – то. Весь зал и все участники – твои партнёры. Ты их видишь и они тебя видят. А руками НИ – НИ. Поэтому руки свободны, ты не отвлекаешься на кого-то одного. Валяй, самовыражайся. И в этом самовыражении получай удовольствие, если сумеешь. При этом весь зал наполняется ОБЩЕЙ энергией и это оказалось ЗДОРОВО.

       Джон включил музыку и всё вокруг зашевелилось, как мне показалось, в бешеном темпе.Я не знала, что вначале делать .То ли слушать Джона и переводить на русский его непонятные команды, то ли смотреть по сторонам на людей и повторять за ними, то ли слушать только музыку и двигаться по интуиции, как удобно ногам, стараясь не очень их переплести и не упасть.В общем, через час занятий мы дико устали, ноги занемели от непривычных движений и ENJOY мы не получили.Вся группа,оказывается, была ПРОДОЛЖАЮЩАЯ.Новенькие были мы одни.

       Поняв наши муки, Беверли перед каждым следующим занятием стала осваивать с нами отдельно разные ПА с детальным разбором каждого движения.Например, вот как выглядят шаги BASIC LEFT, основного движения налево.STEP LEFT ON LF, CLOSE RF TO LF, STEP TO LEFT AGAIN ON LF, TOUCH RF BESIDE LF.Всё очень просто.Включайте на полную катушку что-нибудь из музыки шестидесятых годов, шаг налево левой ножкой, приблизте правую ногу к левой, снова шажок левой ногой налево и изящно коснитесь носком правой ноги середины левой ступни. Теперь всё в обратную сторону.Это уже BASIС RIGHT. Да поскорее, а то вы не успеете сделать следудующие ПА. И так полтора часа подряд с маленьким перерывом на общий трёп и анекдоты.И всё это американской скороговоркой. И всё это под грохот чарльстона,или буги-вуги, или стоны Пресли.

       Занятия с новичками Беверли проводила всухую, без музыки.Она вывешивала на стенку длинный перечень названий ПА и одевала на руки белые мужские носки с большими буквами L и R. И говорила нам –
“ Сейчас будем изучать вальсовую коробочку.”По английски это звучит так.

STEP LF FORWARD,STEP RF FORWARD AND TO THE RIGHT OF LF,CLOSE LF TO RF.
STEP RF FOOT BACK,STEP LF BACK AND TO THE LEFT OF RF, CLOSE RF TO LF.

       Беверли держит ладони в носках перед собой на стене.Левая ладонь идет вперед.Правая ладонь идет вперёд до уровня левой и сразу же идет направо от левой и тут останавливается.Далее левая рука приближается к правой.Останавливается рядом.Потом шаг назад правой рукой.Стоп.Левая рука делает назад шаг до уровня стоящей правой и сразу же идет налево от правой.Потом правая рука присоединяется к левой.И было бы всё хорошо, если бы только это надо было бы продолжать много раз до упаду.Нет, вслед за этим мы сразу же разучиваем другие 5 – 6 новых для нас ПА . Потом Джон командует построение, включает музыку и ..... поехали.

       Рядом со мной занимает позицию, как потом оказалось , бывшая англичанка с итальянской фамилией по имени КЛЕР. Это тётя – лошадь,с грациозностью неуклюжего подростка, с непринужденными и душераздирающими криками восторга выделывает VINE RIGHT, переходящее в SCISSORS с поворотом.Вы не знаете,что такое танцевальные ножницы? Как нам очень доходчиво объяснила Беверли, это то самое движение, когда вы стоите в очереди в женский туалет в перерыве между длинными футбольными таймами.Вспомнили? Так и тут. Надо правую ногу сместить направо, приблизить к ней левую, а потом правую поставить с левой стороны левой ноги, немного выдвинув её вперёд и сжав ноги в бёдрах. И затаиться в истоме ожидания. Только тут сразу же после этой позы может быть резкий разворот всего тела направо на 90 градусов, так что будьте внимательны.

       Когда мы в конце какого-нибудь быстрого танца все синхронно выдаем громкий щелчок - шлепок по полу, наступает полный КАЙФ, и мы аплодируем сами себе.

       Танца через три – четыре Джон делает перерыв и,не распуская нас из рядов, зачитывает какой-нибудь очень длинный американский анекдот.Мы, конечно, не понимаем почти ничего, но все остальные смеются.Вообще, обстановка очень непринужденная.Иногда женщины начинают гоняться друг за другом, раздавая шлепки по разным местам.Все как будто молодеют.Но вот и большой перерыв минут на десять.Мы садимся на стулья кружком. Разговоры за жизнь.

       В начале чаще всего мы были в центре общего внимания.Откуда мы, где и с кем сейчас живём, чем занимались по жизни и что делаем сейчас.Полное погружение в английский. Муж как-то сказал, что у него проблемы с компютером и тут-же его соседка КЛЕР, которая когда-то очень давно приехала в Америку из Англии, сказала, что она уже 30 лет на ТЫ с компютером и предложила помощь.Я взяла у неё телефон.Клер приехала к нам домой и консультировала мужа два раза и за это была мною кормлена русским обедом. Несмотря на свой темперамент, она пыталась научить моего мужа ТЕРПЕНИЮ в общении с компютером.

       Ещё одним из приятных мероприятий наших перекуров было разыгрываение приза – талона, дающего право бесплатного поедания порции макарон в томате под мясной подливкой в одном из ресторанов города.Разызрывание очень простое.Желающих выиграть каждый раз набиралось не более 3 - 4 . Они писали свои имена на бумажках, Джон клал их в шапку. НЕ В УШАНКУ. Всегда получалось, что каждый рано или поздно выигрывал. Получалась не обидная ни для кого игра.

       Постепенно мы почти со всеми перезнакомились. Одна из членов нашего кордебалета , необъятных размеров и бешенного темперамента тётя по имени ГЕЙЛ, лет сорока с хвостиком, оказалась волонтиром на очередном ДНЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ в мемориальном музее – ферме,расположенном в трех милях от нашего дома. В этом музее под открытым небом представлено типичное фермерское хозяйство юга Америки почти 150-тилетней давности, ещё с применением рабского труда. Когда-то сдесь выращивали бананы, сахарный тростник и давили из него сок. Прес для выдавливания сока имел конный привод.Лошадь при этом ходит по кругу, как в древности.Потом выпаривали сок до получения сахара.

       Мы послали альбом наших фотовпечатлений одной нашей знакомой в Москве, и она отметила, что всё это смахивает на русскую деревню того-же времени.Ведь в России тогда тоже было рабство, правда рабы были не привозные и другого цвета.

       Была забавная сценка около деревянного УДОБСТВА ВО ДВОРЕ,очень похожего на типичные заведения такого рода в России. Правда, это было расчитано на одновременное посещение сразу четырёх жаждущих..  Американский папа рассказывал мальчишке лет семи, что это такое и как этим пользоваться.Вместо туалетной бумаги там имелись КУКУРУЗНЫЕ ПОЧАТКИ с листьями.

       Во время танцев ГЕЙЛ каждое движение украшала множеством ужимок и прыжков своего изобретения, и была настолько пластична, что не бросались в глаза её толщина и обилие складочек и округлостей тела.Просто блеск! Здесь же, на ферме, в музее она была одета в платье тех времен и была сама солидность.Ведь ей было поручено развозить по территории престарелых и инвалидов на тележке, прицепленной к трактору.

       Во время празднования Рождества она же принесла кучу разных колокольчиков, украшенных лентами, и мы отплясывали свои чарльстоны,бряцая ими.В нашем военном детстве нам было не до детского сада.Теперь мы добирали детские радости.

       Как-то раз,когда занятия шли полным ходом, в дверях появилась наша соученица, пасторша Милред с детской коляской.Она месяца три назад сообщила, что стала бабушкой.И теперь притащила на танцульки свою внучку , то есть привезла на машине, конечно.С коляской, сменой памперсов и едой. Никто не вздрогнул, все продолжали выкаблучиваться под гром музыки. В перерыв мы обступили моложавую бабушку и стали знакомиться с новорожденной.Та очень спокойно всех разглядывала и даже не пыталась орать, как это принято в её возрасте. На третий раз Милред уже танцевала, держа младенца на руках. Мы в её положении не позволяли себе такого...

       В один из перерывов Милред сидела с ребёнком на руках рядом с моим мужем и о чём-то болтала с ним.Вдруг, гляжу, он берёт крохотулю на руки, а бабуля пошла за поилкой.Муж стал рассматривать детские конечности и, когда Милред вернулась, сделал ей.... выговор.Ногти, оказывается, отросли до опасных, по его мнению, размеров, пора, дескать, их подрезать. Он у меня был всегда специалистом по обрезанию ногтей у младенцев.Я всегда боялась этого.Милред, оказывается, тоже, и пообещала на следующее занятие принести ножницы.Муж дал указания, какие именно нужны.Может быть он уже стал готовиться к правнукам?

       Как водится, на таких мероприятиях нас – женщин было подавляющее большинство.Кроме моего мужа и учителя Джона, приходили еще несколько мужчин, двое из которых с женами.Третьим был высокий, болезненного вида, тонконогий Джек.Почти все мы занимались в шортах независимо от пола и возраста, и было видно, у кого какие ножки – ножонки – ножищи..С самого начала он пристал к моему мужу и стал выяснять, кто мы и чем занимались в России. Муж поведал о своём инженерном прошлом, о своей изобретательской деятельности.Оказалось, что 80-тилетний Джек тоже был инженером и имеет три патента.Правда, в отличие от нас, россиян, получает от своих патентов до сих пор приличный доход .
       Стали привыкать к командам, ноги уже передвигались почти что сами по себе. Есть время оглядеться по сторонам.Смотрю, а Джек неравнодушен к одной женщине лет 65-70. Это КЕЙ, вдова, и, как оказалось, живет в сабдивижене нашей дочери.Вечером во время наших прогулок с собакой она иногда останавливает рядом с нами свою машину и мы делаем SMALL TALK. КЕЙ очень худа и принадлежит к той части наших соучеников, которые на зависть нам очень изящно танцуют, а сзади смотрится как пионерка.

       У нас такой порядок.Накануне чьего-нибудь дня рождения наш учитель объявляет об этом событии, и мы хором поём американскую поздравлялку.Если кто-то заболевает, об этом тоже всем сообщается, и в перерыве мы подписываем открытку с пожеланиями выздоровления. Вдруг заболел Джек , и довольно серьёзно.Его положили в больницу.Все выразили сочувствие КЕЙ, подписали открытку.А через два занятия поздравили её .Она, пока он был в больнице, вышла за него замуж .Ему, наверно, это помогло вылечиться... и вскоре он опять присоединился к нам.

       Постепенно нам стало казаться, что мы один раз в неделю приходим в свою новую семью, где есть и приятные люди и свои плохиши. Некоторые приставали к нам со своими советами, не очень понимая наших проблем.В таких случаях муж говорил советчикам по-русски, что он не успевает с переводом команд и поэтому отстает с их выполнением. Выпучив глаза и не поняв его, они отваливали.После таких эпизодов, ДЖОН и БЕВЕРЛИ стали при всех поощрять нас, особо отметив наши языковые трудности и успехи в освоении премудростей правильного перемещения под музыку.

       Однажды нам надо было уйти с занятий пораньше.Идем на парковку, садимся в машину, муж вставляет ключ зажигания в замок, но ключ не проворачивается! Машина и раньше выкидывала похожие штучки, но муж до этого раза как-то выходил из положения.На наших простеньких советских машинах в России таких проблем не было, только один раз за 15 лет муж сам поменял замок зажигания.А тут – ни в какую.В машине жара, пошли звонить в помещение клуба.Сразу же подошла Беверли и предложила помощь, подвезти нас домой. Но я позвонила дочери, и та пообещала спасти нас и позвонила в диллершип.Там пообещали помощь через полчаса.Джон и Беверли, после окончания занятий стояли около нас, дождались приезда наших спасителей и помогли разобраться с эвакуатором.

       Как-то раз мы пришли немного раньше начала занятий и пошли, как обычно, платить за урок.Джон вдруг сказал, что сегодня денег ему не надо, это будет для нас всех подарок.И вообще, это последний урок.Они с Беверли очень долго ждали очереди на право поселения в привилегированный посёлок для пенсионеров. И теперь переезжают в другой город.Если кто видел сериал Познера “Одноэтажная Америка”, тот знает, о чём идет речь.Я думаю, что никто бы не отказался жить в таком “скучном “месте, как сказал хорошо знающий Америку дядя Володя. Ведь там такой “ ужас” .Ведь внуки не имеют права постоянно жить со стариками, и те не могут передать им свой богатый и ценный опыт жизни в прошлом веке в стране давно победившего социализма.

       Вот мы с мужем, например, значительную часть жизни прожили под очень забавными лозунгами. ”Кадры , дескать , решают ВСЁ!?” и “Незаменимых людей нет!” В нашей танцевальной истории мы убедились в важности этих слоганов сразу же после ухода опытных учителей танцев, когда их заменила неопытная нахальная старушка. Прав, конечно, первый лозунг. Правда, предлагаю внести одну из двух возможных поправок. ПЕРВАЯ ПОПРАВКА - В начало лозунга можно поставить слово ХОРОШИЕ кадры, то есть профессиональные. ВТОРАЯ возможная ПОПРАВКА - ПЛОХИЕ кадры.Оба типа кадров решают всё, но по своему. Кому что нравится. Нам не понравилось ходить на занятия к самозванке. И постепенно слаженная семья распалась... А второй лозунг в молодости всегда приводил нас в отчаяние. Для нас в жизни всегда важной была мысль , что мы сами для себя незаменимые.А другие, как хотят...