Рекомендации по употреблению ненормативной лексики

Котовский
Рекомендации по употреблению ненормативной лексики в литературном творчестве.

Воздействие обсценного слова в художественном тексте на читателя обычно проявляется в особого рода ощущении экспрессивности, впрочем, довольно быстро затухающем. Следует заметить, что существуют и другие, более изощренные художественные средства, позволяющие добиваться сходного эффекта даже превосходящие ненорматив по силе и длительности воздействия на читателя. Но арсенал этих средств труднодоступен начинающему автору, поскольку требует от него определенных знаний, навыков и опыта.

Вывод первый: ненормативная лексика может быть рекомендована начинающим авторам, необремененным знакомством с достижениями классической и современной литературы. Искушенный писатель вполне может обойтись без использования обсценной лексики без всякого ущерба для выразительности своего продукта.

Далее следуют рекомендации по использованию ненорматива в художественном тексте начинающих авторов.
Наиболее эффективным является использование небольшого количества обсценных слов (обычно достаточно одного, реже – двух и более) в произведении минимального объема – анекдоте, небольшом стихотворении, частушке, миниатюре, небольшом рассказе. Располагаться это слово должно в конце текста (или каждого куплета стихотворного текста) для создания эффекта неожиданности, контраста. Такие произведения как правило относятся к юмористическому (иногда трагикомическому) жанру, за исключением рассказа, который может быть практически в любом жанре. Порой использование ненорматива может придавать тексту пафосность, но достижение такого эффекта требует от автора достаточной искушенности. Впрочем, начинающий тоже может попробовать – вдруг получится? И вообще, использование ненорматива неопытным автором часто может создавать непредсказуемые эффекты. Поэтому пробовать рекомендую обязательно!
В текстах большого объема (повесть, роман, поэма) использование ненорматива неэффективно. При использовании небольшого числа обсценных вкраплений, экспрессивный эффект быстро затухает и забывается, не оставляя у читателя после прочтения произведения заметных впечатлений, влияющих как либо на положительное восприятие произведения читателем в целом. Обильное использование ненорматива, пронизывающее весь текст или значительные его части не дает вообще никаких результатов, поскольку при методическом использовании ненорматив полностью теряет свою экспрессивную окраску. Таким образом, если начинающий автор затеял сочинение произведения значительного объема, я категорически не рекомендую ему делать ставку на ненорматив. В качестве альтернативы могу предложить такой вариант: напишите роман без обсценной лексики, потом нашпигуйте его матюгами, а после прочтите оба варианта и сравните свои ощущения от прочтения. Еще лучше – дать почитать и сравнить другим.