Полевые записки 2008. Конец июня

Ирина Маракуева
       Нет! Не так, как я ожидала, меняется кадр. К концу месяца отцветает большинство пятен смолки и окрашивается в бурый цвет. Зато колокольчики лишь набирают силу, заливают сиреневым всё пространство луга, полностью скрывают первые цветы горных васильков.
       Над сиреневым парят светлые облачка дрёмы малой, чьи тонкие стебельки совершенно невидимы, а изрезанные лепестки цветков так нежно белы; ярко-белые зонты плотных бугорчатых соцветий дудника изредка возвышаются над этим колокольчиковым морем.
       На земле - зеленовато-белые воздушные кипы подмаренника с крохотными четырёхлепестковыми цветочками - и звёздная россыпь тысячелистника и дрёмы большой, что ярко светится фонариками в темноте.
       Пятна ромашек нивяника; розовые, сиреневые, лиловые подушечки-соцветия короставника на высоких стеблях качаются на ветру.
       В болоте купальницу, уже качающую зелёными ёжиками семян, сменяют ярко-розовые сосисочки змеиного горца.
       Низины изрыты кабанами, большие проплешины луга окаймили крошечные кустики земляники. Два листика с ноготь - и две больших ягоды.
       В лесах цветут малина и полуница, полями расстилаются под гигантскими елями, усыпанными шишками. А на просеках - о чудо! - лучшие наши орхидеи - любки. Зеленовато-белые колонны цветов со шпорцами, с божественно сладким запахом, стоят в метре друг от друга. Одна... две... десяток! Красная Книга. Хорошо, что сюда сейчас никто не забредает - зачем? Грибов нет. Ночи холодны.
       Одинокие изъеденные червями маслята - два-три на километр пути.
       И на лугах и в лесах истово-малиновые цветки чины. Что-то новое.
       Зацвели клеверы. Горный, высокий, с белыми колючими шишечками, не пахнет. Тоже впервые. Запах у него обычно густой и сладкий.
       При дорогах сурепка. Жёлтые яркие кисти... Вырвали случайно один с корнем - маленькая репка с худеньким хвостиком насмешила... Редко бывает. Чаще хвостик со слабеньким утолщением.

       День последний. Синяя полоса злых туч, невдалеке дожди, а над нами просвет. В нём - чёрное облачко-медуза с раскинутыми щупальцами. Висит, изучает мир.
       Солнце, а насекомые все на земле - ласточки только что не чиркают о дорогу. А в небе многоголосый хор - гнездятся рюмы и, второй раз, полевые жаворонки. Поют!
       На высоких былинках сторожат гнёзда маленькие коньки.
       Дома на форточке сидит трясогузка с мухой в клюве. С форточки удобно нырять в дуплянку, что мы повесили для синиц. Там уже второй выводок. И - есть чем его кормить!
       Всё-таки, хоть и странное, но лето...
       Туча-медуза зазвала своих собратьев. Гром. Ливень.
       Кончился июнь.