Презентация творчества Александра Беляева

Мария Жёлтый Цветок
У вас живёт дома говорящая голова? Может быть вам приходилось встречать человека-амфибию, разговаривать с ним? Или такие люди живут среди нас? Задуматься об этом меня заставило творчество Александра Романовича Беляева. Я его читаю с большим интересом, и хочу вам о нём рассказать. Думаю было-бы неправильным не упомянуть ни слова об авторе таких замечательных произведений, как «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Вечный хлеб» и другие
Александр Беляев родился 4 марта 1884 года, в небольшом тогда городе Смоленске, в семье священника. С детства он обладал живым развитым воображением. Как и все мальчишки, Александр увлекался приключенческой литературой. Начитавшись таких книг, он жаждал что-то открывать, с кем-то бороться, кого-то спасать, но в городке, где он жил, никаких тайн не было.
Отец отдал мальчика в духовную семинарию, которую он окончил в 1901 году, однако Беляев вышел оттуда стойким атеистом. Юноша много читает, увлекается фантастической и приключенческой литературой, любит музыку, живопись, театр, играет в любительских спектаклях. Чтобы продолжить образование будущий писатель поступает в юридический лицей в Ярославле, где одновременно учится в консерватории по классу скрипки. В 1906 году, окончив лицей, Александр Романович возвращается в Смоленск, где занимается журналистикой, выступая в качестве театрального и музыкального критика в газете «Смоленский вестник». Беляев мечтает о дальних фантастических приключениях. В 1913 году Александр уезжает за границу. Несколько месяцев проведённых в Италии, Франции, Швейцарии, принесли огромный запас впечатлений на всю его жизнь.
Вернувшись на Родину, Беляев снова работает в газете «Смоленский вестник», но уже в качестве редактора. Беляев был членом симфонического общества любителей изящных искусств.
Однако вскоре Александра Романовича поразила тяжёлая болезнь - костный туберкулёз. Целых шесть лет писатель был прикован к постели. Представляете, болезнь не сломила его воли! Он изучает иностранные языки, интересуется медициной, биологией, историей, техникой, одним словом, читает, что естественно отобразилось в его книгах.
Больше всех, лично на меня произвело впечатление произведение «человек-амфибия», написанное в 1928 году. Писатель силой своей фантазии создаёт людей способных освоить необъятные водные просторы. Учёный Сальватор пересадил жабры умирающему ребёнку, который получил возможность жить под водой. Теперь перед Ихтиандром открывается чудесный подводный мир…
Приход человека в океан несёт с собой массу новых и интереснейших открытий, необычайных приключений, грандиозных перспектив. И если летающий мальчик из произведения «Ариэль» и мальчик-амфибия лишь смелая гипотеза Беляева, то бесспорным является гуманистическая идея счастья человека лежащая в основе созданного писателем. Какая же главная мысль всего творчества Александра Романовича? Научные достижения не должны быть употреблены во вред человечеству. Писатель твёрдо верил в могущество человека вооружённого наукой. Сколько используется научных открытий в корыстных и неблаговидных целях? Сам того, не подозревая, Александр Беляев стал пророком, предвосхитившем многие события во всём мире. Ихтиандр стал жертвой алчных людей, стремившихся разбогатеть на его чудесном свойстве - долго находиться под водой. Он мог доставать со дна моря жемчуг, находить затонувшие драгоценности. На Ихтиандра шла настоящая охота. Учёный Сальватор смело бросает судьям главные слова правды: «…Я опасался, что моё изобретение в условиях нашего общественного строя принесёт больше вреда, чем пользы…» И вот ещё одна цитата, произнесённая на суде Сальватором: «…Нет, я не мог сделать Ихтиандра и ихтиандров общим достоянием в стране, где алчность обращают высочайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Какая же проблема является центральной в его книгах? - Судьба человека-главное, что ставит в центре своих романов Беляев.
Книги Александра Романовича очень интересно читать. Чего только стоит произведение «Человек нашедший своё лицо» про знаменитого комика Антонио Престо превратившегося из урода в красавца и оказавшегося никому не нужным. А ведь, сколько людей считают, что, изменив свою внешность, станут счастливее!
Целый ряд произведений Александр Беляев посвятил теме покорения морских глубин. В романе «Подводные земледельцы» Беляев описывает совхоз под водой, в котором выращиваются водоросли. Огромные морские плантации давали продукты питания и ценнейшее техническое сырьё.
Как вы думаете, могли ли раньше только представить, что можно вести подводную съёмку и находить потонувшие корабли, обнаруживать косяки рыб, осваивать морское дно и его обитателей? Раньше это было фантастикой. Об этом Александр Беляев написал в романе «Чудесное око». Смелая мечта писателя стала захватывающей явью. Все его произведения, посвящённые морской теме, объединяет мысль о необходимости использования на благо человечества неисчислимых природных богатств, которые скрывает от нас море.
А теперь представьте себе стол... А на нем говорящую голову, а мыслящую голову, чья это голова и где тело - вы узнаете, прочитав ещё один роман «Голова профессора Доуэля», опубликованный в 1925 году. Произведение, посвящённое проблеме оживления органов, отделённых от человеческого тела, - проблеме, которая самой животрепещущей в медицине стала лишь через несколько десятков лет. В то время мысль об оживлении мозга отделённого от тела казалась невозможной. И когда, наконец, она привлекла к себе внимание крупных учёных, когда проблемы, затронутые в романе писателя, стали обсуждаться на лекциях в медицинских институтах, Беляев писал с удовлетворением: « Привлечь внимание к большой проблеме – это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений». В наши дни созданы искусственные лёгкие, почки, проводятся сложные операции по пересадке органов, возникла новая отрасль хирургии - микрохирургия, осуществляющая сшивание сосудов, и тем самым оказалось возможным приживление отторгнутых пальцев рук и ног.
Писатель мечтал о том времени, когда все достижения науки будут подчиняться интересам человека. Он рисовал прекрасные города, полные зелени, воздуха, света, города-сады с искусственным климатом, и просторными, удобными домами. Города с электромобилями, аэровокзалами на крышах зданий, быстроходными экспрессами – города будущего, где все дары природы служат удобству и здоровью человека. В романе «Под небом Арктики» Беляев описывает оригинальный подземный курорт, превращённый в вечнозелёный цветущий край. Люди научились там управлять климатом, и всё подчинили одной цели- здоровью человека.
В 1931 году Беляев переезжает в Ленинград, где, несмотря на всё ухудшающееся здоровье, продолжает работать, живо интересуясь новейшими достижениями естественных наук, предвидя грандиозные картины грядущих открытий. Одной из самых больших и серьёзных проблем стала для писателя - покорение космоса. Беляева ещё с детства мечтающего о полётах, увлекла идея о проникновении в мировое пространство. Вселенная поражала его своей таинственностью. Он изучает труды К. Э. Циолковского. Писатель пишет в 1933 году роман «Прыжок в ничто». В этом романе рассказывается о путешествии на загадочную планету Венера. Писатель не только попытался представить и изобразить растительность и животный мир этой планеты, но сумел передать состояние человека, попавшего в космос. Он описал устройство ракеты, полёт в безвоздушном пространстве, картины земли, увиденной из космоса. В 1934 году «Воздушный корабль», опубликовывается в журнале «Вокруг света».
Светлое, оптимистическое творчество Беляева было целиком устремлено в коммунистическое будущее. В его произведениях нет выдумки, приключения ради самого приключения. В занимательной форме писатель учил читателя честности и смелости, принципиальности и гуманности, доброте и высокой нравственности, учил великому служению людям. Он творил, как мы уже в этом убедились, в различных жанрах приключенческой литературы – от волшебного рассказа-сказки до романа-памфлета. «Создадим советскую научную фантастику!» - писал он. Беляев создал оригинальные по форме и содержанию произведения этого жанра. Тонкий юмор его рассказов сочетался с острой политической сатирой романов и повестей. Писатель, обладая незаурядным дарованием сатирика, нарисовал немало глубоких, разоблачающих образов: Педро Зурита в «Человеке-амфибии», профессор Керн в «Голове профессора Доуэля», мистер Бэйли в «Продавце воздуха», капитан Слейтон в «Острове погибших кораблей».
Рассказы и повести Беляева написаны пером настоящего мастера. Острый сюжет, динамика повествования, увлекательность свойственны его произведениям. Даже типично «Остров погибших кораблей» или «Последний человек из Атлантиды», кроме занимательной канвы, несут в себе богатый познавательный материал. Опираясь на известные гипотезы о таинственной Атлантиде, Беляев рассказывает о культуре этой страны. В «Острове погибших кораблей» описывает грандиозное кладбище кораблей в Саргассовом море, куда течением прибивало яхты, парусники, каравеллы, пароходы. Это была наглядная история флота всех времён и народов. Произведения писателя увлекательно рассказывают о неизведанном и таинственном. «Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок», - писал он.
Последние годы жизни писатель провёл под Ленинградом, в Детском селе, которое сейчас называется Пушкин. Великая Отечественная война застала Беляева безнадёжно больным. Он умер 6 января 1942 года, твёрдо веря в победу своего народа. Незадолго да смерти, 26 июня 1941 года, писатель публикует в газете статью: «Наша армия докажет врагу, что рабочие и крестьяне, из которых она состоит, умеют не только строить заводы и фабрики, но и разрушать «фабрики войны»».
Александр Беляев стал пророком, предвосхитившим многие события в мире. В наши дни книги Александра Романовича заслуженно заняли место в ряду лучших произведениях мировой литературы. Писатель создал произведения, которые будут жить ещё многие годы, покорять смелой фантазией, мастерством, романтикой открытий и подлинным гуманизмом. Познакомьтесь с книгами Александра Романовича Беляева, и вы станете духовно богаче.