Художник и поэт Юрий Косаговский

Александр Пекельный
       Когда-то на заре своей юности Юрий Косаговский могуче расправил свои огромные крылья, устремившись сразу в нескольких направлениях одновременно – и теперь он пожинает плоды своей многогранно (и филигранно) разросшейся деятельности. Нет, он уже давно не дилетант в своих много начальных увлечениях – и это покоряет сердца поклонников его таланта: творцы типа Леонардо да Винчи пока ещё редкость на Руси. Это всё равно, что Пушкин – живописец затмил бы Брюллова или Венецианова, оставаясь при этом первым русским поэтом. Да, Грибоедов оставил после себя пару неплохих вальсов. Но это всё – почти случайные совпадения. Вспоминается ещё несчастный Бородин, «нахимичивший», помимо своих гениальных «Князя Игоря» и «Половецких плясок» немало полезных открытий на поприще Менделеева, тестя Блока.
       
       Но ехидный Козьма Прутков отбил у целых поколений русских художников охоту заниматься чем-то ещё, помимо своей основной деятельности. Совмещение специальностей стало считаться чем-то постыдным, вроде духовного рукоблудия… И только в конце ХХ века стремление объять в своём творчестве необъятное снова начинает заявлять о себе во весь голос. Причин тому несколько. Во первых, во многих жанрах и видах искусства лидирующие роли были настолько узурпированы властью немногих, что эмиграция в другие жанры стала для художников просто жизненной необходимостью. Наконец, многие люди были от природы настолько универсально одарены, что не развивать эти таланты было бы по меньшей степени преступлением. Наконец, универсально одарённые художники логично приходили к идее синтеза искусств.
       
       По обширности охвата изображаемой действительности, Юрия Косаговского можно было бы сравнить с баобабом; по трепетности и тонкости суждений – с тростником, «мыслящим тростником» Тютчева. Юрий Косаговский – «гражданин своей души», он не делает разницы между сильными и слабыми звеньями в своём творчестве. Он их и не замечает. Совсем как у Пастернака: «но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Он не делит жанры своего творчества на главные и второстепенные, остерегается говорить, что он мастер или, наоборот, дилетант в данном жанре. У Юрия есть счастливая уверенность в том, что если он кому-то интересен как личность, то этот человек обязательно заинтересуется всем, что он делает, даже если что-то он делает не совсем профессионально. Ведь во всём разлито его понимание мира, всё овеяно его поэзией…