Не ходите, дяди, в Африку гулять

Виктор Бесслер
Когда Вова Кулешов и Витя Ивонин были маленькими, родители наверняка читали им книжку про кровожадного и беспощадного злого разбойника Бармалея. И строгого предупреждения: «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» не могли не слышать.
Но детишки имеют обыкновение вырастать. И взрослых солидных Владимира Даниловича Кулешова и Виктора Арведовича Ивонина «сотоварищи» по поисковым экспедициям за гомотангами потянуло самим проверить правду мудрого сказочника Корнея Ивановича Чуковского. Вот и решили они сменить Памиро-Алай на Килиманджаро. Что из этого путешествия в район высочайшей горной вершины Африки вышло, вы узнаете, прочитав до конца этот рассказ.

*****

В Африку отправилась старая хорошо спаянная команда – Владимир Кулешов, Петр Зибилюк, Артур Мюллер, Баходыр Махмудбеков, Виктор Ивонин. Все они хорошо известны в велотуристских кругах, прекрасно подготовлены, побывали в районах всех семитысячников Памира и Тянь-Шаня, неоднократно наблюдали гомотангов. Цель экспедиции состояла в том, чтобы произвести предварительную оценку возможности существования популяций гомотангов в высокогорных районах Африки и подготовить следующую экспедицию.
Спонсорами экспедиции стали Украинско-немецкий фонд и одна из издательских фирм Германии, специализирующаяся по выпуску литературы о путешествиях и приключениях. Уже потом, после возвращения, Кулешову и его друзьям довелось услышать от бывалых людей, что отправляться вглубь Танзании столь малочисленной группой было весьма опасной и рискованной затеей. Но разве могли они, готовясь к трудностям горного похода, предполагать, что их ждет немало иных приключений.
Самолет доставил велотуристов из Ташкента в Москву, а уж оттуда они вылетели в Дар-эс-Салам. Дальше путь лежал на север страны, в административный центр провинции Килиманджаро – Моши. Здесь уже видна макушка гигантского по размерам вулканического массива, всегда покрытого льдом и снегом – и это почти на экваторе! Хоть это и не памирские «небоскребы», но как-никак высота Килиманджаро 5895 метров над уровнем моря.
Подъем на Килиманджаро для опытных велотуристов не представляет особых проблем с технической стороны, и примерно сопоставим с прохождением перевала Кара-Казык Алайского хребта, - считает Владимир Данилович – Сложность связана только с большим перепадом высот от подножия до вершины, поскольку времени на длительную адаптацию не было.
Обычно, даже неплохо подготовленные альпинисты поднимаются на высочайшую вершину черного континента постепенно, за четыре-пять дней, с ночевками в палатках. Кулешов же решил «взять» вершину за два дня. И уже потом, спускаясь с нее на велосипедах, тщательно исследовать окрестности, нет ли следов пребывания гомотангов.
…Осталась внизу африканская савана, над которой вздымается гора, и чья верхушка большую часть времени укутана облаками. Здесь на горном склоне, пути участников экспедиции разошлись. Петр Зибилюк и Баходыр Махмудбеков, собрав импровизированный плот из двух велосипедов и специально изготовленных надувных пластиковых элементов, начали сплав вниз по реке Каранга, одновременно исследуя ее берега, а Кулешов, Мюллер и Ивонин продолжили путь к вершинному кратеру. Он встретил их по-доброму, ласково. Ярко светило солнце, тучи разошлись, на многие десятки километров просматривалась сказочная панорама экзотической страны.
На спуске применялась оправдавшая в Памиро-Алае тактика, позволявшая заставать гомотангов врасплох, не давая им времени скрыться. Спуск на велосипедах на предельной скорости, какую только позволяли развить каменные нагромождения, сочетался с длительными остановками и тщательным осмотром местности. Одиннадцать дней кропотливой и тяжелой работы положительных результатов не принесли. Привычных следов обитания гомотангов не обнаружено. Но участники экспедиции все же встретили несколько достаточно странных проявлений, которые быть может, удастся связать с гомотангами. Но для этого, прежде всего, нужны консультации как с местными специалистами, так и с учеными-африкановедами, поскольку не исключено, что все эти проявления – скорее всего обычная африканская экзотика.
Но искателям приключений пришлось столкнуться с иной африканской экзотикой. Той самой, на которую недвусмысленно обращал внимание Чуковский. Встретившись в долине с отправившимися вниз водным путем Зибилюком и Махмудбековым, Кулешов с партнерами были немало удивлены их «маскарадом», кроме набедренных повязок, сплетенных из каких-то растений, на тех ничего не было. Оказалось, их самым наглым образом ограбили, когда Николай и Михаил спустились по Каранге к одной из деревушек. Забрали наследники Бармалея все: вещи, деньги, паспорта, обратные авиабилеты… Кулешов решился на отчаянный шаг: обратился через местные власти к грабителям с просьбой вернуть хотя бы документы. Воры оказались «порядочными людьми» и подбросили паспорта Махмудбекова и Зибилюка в полицейский участок. Разумеется, ни денег, ни билетов они не вернули.
Пришлось Ивонину, оставив друзей в Моши, срочно ехать на автобусе в Дар-эс-Салам, чтобы там урегулировать проблемы с билетами. И вот тут-то, в столице Танзании, на весьма коротком расстоянии от автовокзала до гостиницы, случилось еще одно крайне неприятное происшествие. В темном переулке Ивонину преградили путь четверо темнокожих. Попытка отбиться успеха не имела, силы были неравные. К тому же один из грабителей ударил велотуриста ножом в грудь. В конце концов, нападавшие вырвали из рук Ивонина сумку с видеокамерой, немецкими фотоаппаратами и всеми отснятыми кассетами и пленками. А истекавшего кровью раненого вскоре подобрали прохожие. Лишь после сложнейшей операции и пребывания в реанимационном отделении он смог сообщить Кулешову о случившемся.
 Местные власти проявили заботу и внимание к пострадавшему велотуристу. Больше приключений у них не было, они уже вернулись в Узбекистан, только Ивонин долечивается в Киеве.
А Кулешов планирует новую экспедицию за гомотангами, на этот раз к озеру Танганьика. Видно, ни Африкой, ни Бармалеями нашего человека не запугать, нашлись бы только спонсоры.