Неисповедимы пути Господни!

Григорий Иосифович Тер-Азарян
ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ

    До полудня было еще часа два, но путники порядком устали. Встав рано утром, они надеялись к середине дня добраться до Иерусалима.

    По одежде странствующих было видно, что один из них - господин, а второй - слуга. На хозяине была богатая одежда. Первые седины, появившиеся в бороде, свидетельствовали о том, что их владелец того возраста, когда молодость уже позади, однако и до старости еще далеко.
   
    Слуга старался не отставать от господина, но чувствовалось, что он тоже устал.

    - Хозяин, - неожиданно заговорил он. - В Святом писании говорится, что нашего Творца окружают ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Кто они, и почему мы их не видим?

    - Друг мой, все они - слуги Господни, и бывают только тогда заметны или слышны, когда этого пожелает наш Господь. Это Его воля - направлять своих посланников с поручениями к нам, грешным людям. И, в зависимости от того, как мы прожили свою жизнь, как вели себя по отношению к людям, привнесли ли в этот мир больше зла или добра, и судят о наших делах.

    И, поверь мне, повидавшему жизнь. Если человек соблюдает заповеди Всевышнего и старается жить в гармонии со своей совестью и душой, то ему и не нужно лицезреть ангелов. Они - у нас в душе и знают все тайные помыслы и порывы.
   
    Если  же кто-то из людей погряз в грехах и хулит Всевышнего, то к нему могут явиться небесные судьи, чтобы наставить на путь истинный…

    Помни, дьявол постоянно нас искушает и достаточно хоть один раз поддаться его уловкам, как последуют все новые и новые искушения. И очень скоро грешник уже не будет принадлежать себе.

    Он станет слугой своих прихотей, низменных страстей и зашагает по очень опасному и скользкому пути. Накопленные грехи будут отягощать последние часы жизни, появится желание все исправить, начав жить заново, но на это не останется времени.

    За душой придёт архангел Гавриил, заберёт ее и передаст апостолу Петру, чтобы свершился Суд Божий.

    Ты еще молод, у тебя многое впереди. Постарайся жить согласно заветам нашего Господа Бога.

    Два года назад я незаслуженно обидел одного из своих родственников. С тех пор меня постоянно мучает совесть. Придём в Иерусалим, найду его, испрошу прощение за содеянное, и на душе станет легко и светло. Потом сядем за стол, выпьем вина, вспомним былое, и нам обоим будет приятно, что прежние обиды забыты.

    - Хозяин, и весь этот долгий путь мы проделали ради нескольких слов извинения?

    - А разве этого мало? - удивился господин. - Пойми! Раньше, отходя ко сну, я всегда думал, что незаслуженно обидел человека. А теперь, когда вечером прилягу, буду вспоминать, что мы по-прежнему дружны и будем рады встретиться снова.

    И я уверен, что не будь Господу угодна эта встреча, Он не дал бы мне сил преодолеть пешим такой путь.

    - Значит, обо всех наших делах Господу Богу ведомо?

    - Не только о поступках, но и обо всех наших мыслях. Хорошо или дурно мы относимся в душе к людям. Раскаиваемся ли мы в грехах, или наше сердце стало чёрствым, и им овладела гордыня.

    - Интересно, какой из себя архангел Гавриил? - неожиданно спросил слуга. - Говорят, он очень страшен.

    - А кто из смертных мог видеть архангела? Кто может точно сказать, как он выглядит? - удивился хозяин. - Но я уверен, что взор его должен сиять, как яркая молния. И этот взгляд, проникая в самые глубины души, высвечивает то потаённое, что нас мучает. Ничего не удастся скрыть!

    Однако мы подходим к нашей цели. Видишь, всё чаще встречаются люди и животные. Давай прибавим шагу, и я уверен, что скоро нас ждёт приятный отдых. Посмотри: вдали облако пыли. Значит, город совсем близко.

    Господин оказался прав. Не прошло и десяти минут, как показались стены Иерусалима, и с каждой минутой количество встречающихся людей, повозок и караванов все увеличивалось и нарастало. Люди очень спешили, так как солнце уже было высоко и надо было укрыться от его палящих лучей.

***

    Иерусалим встретил наших путников постоянной сутолокой и шумом. Со всех сторон слышалась разноязычная речь. Продавцы зазывали покупателей, менялы тоже от них не отставали. Повсюду лежали облепленные слепнями ослы и верблюды, а рядом с ними сидели нищие и просили милостыню. Одновременно все куда-то спешили, отчего царила страшная толкотня.

    - Я здесь знаю один хороший постоялый двор, - обратился хозяин к слуге. - Там мы сможем отдохнуть и поесть. А когда наступит вечер, я отправлюсь к своему родственнику. Ты же сможешь погулять и осмотреть город. В Иерусалиме много интересного можно увидеть. Ты же здесь в первый раз.

    - Так и есть, - улыбнулся слуга. - Но здесь все так спешат и настолько заняты своими делами, что я даже и не знаю, как себя вести.

    - Это только с самого начала кажется, будто люди просто суетятся, а на самом деле все они вышли по своим делам. Вон, посмотри, видишь тот караван и двоих людей. Вроде они без толку спорят, однако, это вовсе не так. Они торгуются! Не обращай внимания на их крики. Пройдет минут десять, и они заключат сделку.

    Сейчас каждый из них хочет сделать вид, что не заинтересован в исходе. А на самом деле, они уже все для себя решили и стремятся выговориться. Помни, это - Восток, и здесь все построено на эмоциях, хотя, если быть до конца честным, они и мешают нам зачастую понимать друг друга.

    Вон видишь того путника, он - с Севера. Посмотри, какие у него светлые волосы, и с каким любопытством он смотрит вокруг. У него на родине очень холодно, и люди, чтобы согреться, носят шкуры диких животных. Зимой же с неба часто падают маленькие льдинки.

    А вон тот, у которого чёрная кожа - с крайнего Юга. Мне говорили, что, чем южнее, тем люди чернее. Они живут по варварским законам, и им неведомо слово Господне. Среди них есть и такие, которые едят человеческое мясо. Так что старайся их избегать.

    И еще один совет - остерегайся блудниц. Их здесь множество, и они очень сладко говорят. Начни с ними беседовать - сам не заметишь, как останешься без денег и одежды. Однако ночь, проведенная с такой жрицей любви, стоит десяти, нет, ста ночей с обычной женщиной.

    - Откуда ты все это знаешь? - удивился слуга. - О чем бы я тебя ни спрашивал, ты на все знаешь ответы и подробно объясняешь. Тебя можно слушать часами...

    - Ты ещё очень молод, об этом я уже говорил тебе, - посмотрел на слугу хозяин. - Помни, было время, когда я тоже был юным. В те годы и мне всё было в диковинку. Но я всегда старался узнать и понять, что в этой жизни угодно нашему Господу. Хотя тоже совершил много грехов... Бывало, что, пользуясь людской слабостью, обманывал их, гулял с блудницами, бесшабашно тратил деньги и не задумывался, что это плохо. Но в один из дней понял, что так нельзя прожить всю жизнь. Придет время, и придётся ответить за свои дела перед Отцом нашим.

    Тогда я помолился и попросил прощения у Бога за всё содеянное. Во сне мне явился ангел и сказал, что мое покаяние принято. С того времени я стараюсь жить, не нарушая заповедей. Бывает, что искушение овладевает мной, но тогда я вспоминаю имя нашего Господа Бога, и соблазны отступают.

    Ты и сам придешь к этому, но не сразу. А вот и тот самый постоялый двор, о котором я говорил.

    Хозяин заведения стоял у дверей дома.

    - Кого я вижу! - воскликнул он. - Какая честь принимать вас. Я с утра знал, что день будет хорошим, и предчувствие не обмануло.

    - Ладно-ладно... - кивнул гость. - Я рад видеть тебя в добром здравии. Надеюсь, твои дела хороши.

    - Слава Всевышнему, всё в порядке. Гостей всегда много, а весной родился седьмой сын, так что я доволен своей жизнью.

    - Тогда отведи нас в комнату, а то мы очень устали с дороги, и немного отдохнуть совсем не помешает, - продолжил гость.

    - А это кто? - показывая на слугу, поинтересовался хозяин постоялого двора. - Ваш родственник?

    - Нет, это мой прислужник. Он очень хороший малый. Надеюсь, что со временем из него получится добропорядочный верующий, и скоро у него самого будет молодой слуга. А теперь поскорее проводи нас.

***

    В комнате царил приятный полумрак, и было достаточно прохладно.

    - Теперь нам не мешает перекусить, - распорядился господин. - Тебе придется пойти на базар и купить нам еды. А после трапезы хорошо бы немного поспать. Долгий путь меня очень утомил.

    - А почему ты не взял мулов? - поинтересовался слуга. - Тогда вся дорога заняла бы несколько часов.

    - Этот путь, и все испытания были частью моего покаяния за прежние грехи, - вздохнул господин. - А вот обратный путь мы проделаем верхом. Однако хватит с меня вопросов. Здесь рядом базар. Пойди и купи нам еды на твой вкус. Я уверен, что и ты очень голоден. Вот тебе деньги, и постарайся прийти поскорей.

    - Я – мигом! – радостно воскликнул слуга, и выскочил из комнаты.

    Однако не прошло и десяти минут, как он, запыхавшись, вбежал обратно. Ужас был написан на его лице.

    - Что случилось? - заволновался хозяин. - Тебя ограбили, или, может, ты увидел дьявола?

    Слуга продолжал дрожать и не мог вымолвить ни слова.

    - Так в чем же дело? - обеспокоенно продолжил расспросы господин.

    - Ты мне не поверишь, - тихо прошептал слуга. - Но на арке ворот базара восседал сам архангел Гавриил. Он на меня посмотрел таким взглядом, что я понял: «Посланник Бога пришёл за моей душой».

    Ты меня прости, хозяин, но я лучше покину тебя и отправлюсь в Багдад. В тех местах меня никто не найдет. Там у меня есть родственники, и они меня спрячут.

    С этими словами прислужник, обхватив голову руками, выбежал из комнаты.

    - Что это он говорит? - непонимающе замотал головой господин. - Какой архангел Гавриил? Какой Багдад? Видимо, деньги потерял и от страха небылицы плетёт. Придется мне самому пойти на базар. Не помирать же с голоду.

    Выйдя из дома, хозяин продолжал ворчать: «Все у этих молодых просто. Даже самого архангела увидел!»
 
    И тут, приблизившись к базару, и он увидел сидящим самого архангела Гавриил. Взор его был прекрасен, а глаза, сверкая, испускали  такой блеск, что можно было ослепнуть.

    - Прости меня, посланник Бога, - пал на колени хозяин. - Я ведь не поверил своему слуге, что Ты здесь и как-то удивленно на него посмотрел.

    - Он тебе сказал правду, - слегка кивнул архангел Гавриил. - А моё удивление было вызвано тем, что я его не ожидал увидеть здесь, в Иерусалиме, поскольку был уверен, что он в другом городе. Не буду скрывать, скоро, в Багдаде, я должен забрать его душу на суд Всевышнего.

    «Что тут поделаешь, - думал про себя хозяин. - От своей судьбы ещё никто не убегал и не мог скрыться. Жаль, конечно, что завтра слуга умрёт, ведь он так молод. Однако на всё Божья воля. 
Неисповедимы пути Господни!»