Детектив

Сергей Путин
Андрей Сергеевич Лейкин - следователь
Отец Владимир - местый батюшка
Василий Петрович Кадников - глава сельской администрации
Новокрещенов - фельдшер
Федор Кадников - безработный
Пак Чон Сун (Паша) - кореец

Апрельский вечер. В помещении почты, служащем одновременно кабинетом местного главы, Василия Петровича Кадникова, нет отопления, потому никто не раздевается. Следователь Лейкин не моргая смотрит на сидящих и произносит столь непривычно страшные для маленького, равноудаленного от всех районных центров села Кадниково слова с таким спокойствием и монотонностью, что каждый понимает - перед ним настоящий детектив, тертый калач, видавший еще и не такие виды, и что злоумышленнику, попадись он Лейкину в руки, не сдобровать.

ЛЕЙКИН. …следов насилия на трупе не обнаружено; по данными экспертизы смерть наступила в результате отравления.
НОВОКРЕЩЕНОВ. Все-таки отравили. (в глазах его слезы)
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Погоди ты, сантименты разводить! У нас регламент! (Лейкину) Продолжайте, Андрей Сергеич, продолжайте.
ЛЕЙКИН. Да у меня, по сути, всё. Из общих моментов добавлю, что захоронение произведено в день смерти на территории, принадлежащей церкви. У свалки оперативниками обнаружен камень, содержащий надпись… Впрочем, об этом - чуть позже… Да, и еще, в день смерти исчез гражданин Попов, работающий у нас в районном УВД кинологом, чье место нахождения установлено лишь сегодня.
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Слава тебе, Господи, нашелся! (крестится)
ЛЕЙКИН. Он ведь ваш приятель, не так ли?
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. (улыбаясь) Да, мы с ним еще со школьных лет в друзьях ходим. (взволновано) Нет, это не он! Вы ведь не думаете, что это все он?!
ЛЕЙКИН. Собственно для этого я и собрал вас: задать несколько вопросов, подтвердить догадки и объявить, кто же убийца.
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Ну, Андрей Сергеич, ну, молодец! (театрально разводит руками, не в силах сдержать искреннего восторга) Два дня работы – и делу конец! И правильно, нечего тут, понимаешь, волынку…
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. (крайне взволновано) То есть, как объявить? Уже сегодня? Сейчас? Неужели вам действительно все ясно?
ЛЕЙКИН. Да, сегодня. Более того, я могу точно сказать, что преступник находится среди вас.

(пауза, сидящие недоверчиво, слово впервые видя, осматривают друг друга)

ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Нелепица какая…
ЛЕЙКИН. Ну что вы растерялись? Преступник - среди вас, и это очень просто объясняется. Преступление мог совершить только кто-то из своих, если бы появился чужак - об этом обязательно узнали в деревне. Мы провели опрос - чужака не встречали. Далее - женщине явно не под силу в промерзшей земле вырыть такую глубокую могилу - значит это дело рук мужчины. Ну, а поскольку мужчин в Кадниково, помимо собравшихся, нет, значит преступник - среди присутствующих.
(присутствующие в очередной раз невольно озираются)
ФЕДОР. Ну, конечно! Давайте, валите щас все на меня! Не работает, попивает, жену бьет - значит и убивец он! А отсутствующего Попова, значится, и в расчет даже не берем?!
ЛЕЙКИН. То есть вы хотите покаяться и во всем признаться?
ФЕДОР. Они все (небрежно обводит пальцем односельчан) хотят меня под монастырь подвести, чтобы не маячил им тут. Чтобы Петрович не вздрагивал, если спросят - не родственник ли… Не родственник! У нас все Кадниковы давно даже не однофамильцы.
ЛЕЙКИН. Успокойтесь. В отношении вас меньше всего подозрений. По показаниям вашей супруги - в тот злополучный день вы перебрали и отсыпались, даже, простите, не поднимаясь по нужде. Вам было явно не под силу вырыть могилу.
НОВОКРЕЩЕНОВ.(чуть слышно) Минус один. (Лейкину) И что, вы хотите сказать, что убил кто-то из нас?! Все, в общем-то, люди мне давно известные… Я даже подумать не могу…
ЛЕЙКИН. (листая бумаги) Тогда давайте по порядку. Вот вы: признаться, когда объявили, что смерть наступила в результате отравления - я первым делом подумал - ну у кого еще в Кадниково можно отыскать что-нибудь отравляющее?
НОВОКРЕЩЕНОВ. (шепотом, его руки мелко дрожат) Нет… вы… не имеет права… утверждать! Я из интеллигентной семьи. Я не способен...
ЛЕЙКИН. (не замечая поведения Новокрещенова) Я навел кое-какие справки. Вы не доучились в медицинском. Вас исключили как профнепригодного за частые обмороки. Именно поэтому вы уехали работать сюда, чтобы никто не сомневался в вашей компетентности. Вы и мухи обидеть не сможете, не то, чтобы убить. Чтобы удостовериться в своих догадках - я привлек вас в качестве понятного при извлечении трупа. Там вам сделалось настолько дурно, что пришлось после отпаивать валерьянкой. Убийца не вы.
НОВОКРЕЩЕНОВ. (плача) Ну зачем… зачем вы так…
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Ох, Андрей Сергеевич, ну и методы у вас! Впрочем, продолжайте, любопытно…
ЛЕЙКИН. Помимо всего прочего, как показал экспертиза - отравление произведено натриевой селитрой, она же – нитрат натрия. Обычное азотное удобрение, каким пользуются многие из вас. Поэтому к фельдшеру все вопросы сняты… Сейчас перейдем к вам, Пак Чон Сун, или, как вас там - Паша. Я вижу - на вашем ботинке следы краски? Откуда они?
ПАША. (словно не совсем понимая происходящего) Стенка коттедж красил…
ЛЕЙКИН. Хорошо… Хорошо… Все сходится… Отец Владимир, вы чем-то встревожены?
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Нет-нет. Просто вся эта история… Поймите, для меня это слишком большая потеря.
ЛЕЙКИН. Сейчас я хочу рассказать вам о надписи на камне. (Отцу Владимиру) И касается это, в первую очередь, именно вас. Надпись гласит: "У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, Он ее убил".
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. (чешет подбородок) Интересное кино. Так что же это, отец Владимир, вы сами, получается, собачку-то свою того.
ЛЕЙКИН. Было бы очень забавно, если бы все было так просто. На первый взгляд - все логично, ну осерчал отец Владимир на свою собаку, ну отравил - с кем не бывает. Но, сдается мне, все не так. Прежде всего, мне не понравилось вот это "съела кусок мяса" - на дворе начало апреля, великий пост, откуда у отца Владимира могло взяться мясо?! Дальше - больше. Отец Владимир, вы уже второй день не на шутку взволнованы и это меня насторожило. Я стал копаться, вчитываться в послание на камне. И вот до чего я дошел: вы сказали, что кинолог Попов ваш друг, и вы, конечно же, ни за что не хотите зла ему, потому и молчите…
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Не мог он, не мог…
ФЕДОР. Не мог, не мог… А кто мог?! Точно, Попов это! Или вон Пашка сожрал! (неприятно смеется) Давайте уже заканчивать этот спектакль... Ну надоело, ей богу.
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Федор! (грозит кулаком) Угомонись, бога ради.
ЛЕЙКИН. (погрузившись в себя и словно не слыша реплик окружающих) …Я знаю, что терзает вас. Ваш друг носит фамилию Попов и именно "попом" его дразнят с детства. И у него тоже есть пес. Точнее был… Пять лет назад вы взяли щенков одного помета, хороших, породистых. Но ваш пес - настоящий умница, а вот его - не слишком поддавался воспитанию. Попов обожал вашего пса и не раз предлагал отдать пса ему. Вы не соглашались, он - мирился. (оживает) Так вот. Обнаруженный труп - принадлежит псу Попова. (общее удивление) Вы, отец Владимир, это знали…
ОТЕЦ ВЛАДИМИР. (выдержав паузу) Да, вы правы, я догадался по характерному пятну на левой передней лапе… Но откуда это известно вам?
ЛЕЙКИН. У вас в доме я случайно заметил фотографию, где вы с Поповым держите на руках щенков, уже тогда мне это показалось интересным… Так вот, вы знали, что погибшая собака не ваша, и именно это заставило вас волноваться. Ваш друг совершенно неожиданно пропал… Когда я, по секрету, рассказал вам, что написано на камне, вы, святой человек, даже не подумали, что тень может лечь на вас. Вы обеспокоились судьбой друга, ведь "поп" - это он! Вы с легкостью подтвердили, что погибший пес - ваш и тем самым несколько спутали мне карты.
ФЕДОР. Во кино!
ЛЕЙКИН. Я еще и еще раз внимательно читал: "…она съела кусок мяса, Он ее убил". Всякий мало-мальски грамотный человек озадачится - кто же этот он? Из написанного совершенно не очевидно - относится ли сказанное "он" к попу или же к куску мяса. Более того, последнее "Он" выведено с большой буквы, то есть, вероятно, имеется какой-то неизвестный "Он", виновный во всем… Но вчера - Попов объявился и все встало на свои места. Попов видел, как утром, в день убийства, ваш пес выбежал из… (неожиданно поворачивается к Василию Петровичу) вашей ограды, Василий Петрович… и нес в зубах кусок мяса.
(Новокрещенов слегка отсаживается от Василия Петровича, стараясь все сделать незаметно, но все обращают на это внимание)
Попов сразу смекнул, что добром это не кончится, учитывая вашу, нелюбовь к собакам и конфликт между вами и отцом Владимиром по поводу земли, которую вы намеревались отдать под коттеджи. Попов, чтобы спасти любимого им пса от расправы, уехал с ним. Он не ошибся, вы не смогли простить и решили отравить бедное животное… Щедро посыпав кусок мяса натриевой селитрой - вы подманили пса, но, заметьте, пса, принадлежащего Попову. Пес погиб, вы замели следы.
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Ну у вас и фантазия, Андрей Сергеевич!
ЛЕЙКИН. Никакой фантазии, Василий Петрович, одна лишь реальность. Я продолжу… Вскоре труп был обнаружен отцом Владимиром, а вы, Василий Петрович, вызвали меня, демонстрировали свое участие в деле, стараясь отвести всякое подозрение… Но ограничиться всем этим вам показалось мало и вы решили взвалить вину на отца Владимира; подговорили корейца-Пашу сделать надпись на камне, пообещав за это оформить официальную регистрацию, дали ему текст. Как человек грамотный - вы рассчитывали, что такое построение фразы если не укажет на вину отца Владимира, то во всяком случае не наведет подозрений на вас, то есть собаку "убьет" кусок мяса. Паша не поверил в вину отца Владимира и потому вывел злополучное "Он" с заглавной буквы…Вывел той самой краской, которой красил стены в коттедже…

Немая пауза

ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ. Ловко ты, Лейкин, ловко… Хорошо, следователь, записывай…У попа была собака, он ее любил… она съела кусок мяса… Я ее убил…