Не такой. Юрий Беликов

Константин Уткин
«И больше не зреть, как зобы раздувают событья» Этому событью зоб раздувать и не обязательно – оно произошло, и нет смысла удивляться – а почему поэта никто не знает?
Я могу сказать больше – его никто и не узнает и, скорее всего, взахлеб, с эстрады, у костра под гитару и в целях соблазнения девушек подобные стихи использовать не будет. С точки зрения массовой культуры – я говорю не про набившую оскомину попсу, а про любое творчество, не обязательно плохое, которое близко большинству – эта книга абсолютно провальная. Ее на спасает даже мат, который в тексте смотрится как белый воробей в обычной стае. Можно ли себе представить матерящегося Мандельштама? Старательно впаивающего матерное словцо куда-нибудь после «века- волкодава»?
Я сознательно привел сгинувшего в лагерях гения тридцатых годов – стихи Беликова мне очень и очень его напоминают. Те же самые не очень четкие, громоздящиеся друг на друга образы, странные метафоры и постоянная звукопись, переплетение букв в строфе – и при этом порою ускользающий за многозначность смысл.
Эта обособленность автора прослеживается с самого начала – первые, ранние стихи, которые тоже включены в сборник, могут грешить некой неумелостью, но уж никак не шаблонностью. В них заметен размах неофита, который еще не может рассчитать свои силы – но зато нет серости, либо осторожной, либо, что еще хуже, беспомощной. В дальнейшем эта сила будет разрывать рамки привычного стихосложения, основных законов, тем не менее, придерживаясь, и бурлить в строках, вызывая уважение. А иногда и неприятие и даже неприязнь – когда автор, ведомый словесной игрой, уходит все дальше и дальше от самой нуждающейся в выражении проблемы.
Таких стихов в сборнике очень много – и хотя они тоже, конечно же, имеют право на жизнь, как упражнения для таланта, все таки рядовому читателю не очень интересно гадать, а что же хотел сказать автор этим вербальным лабиринтом?
Есть, конечно, любители отсутствующей и заумной поэзии, ловящие брошенное автором слово и разворачивающие его в собственную картину, зачастую со стихом имеющую не много общего – но все же они редкость.
Да и для современного мира, задыхающегося в постоянной гонке, неторопливое чтение, радость удачного оборота и виртуозность строк не очень-то и нужны. Скорость отметает сложность, из пионерского прошлого вернулись речевки – правда, теперь они на службе золотому тельцу и прозываются слоганами.
И автору, весьма прозорливо назвавшему свою книжку, на восхищение и поклонения рассчитывать пока что не приходиться. Очень хочется надеяться, что именно пока – и со временем людей, смотрящих на мир так же, как Юрий Беликов, станет намного больше.