Сюжет

Хасай Алиев
       

Я показал ему свои новеллы без сюжета Я их так называю. В слове "новеллы", как мне кажется, сказал я, - глубинный белый стих, гимн. Поэзия в прозе.
Он, Главный Редактор газеты, мой друг, сказал, начав читать: "Да, это интересно". И название, сказал, интересное.

-А нет ли пафоса в словах названия "Приближение к шедевру?"
-Да нет, ничего страшного, надо же захватить внимание". Ведь каждый из нас - творец. Приближении к шедевру. И если мир кажется серым, а люди спошь с недостатками, значит, в этот момент, вы не творите.

-Я хотел еще именно "Свое лицо", но это не мое именно лицо. Еще хотел сказать, что культуру регионов надо в Центре продвигать, это и есть политика. Когда общество помогает людям, человеку иметь свое лицо, то исчезают войны и понятия типа, например, "лицо кавказской национальности".
-А в чем еще политика?- спросил я, - если не продвигать культуры меж собой, если не помогать людям иметь свое лицо, не дружить людей друг с другом?
       
Главный Редактор сказал: А дальше, чем больше я читал, тем больше возникал вопрос "А дальше что, в чем суть?"

-А в чем суть литературы?

- Вот, О. Генри, например, в его "Персике", сказал мой друг Главный Редактор, все понятно, там есть сюжет. Девушка сказала, что хочет персик, юноша обегал зимним вечером весь город, ему говорят, что нет персиков, могут дать только апельсин, он, наконец, нашел персик, принес, а она говорит, что хотела апельсин.

-Тут, - сказал мой друг Главный Редактор, - все понятно, в коротком рассказе есть сюжет, и есть гений О. Генри - в последних строчках рассказа он высветил весь рассказ, как лучом прожектора. Это кусочек жизни, и все понятно. А у тебя? Где сюжет?

А у меня новеллы с сюжетом и без сюжета. Потому, что сюжеты меняются, а суть остается. У меня смысл. Я понимаю, что графоманы, пишут, что в голову придет, но я пишу, что осознал, это кусочки осознанной жизни. Значит – полезный опыт. Я написал, например, что человек устроен так, что ни одно чувство у него не может быть полным, если оно не разделено. Это афоризм о том, что человек есть общественное существо. И привязал афоризм к какому-то случаю. Но случай короткий, он, может быть, и не виден, а философия жизни видна. Кому-то поможет жить, стать не одиноким.
Или надо обязательно написать, как ты, Главный Редактор ко мне пришел в гости, как ты сел, как скрипнул под тобой старый коричневый деревяный шершавый от времени стул, нагретый от огня рядом горящей печи, как ты внимательно сначала читал, и уже седые твои волосы… И как ты поднял голову, а за окном в этот момент… Тебе нужен сюжет? Это в следующей книге: "В ожидании любви, или Анастасия". Именно о том, какие у нас уже седые волосы, а любовь нужна…