Маэстро

Евгений Сошников
Действующие лица:
Маэстро – высокий полный мужчина лет сорока;
Домработница светловолосая – симпатичная блондинка лет 25;
Домработница тёмноволосая – симпатичная брюнетка лет 25;
Садовник - сутулый старик пенсионного возраста;
Оксана – женщина сорока лет;
Муж Оксаны – мужчина лет 45;
Дочь Оксаны – девушка 15 лет;
Мальчик – бездомный, 8 – максимум 10 лет;
Человек в чёрном – высокий брюнет, на вид лет 30.
 
 Сцена 1.

       Огромная люстра, свисающая с потолка, освещает роскошный зал. В камине горит огонь. На стене висит картина: «Маэстро в смокинге с бокалом вина в руке». Кругом дорогая мебель. Тёмноволосая домработница (спиной к залу) щёткой смахивает пыль со шкафа, светловолосая - сидит на большом кожаном кресле.
 
ДОМРАБОТНИЦА С.: Хватит уже пыль поднимать, отдохни. Девушки, вообще, рождены не для работы.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (не оборачиваясь) А для чего же?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Для любви (откидывается назад). Только для любви.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (обернувшись) Какая ж тут любовь? Некогда на свидание сбегать, да что там свидание – некогда приличного парня себе найти.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Опять двадцать пять! Я тебе, подруга, не про парня говорю. Тебе мужик нужен обеспеченный, вроде нашего.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Вроде Маэстро?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Вроде него, родимого. Он бы тебя и одевал, и кормил, и денег бы давал на побрякушки всякие. Ну, а если бы ещё и женился…
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Постой-ка, ты мне предлагаешь стать любовницей?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Вот именно.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Не хочу я встречаться со старыми пердунами. Как представлю, что он будет сверху меня кряхтеть.… Фу (передергивается), аж противно становиться.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Глупая ты, подруга.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Это почему?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Как ты себе свою дальнейшую жизнь представляешь? Неужели ты думаешь, что найдёшь себе принца на белом коне, молодого и красивого?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Главное, что бы любил.
ДОМРАБОТНИЦА С.: «Главное, что бы любил». Ты сама себя-то слышишь, подруга? Ты же, вроде, не глупая. Ну встретишь ты парня, полюбишь его, ну выйдешь за него замуж, а дальше что? Будешь жить на его мизерную зарплату в старой двухкомнатной квартире вместе с его родителями? А потом ты родишь ему сопливых детей, которым он даже не сможет купить пары трусов.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Почему ты так говоришь?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Да потому что тебе не нужен принц.
ДОМРАБОТНИЦА Т: А кто же мне тогда нужен?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Тебе нужен спонсор. А насчёт того, что он сверху кряхтеть будет, так это ты не беспокойся – многие из них уже и покряхтеть не могут. А жён они себе молодых берут, что бы друг перед другом покрасоваться, я это уж точно знаю.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Постой-ка, ты что, нашла себе такого спонсора?
ДОМРАБОТНИЦА С.: (улыбаясь) Может и нашла.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Давай рассказывай, что ты там устроила?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Так тебе же «противно становиться».
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Он у тебя такой старый?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Я вижу, подруга, что ты совсем ни чего в жизни не понимаешь. Главное не возраст мужчины, а то, как он может о своей женщине позаботиться. Если он не пожалеет для тебя миллионов, значит он то, что надо. А если даже цветов купить не может, то он просто-напросто неудачник.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Нельзя же всё время думать только о деньгах! К тому же, ты сама только что говорила, что мы рождены для любви.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Верно, с начала нас «Папики» любить будут, потом, когда помрут и все их деньги к нам передут – возьмём себе молодых. Вот лично я буду менять молодых ухажёров, как перчатки.
 
       Тёмноволосая домработница смеётся.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Не веришь? Вот увидишь ещё – мой второй муж будет мне в сыновья годиться. Смейся – смейся, потом локти кусать себе будешь.
       
       Входит Маэстро, он одет в шикарный черный смокинг, в его руках огромный букет красных роз. Тёмноволосая домработница поворачивается к шкафу и продолжает смахивать пыль.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Вот это букет!
МАЭСТРО: Нравиться?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Да.
МАЭСТРО: Так возьми его и поставь в вазу. Чего расселась?

       Светловолосая домработница берёт букет из рук Маэстро и быстрым шагом выходит из комнаты.

МАЭСТРО: Сегодня мне вновь рукоплескал весь «высший свет».

       Тёмноволосая домработница занимается своим делом, не поворачиваясь лицом к Маэстро.

МАЭСТРО: Я говорю, что весь «высший свет» рукоплескал мне, и никто, никто не стоял ко мне спиной. А тут на тебе: она не обращает на меня внимание.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (резко развернувшись) Извините пожалусто.
МАЭСТРО: Извинить, за что? Разве я могу быть в обиде на столь прекрасное дитя?

       Маэстро приближается к домработнице, та смущённо опускает глаза вниз.

МАЭСТРО: Тебе не стоит вести себя со мной так, словно я твой отец. Причём очень строгий. Сколько ты уже у меня работаешь?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Два месяца.
МАЭСТРО: Два месяца, а ты всё стесняешься меня. Я же не маньяк какой-нибудь, я Маэстро! А Маэстро ни когда, ни кого не обижал, не считая тех подлецов, которые пытались обобрать меня до нитки. Но это аферисты получили по заслугам и поэтому не в счёт. Ведь так?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Так.
МАЭСТРО: Поэтому я и хочу, что бы ты меня не боялось.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: А я и не боюсь.
МАЭСТРО: Вот и чудненько. В связи с этим у меня будет к тебе не большое поручение.

       Заходит светловолосая домработница, в её руках красивая ваза с тем самым букетом роз. Девушка ставит вазу на стол, не сводя с неё глаз.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Какой красивый букет, Маэстро. Вот бы мне такой кто-нибудь подарил.
МАЭСТРО: (повернувшись к светловолосой горничной) Я добился всего что имею, работая, а, не мечтая, глядя на чужие цветы. Сходи-ка лучше на кухню и принеси мне бутылочку коньяка.

       Светловолосая домработница уходит.

МАЭСТРО: (поворачивается лицом к тёмноволосой горничной) Так вот, о чём я говорил?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Вы говорили о не большом поручении для меня.
МАЭСТРО: Ах да, поручение. Только это строго между нами, иначе твоя подруга обидеться. Ты понимаешь о чём я говорю?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Не совсем.
МАЭСТРО: Не чего страшного, просто не говори и всё. Договорились?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Договорились.
МАЭСТРО: Так вот, зайдешь ко мне через два часа, я тебе всё и расскажу (подмигивает).
ДОМРАБОТНИЦА Т.: К Вам в комнату?
МАЭСТРО: Да. А что тут такого?

       Заходит светловолосая домработница с бутылкой в руке.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Вот этот коньяк, Маэстро?
МАЭСТРО: Да он самый. Оставь его на столе и можешь быть свободна. Обе можете быть свободны.

       Светловолосая домработница оставляет бутылку на столе и направляется к выходу. Темноволосая следует за ней. В тот момент, когда она проходит мимо Маэстро, тот скользит рукой по её ягодице. Девушка, сделав вид, что не чего не почувствовала, уходит.
       
МАЭСТРО: (домработницам в след) Девчонки, и скажите садовнику, пусть прогонит грязного мальчишку, который скитается возле дома.
ГОЛОС ДОМРАБОТНИЦЫ С.: Хорошо, Маэстро.
МАЭСТРО: (тихо сам себе): Только грязь мне тут разносит.

       Маэстро достаёт из бара бокал, наливает в него коньяк и залпом выпивает. Пустой бокал он ставит на стол и начинает кашлять. Левой рукой Маэстро упирается на стол, правой – держаться за сердце. Покашляв так несколько секунд, он сгибается и, наконец, падает под стол. Из зрительного зала его не видно. Свет немного тускнеет. Проходит пятнадцать секунд и Маэстро встаёт.

МАЭСТРО: Что, чёрт возьми, произошло?

       Маэстро осматривает себя. В этот момент входит человек в чёрном.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Пить в одиночестве – последнее дело, Маэстро.
МАЭСТО: А ты ещё кто такой?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я бы, на твоём месте, выпил бы по стопочки с теми красавицами.
МАЭСТРО: Ты не на моём месте и не на своём! Я повторяю свой вопрос: «Кто ты и как сюда попал?».
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Нет, не правильно. Ты спросил: «а ты ещё кто такой?». Неужели ты не помнишь то, что говорил секунду назад?
МАЭСТРО: Я сейчас позову охрану.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ну вот, теперь тебе уже не интересно кто я, теперь тебе дай охрану. Разве у тебя есть время, что бы метаться как белка в колесе? Решение нужно принимать однажды, но так что бы обратно пути не было.
МАЭСТРО: Сейчас тебе покажут путь обратно. Охрана!!!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не кричите, Маэстро, не надо. Я не ищу проблем.
МАЭСТРО: Ты их уже нашёл. Охрана!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Маэстро, уделите мне несколько минут.
МАЭСТРО: С какой это стати?!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: С той стати, что я, как бы это правильно выразиться, продюсер.
МАЭСТО: Что-то я раньше тебя не встречал, продюсер. Ты, небось, морочишь мне голову.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вовсе нет. Я хотел бы продюсировать Ваше новое шоу под названием «последнее путешествие».
МАЭСТРО: Мне название что-то не нравиться: «последнее путешествие». Мрачно как-то звучит. Я подумаю, если Вы измените название.
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: Нет, с этим вряд ли что-нибудь получиться.
МАЭСТРО: Нет, так нет. Надеюсь, что мы больше не будем надоедать друг другу своим обществом?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Золотые слова: «больше не будем надоедать друг другу своим обществом». В этом вся твоя жизнь, Маэстро. Общество нужно ценить, пока оно есть рядом, вернее рядом должно быть то общество, которое бы ты мог оценить, при условии, что оно могло бы оценить тебя. Вот как я завернул (смеется)!
МАЭСТРО: Убирайся вон!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я уже ухожу, но перед уходом я осмелюсь попросить Ваш автограф, Маэстро.
МАЭСТРО: Ни каких автографов, для таких шарлатанов как ты, я не даю.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Хорошо, я ухожу (направляется к выходу). Эй, Маэстро, (оборачивается к Маэстро уже стоя у двери) а кто это у тебя лежит под столом?

       Маэстро невольно кидает свой взгляд в сторону стола и замирает.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ну, и кто там у нас?
МАЭСТРО: (подходит к тому месту, куда он упал, выпив коньяк) Что это?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (медленно двигаясь в сторону Маэстро) Правильней было бы спросить: «кто это?». Это ты, Маэстро, и ты умер. Надо было сердечко беречь. Ну ладно, давай не будем о грустном – что было, то прошло.

       Маэстро пятится назад и становиться на то самое место, где стояла тёмноволосая горничная, вытирая пыль.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (подходит к испуганному Маэстро и становиться точно так же, как тот стоял, в своё время, рядом с горничной) Не ужели ты думал, что этого не случится? Смерть – это такая же неизбежность, как и осенний дождь. В ней нет ни чего ужасного, ты ведь не боишься осеннего дождя?
МАЭСТРО: Я всё понял! Это чей-то дурацкий розыгрыш!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Да, это розыгрыш, если хочешь. В связи с этим у меня к тебе будет не большое поручение. Ты ведь больше меня не боишься?
МАЭСТРО: Неужели она уже всем рассказала?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Только это между нами (подмигивает).
МАЭСТРО: Сейчас я ей покажу!

       Маэстро отталкивает человека в чёрном и быстрым шагом идёт к двери.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (глядя ему в след) Люди, они готовы поверить во что угодно, кроме смерти.
       
Сцена 2.

       Кухня. Обе домработницы сидят за столом, друг напротив друга. На столе две тарелки с салатом, из которых девушки едят. Посредине стола стоит графин с водой. В умывальнике лежит не мытая посуда.

ДОМРАБОТНИЦА Т.: Надо всё-таки посуду помыть, а то вдруг Маэстро зайдёт.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Ой, Бога ради, не смеши меня. Он здесь, наверно, вообще ни разу не был. Дороги сюда, небось, даже не знает.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: А если ещё кто-нибудь зайдёт?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Как зайдут, так и выйдут. Запомни, подруга, кухня – наша территория.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Я даже и не знаю. Мои прежние хозяева всё контролировали.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Они, небось, за каждую копейку тряслись?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Абсолютно.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Есть такие «богачи», перед друг другом выкаблучиваются (делает странные движения, изображая высокомерную личность), а в кармане у них не миллионы, а одни нули от миллионов (смеются). Ну ладно, ты мне лучше вот, что расскажи: о чём это вы там, с Маэстро, шептались. И не надо говорить, что вы не шептались – я всё видела.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Да так, ни о чём.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Это как «ни о чём»?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (отмахивается) Я уже и не помню.
ДОМРАБОТНИЦА С.: (резко) Не хочешь – не говори.

       Продолжают есть молча. В открытую дверь вбегает Маэстро, девушки его не видят.

МЭСТРО: Так, я хочу знать, кто это всё устроил?!

       Девушки продолжают заниматься своим делом.

МАЭСТРО: (кричит) Вы что, оглохли? Я у вас спрашиваю: что здесь происходит?! А, не обращаете на меня внимание?! Вы уволены, обе! Сейчас же встали и пошли собирать свои вещи!!! Я не шучу!

       Маэстро, в гневной позе, замирает у стола. Девушки продолжают ужинать, как ни в чём и не бывало. Входит человек в чёрном.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не можешь их одолеть?
МАЭСТРО: Ты всё ещё здесь?! Я, по-моему, сказал тебе, что бы ты убирался!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я не уйду без тебя.
МАЭСТРО: (измученным голосом) Что ж ты за идиот такой?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты слаб, Маэстро, ты даже не сможешь облить меня водой из того графина.
МАЭСТРО: Ты сам напросился.

       Маэстро делает попытки взять графин, но неудачно – рука словно хватает пустоту, а не ручку графина.

МАЭСТРО: (растерянно) Что за чертовщина?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ни какой чертовщины, просто слабое сердечко.
МАЭСТО: (кричит) Я тебе не верю!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (усмехается) Проверяй! Потрогай тут всё, что хочешь.

       Маэстро начинает метаться по кухне, пытаясь поднять какой-нибудь предмет. Ему ни чего не удаётся, и это заметно по его испуганному лицу. Наконец, Маэстро замирает возле умывальника, когда светловолосая домработница начинает говорить.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Я тут подумала, и решила уволиться.
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: (обращается к Маэстро) Хитрит она, точно хитрит.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Почему?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Действительно, почему?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Я вижу вы, с Маэстро, спелись, а я тут уже лишней становлюсь.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Опять ты за старое! Я же тебе сказала, что ни чего у нас не было.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Ну расскажи мне, что он тебе говорил. Я ведь твоя подруга, я ни кому не скажу.

       Тёмноволосая домработница окидывает взглядом кухню.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Мы тоже ни кому не скажем, зуб даю (делает соответствующее движение и смеётся).
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Мне кажется, что он хочет затащить меня в постель.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (с наигранным удивлением) Не может быть!
ДОМРАБОТНИЦА С.: (почти с такой же интонацией) Не может быть!

       Человек в чёрном смеётся. Маэстро продолжает стоять неподвижно.

ДОМРАБОТНИЦА С.: Ты уверена?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Я и сама не знаю, он делал мне неоднозначные намёки и сказал придти к нему в комнату через два часа, а потом он дотронулся до меня, как бы невзначай.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Что значит «дотронулся до меня»?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Ну, в общем, он лапал меня.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Маэстро, ты действительно это сделал?
ДОМРАБОТНИЦА С.: А ты уверена, что он тебя именно «лапал», может у него для тебя серьёзные планы? Может, ты станешь хозяйкой в этом доме (улыбается)?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Я в этом очень сомневаюсь, ведь Маэстро бывает на роскошных приёмах, а там такие женщины, не то, что я – босячка необразованная.
ДОМРАБОТНИЦА С.: (резко вскакивает) Я совсем забыла сказать садовнику, что бы он прогнал бездомного мальчишку.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Постой, может, накормим его, еды у нас всё равно предостаточно.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Кого? Мальчишку?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Ну да.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Ты что, Маэстро не жалует бродяг. Если он узнает, что мы его кормили, то мы завтра же окажемся на улице рядом с тем мальчишкой.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Но ведь ты же сама говорила, что на кухне мы – хозяева.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Вот когда ты станешь хозяйкой в этом доме, вот тогда и будешь кормить, кого захочешь, а пока лучше не рисковать: своя шкура дороже (уходит).

       Тёмноволосая домработница продолжает ужинать, человек в чёрном подходит к ней со спины. Маэстро стоит на прежнем месте.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А почему ты не жалуешь бродяг, Маэстро? По-твоему, они не достойны жизни? Или ты боишься, что подцепишь какую-нибудь дрянь от них?
МАЭСТРО: (чуть слышно) Я сплю, наверно.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Теперь он спит, чудненько.
МАЭСТРО: (начинает беспорядочно ходить по кухне) Мне нужно всего-навсего проснуться. Я проснусь у себя в постели, и всё будет как прежде.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Лучший способ проснуться – это вспомнить тот момент, когда ты заснул. Давай вместе попытаемся.
МАЭСТРО: Точно (останавливается), Я сегодня проснулся, позавтракал, полистал свежие журналы…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Может ты задремал, читая журналы?
МАЭСТРО: Нет, нет. Я точно помню, что я пел сцене «Большого», мне подарили огромный букет роз…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (ехидно улыбаясь) Ну, а дальше что?
МАЭСТРО: Я приехал домой, выпил коньяк… Точно, она подмешала в бутылку снотворное и теперь обворовывает меня!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Кто?!
МАЭСТРО: Домработница! Теперь всё сходиться: я не могу проснуться, потому что выпил снотворное.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Наверно, все в сговоре с ней: и охранники, и шофёр, и даже старый садовник.
МАЭСТРО: Почему ты так решил?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Потому что иначе они бы остановили её. И вообще, Маэстро, глупо разговаривать с образами из своего сна. Я – всего лишь выдумка твоего разума (подмигивает), не так ли?
МАЭСТРО: Нет, в садовнике я абсолютно уверен. Он давно у меня работает.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Как это сладко – упиваться своими грёзами, жить в маленьком мирочке выдуманного счастья, даже после смерти.
МАЭСТРО: О чём ты мне пытаешься сказать?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: О том, что ты видел и видишь сейчас.
МАЭСТРО: (резко) Я вижу сон!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Сон, почему бы и нет? Ведь смерть для тебя лишь костлявая старуха в балахоне, сошедшая со страниц журнала пестрящего карикатурами. Она ходит, размахивая косой, словно маятник. Она забирает людей… всех, но не тебя.

       Домработница встаёт из-за стола с тарелкой в руках, подходит к раковине и начинает мыть посуду. Маэстро смотрит на неё.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Кстати, а почему ты называешь себя «Маэстро»? У тебя ведь есть имя и фамилия. У тебя, плюс ко всему, есть и отчество.
МАЭСТРО: (поворачивается к человеку в чёрном) Я не понимаю…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Что ты не понимаешь? Что такое отчество? Я тебе сейчас объясню…
МАЭСТРО: Нет, я знаю, что такое отчество.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Тогда скажи мне.
МАЭСТРО: Я не собираюсь тратить на это своё время.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ну, ты же спишь! Тебе подсыпали снотворное в коньяк, помнишь; и пока не пройдёт его действие, ты не проснёшься. Ты будешь крепко спать и слушать мои бредни. Давай я, для начала, расскажу тебе про отчество.

       Маэстро садиться на стул, на котором сидела светловолосая горничная.

МАЭСТРО: Валяй.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Так вот, твоего отца звали Андрей. Он был настоящим тираном, в масштабах вашей семьи. Он часто выпивал, не давая спокойно жить тебе и твоей матери. Он бил её, не так ли? Да, он пропивал все ваши деньги, бедняжке Маэстро порой не хватало на хлебушек. И плюс ко всему с маленьким толстым мальчиком, каковым ты являлся, ни кто не хотел дружить. Все пацаны играли в футбол, а наш будущий Маэстро был другим: он любил петь. Представляю, каким паршивым было его детство! И вот, однажды, вы, с матерью, бежали от него. Вы переехали в другой город, твоя мать сменила фамилию, да и ты тоже, именно поэтому ты не хочешь иметь имени, для всего мира ты просто «Маэстро». Но, что я хочу сказать в конце (делает паузу)? Браво, Маэстро, ты добился своего! У тебя есть богатство и популярность. На твоих выступлениях всегда аншлаг. А как там твоя мать? Ты знаешь, как она зарабатывала деньги, пока ты занимался на своих вокальных кружках?
МАЭСТРО: Она работала на двух работах!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (ехидно улыбаясь) А иногда и на трёх.
МАЭСТРО: (невозмутимо) Всё это россказни. Мальчишки в школе завидовали моим успехам и выдумывали всякую чушь.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (изменив тон на более серьёзный) Когда твоя мать умерла, она тоже не поверила в это. Она побежала прямиком к тебе, ведь у неё не было ни чего более ценного в этой жизни. А куда пойдёшь ты? К сейфу с деньгами?

       Входит тёмноволосая домработница и садится на место, где сидит Маэстро. Маэстро падает со стула на спину. Его словно откидывает.

ДОМРАБОТНИЦА Т.: Ох уж этот садовник, старый дед уже, а ведёт себя как мальчишка.
МАЭСТРО: (испугано) Что это?.. Что это было?..
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (улыбается) Небось, заигрывал с ней.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Да, он любит пошутить.
МАЭСТРО: (встаёт на ноги) Что это за чувство?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ну как тебе объяснить, весело им.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Тут до тебя одна дама работала, типа без комплексов, мужиками крутила как хотела, по её словам, конечно, так её наш «Казанова» за секунду в краску вгонял.
МАЭСТРО: Что со мной?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (как бы между прочим) А, ты умер, я ж тебе уже говорил. Не забивай голову, дай послушать дам.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Говорят, у него, по – молодости, было много женщин, но он так и не женился ни на одной, и детей у него нет.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Да, это, наверное, так грустно – остаться одному на старости лет.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Именно поэтому он устроился сюда – у него больше не чего нет. А хотя, может, это и справедливо.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Что ты имеешь ввиду?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Бог наказал его за все проделки. Сколько, по-твоему, женщин он сделал несчастными?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (поворачивается лицом к подруге) С чего ты взяла, что он кого-то сделал несчастной?
ДОМРАБОТНИЦА С.: А кого он мог осчастливить? У него ведь копейки, с роду, не было.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Опять ты за старое.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Ладно, не буду больше. Я вижу ты, подруга, ещё не созрела для серьёзных вещей. Романтику тебе подавай.
ДОМРАБОТНИЦА Т.: (шутя)Вот такая я капризная…

       Светловолосая домработница достаёт из полки стола журнал и начинает листать его, тёмноволосая продолжает мыть посуду.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (обращается к Маэстро) Я люблю наблюдать за людьми. Все люди немного похожи, каждым двигает желание доказать свою важность. Ослеплённые этим желанием они пытаются изменить окружающий мир, подстроить его под себя, но не замечают, что ходят по кругу. Не побоюсь показаться банальным, сказав, что мир можно изменить, лишь изменив себя, а всё остальное – интеллектуальный садомазохизм.
МАЭСТРО: Кто ты?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: И ты такой же, Маэстро. Если ты помнишь, несколько минут назад ты, поверив, что я – продюсер, называл меня на «Вы». А теперь ты мне тыкаешь. Твой мир привычных ценностей рухнул, как карточный домик. Твоя важность ни чего не стоит. Твой джокер бит, Маэстро.
МАЭСТРО: Я просто…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Теперь не надо слов.

       Человек в чёрном подходит к тёмноволосой домработнице, кладёт ей руку на плечо, та оборачивается. Человек в черном убирает руку с её плеча.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Забавно, она что-то почувствовала (пауза). Она симпатичная, правда?
 
       Маэстро нервно кивает.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А какие у тебя были планы насчёт нее? Хотел затащить в постель, поиграться и бросить? А ты подумал, что мог разрушить её мир этим самым? Ведь в её мире не было места лживым мужикам вроде тебя. Я вижу: её мир так прекрасен. Она верит в любовь, чистую любовь. Ту, которую ты променял на деньги. Ты забыл даже свою мать, не говоря уже и об отце. Да, он был плохим родителем, но это не значит, что ты мог спокойно выкинуть его из своей жизни. Ты отрёкся от себя самого, тем самым бросив вызов смерти. И она приняла его. А ты тут же отказался от своих слов, спрятав голову в песок, словно страус.
МАЭСТРО: Я не понимаю…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (глядя на темноволосую домработницу) Она самое невинное создание в этом доме. Может, познакомишь нас?
МАЭСТРО: Я не знаю…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты не знаешь, как её зовут. Видно не судьба. А ты знаешь, я бы на ней женился, не раздумывая. Кстати, а почему ты так и не женился, Маэстро?
МАЭСТРО: Я не нашёл такой девушки…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не выдумывай – у тебя была Оксана.
МАЭСТРО: Она ушла от меня.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Если бы ты не хотел её отпустить, она не сделала б и шаг! Она, видно, была слишком тяжёлым грузом на твоей лестнице к славе.
МАЭСТРО: Не говори так. Я любил её!
ДОМРАБОТНИЦА С.: Искуситель в «Фаусте».
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Ты либо кроссворд разгадываешь?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Да, одиннадцать букв, первая «М», пятая…
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Мефистофель.
МАЭСТРО: Ты – дьявол?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Точно, сходится.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты льстишь мне.
МАЭСТРО: Тогда кто же ты?
ДОМРАБОТНИЦА С.: Подруга, неужели ты читаешь всю эту муть?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Это не муть.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я же тебе сказал это при нашей встрече: я – продюсер твоего нового шоу «последнее путешествие», и оно уже началось. А теперь пришло время продолжить его.
МАЭСТРО: У меня есть выбор?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Современные книги несут в себе только негатив. В них нет той чувственности, с которой писали классики.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Нет.
ДОМРАБОТНИЦА С.: Прислуга – интеллектуалка – это чересчур.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Идём со мной.
МАЭСТРО: Но куда?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (улыбаясь) Нас ждёт впереди много веселья, я в этом уверен. Идём.
       
       Человек в чёрном и Маэстро выходят из кухни. Девушки продолжают заниматься своими делами.

ДОМРАБОТНИЦА Т.: Так что ты мне посоветуешь?
ДОМРАБОТНИЦА С.: На счёт чего?
ДОМРАБОТНИЦА Т.: Насчёт того, что Маэстро позвал меня к себе. Идти мне или нет?
ДОМРАБОТНИЦА С.: А у тебя ест выбор? Не послушаешь его – он тебя уволит. Решай сама: или к нему, или на улицу.

       Тёмноволосая горничная тяжело вздыхает.

Сцена 3.

       У высокого каменного забора сидит бездомный мальчик, перед ним лежит шапка с мелочью. Человек в чёрном и Маэстро медленно подходят к нему.
 
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вот этого мальчишку ты приказал прогнать?
МАЭСТРО: Да.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А что в нём такого? Чем он тебе мешал? Тем, что просил милостыню возле твоего дома?
МАЭСТРО: Зачем все эти вопросы? Что тебе нужно от меня?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я просто хотел узнать, не забыл ли ты себя в его годы? Тебе было не на много легче, так почему же ты стал таким бессердечным?
МАЭСТРО: Да, я был оборванцем, как и он, но я добился всего своими силами, поэтому я не жалую тех, кто ни к чему не стремиться, а живёт кое – как, выпрашивая мелочь.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Кое в чём ты прав, но во – первых у тебя была мать, которая делала всё, чтоб у тебя была возможность развивать свой талант.
МАЭСТРО: Так должна поступать каждая мать.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты снова прав, но у него нет матери, он может надеяться лишь на себя (пауза). Во – вторых всё чего ты добился – это две домработницы, которые будут мило шушукаться на кухне, пока ты испускаешь дух. Если хотя бы кто – нибудь был бы рядом…
МАЭСТРО: (сквозь зубы) Тупые бабы.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не стоит бранить их, они тут не причём. Даже твой племянник, которого ты считаешь своим самым близким человеком, палец о палец не ударил бы, что бы спасти тебя: уж больно велико наследство. Узнав о твоей смерти, расстроятся лишь чужие тебе люди – твои поклонники.
МАЭСТРО: Не ужели целую вечность ты будешь донимать меня?! Нет, ты всё-таки дьявол!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вовсе нет. Я пытаюсь показать тебе тебя со стороны. И прогулка наша, увы, скоро подойдет к концу.
МАЭСТРО: Тогда хватит медлить, веди меня в своё «последнее путешествие».
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Маэстро, ты вновь спешишь, но куда? Неужели ты не можешь понять, что это и есть твоё «последнее путешествие», и ты здесь главный герой. Наслаждайся им, если можешь.
МАЭСТРО: (кричит) Я умер! Какие тут могут быть наслаждения?!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Хорошо, давай сразу о главном, если ты так хочешь. Я привёл тебя к этому мальчишке, потому что мне показалось забавным то, что ты, достигнув всех благ, пожалел пятак для голодного ребёнка, хотя сам был таким же. Но теперь я понимаю, что тебе не за что его жалеть, ведь у него есть то, чего нет у тебя.
МАЭСТРО: И что это, если не секрет.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Жизнь. У него есть жизнь. А у тебя её нет, и ты не купишь её ни за какие деньги.
МАЭСТРО: Я всё понял, ты дашь мне второй шанс, если я изменюсь!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (улыбаясь) Неужели ты созрел?
МАЭСТРО: Да.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Так сколько ты готов дать ему?
МАЭСТРО: Всё, я отдам ему всё! Слышишь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А как же все остальные бездомные дети?
МАЭСТРО: Я разделю все свои деньги между бездомными! Я отдам все, что у меня есть! Если нужно, я готов отдавать большую часть своих гонораров на благотворительность!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (ехидно) Что-то не вериться, уж больно скользкий ты тип.
МАЭСТРО: Я клянусь!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Подожди причитать, садовник идёт, сейчас он мальчика прогонит, злобный старикашка.

       Подходит садовник, достаёт из кармана мятую пятидесятирублёвую купюру и протягивает мальчику, тот недоверчиво берёт её и тут же прячет куда-то за пазуху.

САДОВНИК: Купи себе что-нибудь поесть.
МАЛЬЧИК: Спасибо.
САДОВНИК: Слушай паренёк, хозяин дома, возле которого ты сидишь очень злой человек, он приказал мне прогнать тебя.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Это он про кого?
 
       Мальчик медленно поднимается, достаёт мелочь из шапки и кладёт её в карман.

САДОВНИК: Ты сам от куда здесь?
МАЛЬЧИК: Я сбежал из приюта.
САДОВНИК: Шёл бы ты лучше обратно, тяжко ведь одному по улицам скитаться, а там и накормят, и оденут…
МАЛЬЧИК: (уходя, не оборачиваясь) Ни за что.
 
       Мальчик уходит, садовник смотрит ему в след.

САДОВНИК: Пропадёшь ведь.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты посмотри на него: сам прогнал, а теперь «пропадёшь ведь» говорит.
САДОВНИК: Вот собака, чем тебе мальчик помешал? Денег куры не клюют! Накормил бы, одел, обул. Своих детей-то не завёл…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я не могу понять, о ком он твердит?
САДОВНИК: Тьфу ты, прости нас всех Господи (креститься и уходит).
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (вслед садовнику) Его Бог точно не простит. Ты видел, что он выделывает? Прогнал ребёнка, свалил свою вину чёрт знает на кого. Полтинник свой суёт: «купишь поесть», засунь себе его знаешь куда… Маэстро вон все свои деньги раздаёт, ни чего себе не оставляет! Этот старик точно Мефистофель хренов. От него чего угодно ожидать можно. Он – воплощение зла на земле, правы были девчонки, ой правы…
МАЭСТРО: (грустно) Хватит уже, я всё понял.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Что именно?
МАЭСТРО: Я был слишком высокомерен.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: И это всё, что ты хотел сказать?
МАЭСТРО: Я не думаю, что тебе нужно моё, раскаяние. Ведь ты и так всё знаешь.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А кому, по-твоему, нужно твоё раскаяние?
МАЭСТРО: Я не знаю.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (торжественно) Вот, для этого мы и затеяли наше весёлое «последнее путешествие».
МАЭСТРО: И куда теперь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: По бабам (смеётся)! Шучу, и про мальчишку я тоже, кстати, пошутил (пауза). Тебе не интересно узнать, что именно я пошутил?
МАЭСТРО: (вяло) Ну, говори.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (передразнивая интонацию Маэстро) «Ну, говори» (дальше с задором). Чего нос повесил, а? Ты вял, как покойник, ей Богу.
МАЭСТРО: (кричит) Почему ты издеваешься надо мной? Я ведь не каждый день попадаю в такие ситуации! Я ведь в первый раз умер!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (сквозь смех) Ни фига себе, он в первый раз умер!
 
       Человек в чёрном смеётся, закрыв лицо руками, его тело содрогается от хохота. Маэстро нервно улыбается, но вскоре его лицо принимает привычное серьёзное выражение.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (отсмеявшись) Ох насмешил, так насмешил. Про что я там рассказывал? А, про мальчика! Я сказал тебе не правду, говоря, что у него есть то, чего у тебя нет.
МАЭСТРО: В смысле?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Жизнь.
МАЭСТРО: У него нет жизни?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Да, ему осталось уже не долго, мы заберем его на обратном пути.
МАЭСТРО: Он умрёт потому, что я приказал прогнать его?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: И поэтому тоже. Ты пойми, сейчас ты уже не чего не изменишь.
МАЭСТРО: Тогда зачем всё это?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А зачем вообще всё? Зачем жизнь? Зачем смерть? Это просто шоу, твоё финальное шоу, правда, зрителей маловато, да и спецэффекты подкачали. Сценарий, кстати, тоже не оригинален – плагиат. Думаешь ты один такой неповторимый? Ты ошибаешься, я-то уж точно знаю. Люди, не задумываясь, разматывают свою жизнь на мелкие дела вроде походов в магазин и созерцание голубых экранов. А потом плачутся друг другу о недостатку счастья. А оно рядом нужно только поднять голову. Но нет же, они предпочитают смотреть вниз и стукаться лбами с теми кто рядом.
МАЭСТРО: Чем больше ты говоришь, тем меньше я тебя понимаю.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Это неудивительно, ты ведь до сих пор, где-то глубоко внутри, надеешься, что всё ещё жив.
МАЭСТРО: Если честно – я даже не знаю…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Хватит уже жалеть себя, придёт время и всё станет на свои места, а теперь идём, у нас ещё осталось несколько пунктов.

       Человек в чёрном и Маэстро уходят.

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА В ЧЁРНОМ: (за кулисами) Пришло время повстречаться с призраками прошлого.

Сцена 4.

       Небольшая комната. На диване расположились Оксана и её муж, они смотрят телевизор. Мужчина одет в белую футболку и спортивные штаны, на женщине – халат.

МУЖ: (комментирует телепередачу) Знаешь, почему я не люблю такие передачи? Потому что там всё подстроено. Нету в них правды.
ОКСАНА: Ну а что ты хочешь? Это ведь развлекательная программа.
МУЖ: Развлекательная?! Да они просто зомбируют наш народ. Ну нельзя же вестись на такую чушь.
ОКСАНА: А на что же тогда можно? На футбол что ли?
МУЖ: Интересно, а причём тут футбол? Ты ведь в нём ни фига не понимаешь.
ОКСАНА: Зато ты всё во всём понимаешь!
МУЖ: Не надо только закатывать истерик, смотри свою дурь, если тебе нравиться.
ОКСАНА: Я не собиралась закатывать никаких истерик, ты опять всё поставил с ног на голову.
МУЖ: Я, по-моему, только сказал, что это всё подстава, а ты начала нападать на меня.
ОКСАНА: Нападать на тебя?
МУЖ: Да, ты знаешь как меня задеть.
ОКСАНА: А-а, это ты про свой футбол!
МУЖ: Про него! Ты ведь знаешь, как я люблю эту игру, и специально злишь меня!..
ОКСАНА: Ради Бога! Я сегодня так устала на работе, я даже не хочу с тобой спорить.
МУЖ: А я, как будто, не устаю.
ОКСАНА: Я этого не говорила.
МУЖ: Ты мне вообще не чего не говоришь. Я тебе уже становлюсь чужим.
ОКСАНА: Давай не будем.
МУЖ: Правильно, давай не будем. Расползёмся по углам и всё!
ОКСАНА: Ну хватит уже.

       Муж Оксаны встаёт и выходит из комнаты. Оксана откидывает голову на спинку дивана и закрывает глаза. Входит Маэстро и Человек в чёрном.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Семейные ссоры, они так и не коснулись тебя.
МАЭСТРО: Оксана?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Когда человеку уже за сорок, он оглядывается и видит, что жизнь прожита в пустую. А кто виноват?
МАЭСТРО: Почему ты судишь всех? Ты, наверно, даже не представляешь, что это такое – быть человеком.

       Входит муж Оксаны с бутылкой пива в руках и присаживается радом с женой.

МУЖ: Оксан, ты спишь либо?

       Оксана не отвечает, тогда мужчина берёт пульт и переключает на другой канал. Дальше, в течении сцены, он не спеша пьёт пиво.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: В чём-то ты прав, но позволь мне закончить. Неужели тебе не интересно?
МАЭСТРО: Зачем ты привёл меня сюда?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Тебе кто-нибудь говорил, что ты зануда? Зачем мы тут? Зачем мы там? Я же уже сказал тебе, что мы здесь для того, что бы веселиться.
МАЭСТРО: Мне совсем не весело.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Опять ты думаешь только о себе. Мы все здесь для того, что бы веселиться. В этом вся жизнь – череда мгновений! Знал бы ты, что умрёшь сегодня, что б те делал?
МАЭСТРО: В каком смысле?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Да в самом прямом. Если б ты точно знал дату и время своей смерти, чему бы ты посветил свой последний час?
МАЭСТРО: Я даже не знаю.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я бы, на твоём месте, получал удовольствие от жизни. А знай я эту дату заранее... хотя постой, не ужели ты не знал, что когда-нибудь умрёшь, а? Так что же тебе мешало?
МАЭСТРО: Ты противоречишь сам себе: ты мне сказал, что я жил не правильно, а я ведь жил в своё удовольствие.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ни каких противоречий нет, я просто пытаюсь тебе сказать, что все твои поступки бесповоротны. Всё, что ты сделал – уже сделано, ни чего не вернёшь теперь и не изменишь. Грустить о прошлом – это пустая трата времени. Ровно, как и мечты о будущем. Но всё же я рад, что ты, наконец-то, говоришь о своей жизни в прошедшем времени.
МАЭСТРО: Ты достал меня уже со своими шутками!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не торопись, Маэстро, очень скоро всё станет на свои места.
МАЭСТРО: Побыстрей бы.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (подходит к Оксане) А ты знаешь, что сон – это пограничное состояние. Во сне, например, можно общаться с обитателями других миров, не говоря уже о душах мёртвых.
МАЭСТРО: Что ты хочешь этим сказать?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я хочу, что бы говорил ты.
МАЭСТРО: С Оксаной?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Нет – с её мужем! Ну что ты как маленький? А, я забыл – ты же у нас первый раз умер. Так что, попрощаешься с ней?
МАЭСТРО: Я даже не знаю, что ей сказать.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Скажи что знаешь.
 
       Человек в чёрном отходит в сторону, жестом приглашая Маэстро подойти к женщине. Свет медленно гаснет, остаётся лишь небольшой освещённый участок, в нём Маэстро и Оксана.

ГОЛОС ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Передавай ей привет от меня.

       Оксана открывает глаза и, увидев Маэстро, встаёт.

ОКСАНА: Ты?
МАЭСТРО: Да, я пришёл к тебе, чтобы… я не знаю, я совсем запутался.
ОКСАНА: Почему тебя не было так долго?
МАЭСТРО: Я не мог, вернее…
ОКСАНА: Я знаю – ты много работаешь.
МАЭСТРО: Это не оправдывает меня, я бы мог…
ОКСАНА: Мог что?
МАЭСТРО: Я бы мог забрать тебя… Ты же знаешь… Я так ни кого и так не смог полюбить…
ОКСАНА: Я тоже… я так долго ждала тебя, наверно, целую вечность.
МАЭСТРО: Всё, чего я добился не стоит и гроша ломанного, по сравнению с тем, что я потерял.
ОКСАНА: Почему ты так говоришь?
МАЭСТРО: Да потому что люблю тебя.
ОКСАНА: Ты, наверно, знаешь (опускает глаза вниз) я ведь должна была устраивать свою жизнь, я могла жить одной лишь надеждой, что ты вернёшься.
МАЭСТРО: О чём ты? О своём муже?
ОКСАНА: Да.
МАЭСТРО: Я и сам жил чёрт знает как, я не имею права тебя ни в чём винить.
ОКСАНА: Мне стыдно сейчас говорить, но я уже не верила в то, что это случиться.
МАЭСТРО: (крепко обнимает Оксану) А ты всё такая же, как и двадцать лет назад.
ОКСАНА: (смеётся сквозь слёзы) У тебя, наверно, плохое зрение.

       Обнявшись, они молча стоят несколько минут.

МАЭСТРО: Я только сейчас понял, как мне тебя не хватало.

       Маэстро отпускает Оксану и вытирает пальцами её слёзы.

МАЭСТРО: Ну что ты плачешь?
ОКСАНА: Это от счастья.
МАЭСТРО: Не надо больше слёз, мне всегда нравилась твоя улыбка – улыбнись.
ОКСАНА: (улыбаясь) Скажи мне… скажи, что теперь всё будет по-другому.
МАЭСТРО: Я отдал бы всё, что бы быть с тобою…
ОКСАНА: Но что тебе мешает? У тебя какие-то проблемы?
МАЭСТРО: Я не знаю, как тебе сказать…
ОКСАНА: Говори как есть, мы и так потеряли слишком много времени.
МАЭСТРО: Я мёртв.
ОКСАНА: Что?
МАЭСТРО: Я умер в своей комнате, наверно, час назад. Я пришёл к тебе, чтобы попрощаться.
ОКСАНА: Но этого не может быть…
МАЭСТРО: Я тоже вначале не поверил…
ОКСАНА: Ты всё врёшь, я, наверно, слишком стара для тебя!
МАЭСТРО: Нет, как ты могла подумать такое?
ОКСАНА: (вырывается из объятий Маэстро) Отпусти меня!

       Оксана делает несколько шагов назад. Маэстро становится перед ней на колени.

МАЭСТРО: Оксан, поверь мне и прости меня за ту боль, что я тебе принёс. Я был глупцом, но прозрение пришло слишком поздно.
ОКСАНА: Скажи мне, что это не правда. Скажи, что ты наврал о своей смерти.
МАЭСТРО: Я бы рад…
ОКСАНА: Боже мой… как это не честно…
 
       В темноте раздаётся голос Оксаниной дочери. Оксана смотрит из стороны в сторону.

ГОЛОС ДОЧЕРИ: Ма, а ма. Мам!
ОКСАНА: Настя?

       Свет гаснет.

ГОЛОС МАЭСТРО: Оксана! Оксана! Где ты?! Что происходит?! Оксана!!!

       Загорается свет во всей комнате. Оксана лежит на диване, перед ней стоит дочь, муж, по-прежнему, сидит рядом с бутылкой пива в руках. Человек в чёрном рассматривает полку с книгами. Маэстро застыл, стоя на коленях.

ДОЧЬ: Мам, папа не отпускает меня.
ОКСАНА: (сонным голосом) А куда ты собираешься?
ДОЧЬ: На дискотеку.
МУЖ: Ты лучше скажи, с кем ты собираешься туда пойти?
ДОЧЬ: С Мишей.
МУЖ: Ты ещё не выросла, что бы с ребятами всякими шляться.
ДОЧЬ: Миша – не всякий, он…
ОКСАНА: Ну что за слово «шляться»?
МУЖ: Ну а как это можно назвать?
ОКСАНА: Настя – твоя дочь тоже, ты бы мог к ней помягче
МУЖ: Ты видела, что вообще в мире делается, я переживаю.
ОКСАНА: Неужели нельзя ни как по-другому выражать свои переживания?
ДОЧЬ: Да.
МУЖ: Да делайте вы, что хотите! Навалились на меня с двух сторон! Только потом не надо плакать…
ДОЧЬ: А я и не буду.
ОКСАНА: Кто он вообще, твой Миша?
ДОЧЬ: Андреев, из пятого подъезда.
ОКСАНА: (мужу) Вот видишь, Миша – наш сосед и беспокоится не о чем.
МУЖ: Я же уже сказал: делайте, что хотите.
ОКСАНА: Иди, дочь, только не до позна.
ДОЧЬ: (целует Оксану в щёку) Спасибо, мам. Я приду к десяти, как обычно. Пока (выбегает из комнаты).
ОКСАНА: Ты ведёшь себя так, словно сам ни когда не был в её возрасте.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (ехидно) Пуля виноватого найдет.
МУЖ: Она ещё совсем девочка.
ОКСАНА: Вот именно, а ты навалился на неё.
МУЖ: Я просто не хочу, что бы она попала в плохую компанию.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Маэстро, ты подозрительно долго молчишь. Ты там не умер, случайно?
ОКСАНА: Если ты не перестанешь запрещать ей всё на свете, она точно туда попадёт. Вспомни себя в пятнадцать лет, тебя что, не манили запреты?
МУЖ: Это совсем разные вещи.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (поворачивается к Маэстро) А ты бы отпустил её с этим подозрительным парнем?
ОКСАНА: Неужели?
МУЖ: Тогда не было такого как сейчас!
ОКСАНА: Ты, всё равно, слишком строг.
МУЖ: Я же сказал уже: «делайте, что хотите».

       Муж допивает пиво и выходит из комнаты. Человек в чёрном подходит к Маэстро, тот по-прежнему стоит на коленях.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вспоминая, твои похождения, Маэстро, я думаю, что ты не только бы отпустил её, но и сам бы над ней поработал.

       Человек в чёрном, с довольным лицом, изображает соответствующее действие сексуального характера. Маэстро медленно поднимается на ноги.

МАЭСТРО: Зачем ты это со мной делаешь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (замирает) Я с тобой этого не делал, разве, что с твоими мозгами (смеётся).
МАЭСТРО: Что за игру ты затеял? Зачем ты тыкаешь меня, как котёнка, носом в мои ошибки? Ты же сам сказал, что всё, что сделано – уже сделано.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (хитро) Да.
МАЭСТРО: Это твоё чёртово «последнее путешествие»! Я больше с места не сдвинусь!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Будешь, небось, за Оксаной подсматривать. У вас получится не плохая шведская семья. Кстати, не плохое название для роман: «Я, мой муж и призрак». Подкинешь ей идейку?
МАЭСТРО: Да пошёл ты…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Кстати, Маэстро, ты мне так и не рассказал, какое ты хотел своей домработнице дать поручение. Ты ведь хотел затащить её в постель?
МАЭСТРО: Не твоё дело!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты ведь уже это проделывал со всеми своими служанками. Не так ли? Единственное что меня удивило – так это то, что другая, светленькая, подыграла тебе. Она толкала свою подругу тебе в постель, хотя знала, как ты с ней поступишь. Интересно, почему? Она тебе ни кого не напоминает?
МАЭСТРО: Мне плевать!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вот теперь я тебя узнаю, а то заладил: «Оксана, я ни кого так и не полюбил»…
МАЭСТРО: Будь ты проклят, ублюдок!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (меняя тон на более серьёзный) Когда Оксана узнает, что ты мёртв, она вспомнит свой сон. Возможно, она задумается: а может и вправду ты приходил к ней, попрощаться. Она почувствует боль снова, ту самую, которая была после разлуки с тобой, но на этот раз совсем не долго: трудности быта притупляют сердечные муки. Вряд ли она кому-нибудь расскажет, у неё нет людей настолько близких ей, насколько близок был ты (пауза). Почему мы здесь? Я не знаю, ты скажи.
МАЭСТРО: Ты привёл меня сюда.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Нет, ты – главный герой этого шоу, вот и думай. Хотя осталось всего одно место, куда тебя тянет.
МАЭСТРО: Меня ни куда не тянет.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Почему ты так любишь обманывать себя?
МАЭСТРО: Я не обманываю…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Брось ты, ты уже дух, а всё ещё не можешь расстаться с этим миром.
МАЭСТРО: А почему я должен хотеть этого?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Неужели плоть так сильна?
МАЭСТРО: Нет, сильна не плоть, сильно желание жить, силён дух.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Люди, если б Вы только знали, что значит сила духа. Когда б имели Вы её – не знали бы придела своим возможностям, не знали б смерти.
МАЭСТРО: Но ведь смерть неизбежна.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Вот ты и попался. Идём, (указывает на Оксану) с ней всё будет в порядке.
МАЭСТРО: Я в этом не уверен.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты помнишь: «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов».
МАЭСТРО: Но здесь мёртв только я!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Это как посмотреть (медленно движется в сторону выхода). Я ухожу, ты со мной?

       Маэстро подходит к Оксане, нагибается и целует её в щёку. Женщина, словно почуяв это, проводит ладонью по щеке.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (передёргивается) Фу, мерзость-то какая! Покойник поцеловал.
 
       Маэстро подходит к человеку в чёрном.

МАЭСТРО: Ну, куда теперь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Люблю, когда ты такой покладистый. По коням.

       Человек в чёрном делает движения, словно едет на невидимой лошади. Таким образом, он направляется к выходу, Маэстро следует за ним.


ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (напевает) Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов. Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов. Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов. Пусть мёртвые хоронят…

Сцена 5.

       Кладбище. Ночь. В темноте освещается лишь одна серая надгробная плита, обросшая вокруг травой. Человек в чёрном быстрым шагом движется к ней. Маэстро не спеша идёт позади.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (обернувшись) Знаешь, а я ведь не наперсно напомнил тебе про твою служанку. Она чем-то похожа на тебя. Ты тоже стараешься толкнуть других людей на те же страдания, что сам когда-то пережил.
МАЭСТРО: (резко) Вовсе нет.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Ты можешь даже обмануть себя, но не меня.

       Человек в чёрном и Маэстро подходят к освещённой могиле.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Это чья такая заброшенная могилка?

       Маэстро становится напротив могилы и замирает.

МАЭСТРО: (чуть слышно) Мама…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Смешной ты человек, Маэстрик: это не твоя мама, я в этом уверен.

       Человек в чёрном садится на надгробную плиту, продолжая свою речь.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: То, что находится здесь…

       Маэстро толкает человека в чёрном, тот падает.

МАЭСТРО: (кричит) Не смей! Кто бы ты ни был, ты не имеешь право осквернять могилу моей матери!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (поднимаясь) Да ты что? Ты осквернил своей матери жизнь, а за её могилку готов меня порвать. Неужто тебя совесть загрызла?
МАЭСТРО: Я любил свою мать!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Если бы ты любил её, то бросил бы всё: все свои гастроли, репетиции, съёмки и примчался бы к ней на помощь, когда она умирала, в полном одиночестве. Знаешь, что я думаю?
МАЭСТРО: Да мне плевать на то, что ты думаешь, и на тебя мне плевать!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Всю свою жизнь ты любил только себя. Было, конечно, пару людей, которых ты считал достойными, но не более того. Та сцена, что ты устроил у Оксаны, не что иное, как попытка удержаться в этом мире. В мире, в котором у тебя не было ни одного близкого человека. Ты думал, что ты неуязвим, раз тебе нечего терять, но оказалось, что твоя неуязвимость и есть твоя «ахиллесова пята».
МАЭСТРО: Я не хочу тебя больше слушать! Убирайся!
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я как раз это и собирался сделать. Мне больше не чего тебе сказать, так что, с чистым сердцем, передаю тебя Им.
МАЭСТРО: О ком ты говоришь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Не претворяйся, что не понимаешь, я не верю, что ты не слышишь их шагов?
МАЭСТРО: Тебе не удастся напугать меня.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: А я и не собирался. Ну ладно, прощай. Приятно было пообщаться.

       Человек в чёрном разворачивается и уходит.

 МАЭСТРО: (ему в след) Проваливай ко всем чертям! Ты мне не нужен! Я и сам со всем справлюсь… Слышишь?! Кем ты себя возомнил?! Кто ты, чёрт возьми, такой, что бы меня судить?!!

       Маэстро подходит к могиле матери и становится перед ней на колени. В темноте начинают мелькать чьи-то силуэты.

МАЭСТРО: Мама, за что мне всё это? Мне так хочется, что бы это был сон, но всё так реально… даже более чем… Если ты слышишь, сделай хоть что-нибудь (пауза). Я был… я был для тебя не тем, кем должен. Я знаю. Я любил только себя, всю свою жизнь я был уверен, что именно так и должно быть. Я заботился только о своём благе. Боже мой, что за наваждение? Что я несу? Когда же всё это кончится? Я не хочу больше это терпеть! Я не могу больше этого выносить!!! Почему именно я?! Почему?!!

       Маэстро падает на землю и плачет, содрогаясь всем телом.


МАЭСТРО: (сквозь слёзы) Я заслужил это (пауза). Да, я заслужил. Прости меня, мама (пауза). Я больше не хочу боли, я не хочу ни кому больше приносить боль (пауза). Где ты? Сукин ты сын! Забери меня от сюда!!! Я уже готов! Я готов понести любое наказание! Ты слышишь меня?! Иди сюда… Ну же, чего ты ждёшь?!!

       Маэстро переворачивается на бок и, закрыв лицо руками, сворачивается «в клубок», он лежит так несколько минут. Из темноты медленно выходят человек в чёрном и бездомный мальчик, который просил милостыню у дома Маэстро.

МАЛЬЧИК: (указывая на Маэстро) Почему он плачет?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Он жалеет себя.
МАЛЬЧИК: Жалеет себя?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Именно.
МАЛЬЧИК: Почему, он что, не идёт вместе с нами?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Нет, он идёт в другую строну.
МАЛЬЧИК: Неужели в…
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Да, да, именно туда. За ним уже пришли, если ты заметил.
МАЛЬЧИК: (оглядывается) Кто они?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Я думаю нам обоим лучше этого не знать.

       Маэстро встаёт на ноги и вытирает рукой слёзы.

МАЭСТРО: (кричит тёмным силуэтам) Ну, чего вы медлите? Возьмите меня!

       Силуэты приближаются.

МАЛЬЧИК: А мы не можем забрать его с собой?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Видишь ли, всё не так уж и просто. Он не сделал ни чего хорошего, доброго в этой жизни. Он приносил только боль тем, кто его любит.
МАЛЬЧИК: Однажды один человек сказал, что тот, кто держит зло на ближнего более виновен, чем тот, кто причинил это зло.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (улыбаясь) Слова не мальчика, но мужа!
МАЛЬЧИК: Почему ты не хочешь просить его?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Мне не за что его прощать. Нет, вообще, такой силы, которая прощала или обвиняла кого-либо, есть только линия жизни, которую люди сами направляют, по своему усмотрению. Он направил свою сюда.
МАЛЬЧИК: Он сам захотел оказаться здесь?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Сейчас это не важно. И мы не будем говорить об этом.
МАЛЬЧИК: Тогда о чём мы будем говорить?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Да и говорить нам, в общем, не о чем. Единственное, что я сейчас должен тебе сказать о нём так это то, что это именно он приказал прогнать тебя от того богатого дома. Если бы не его высокомерие, ты был бы сейчас жив (пауза). Ну, так что, прощаешь его?

       Мальчик подходит к Маэстро и протягивает ему свою руку.

МАЛЬЧИК: Я прощаю тебя. Идём с нами.
МАЭСТРО: (мальчику) Неужели ты думаешь, что этого достаточно, что бы искупить всё, что я сделал?
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Более чем.

       Маэстро берёт мальчика за руку.

МАЭСТРО: (вытирая выступающие слёзы) Спасибо тебе… Спасибо.
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: (улыбаясь) Устроили мне тут Индийское кино. Всё, вытираем сопли и вперёд (указывает рукой направление).

       Маэстро и мальчик уходят, держа друг друга за руку. Человек в чёрном небрежно кланяется в строну силуэтов.

ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: Спасибо всем за внимание. Представление окончено. Занавес!

       Человек в чёрном уходит, вслед за Маэстро и мальчиком.