Надежда

Ида Хажилова
Когда я была в первом декретном отпуске, меня посетила сотрудница Наташа Х. Мы немного поговорили о наших детях, и она сказала: «Для того, чтобы понять как легко с одним ребенком, надо родить второго ребенка (она в то время уже была матерью двух детей)». Эти слова оправданны, и они мне запомнилось на всю жизнь. Позже, будучи матерью двух детей, я поняла, что она имела в виду. Но сегодня это не наша тема.

Сегодня наша тема – сны. После разговора с Наташей о детях, мы постепенно перешли на тему; как дела на работе? И тут мне вспомнился сон. Я видела сон, что моя сотрудница, Надежда – беременна. То, что женщины беременеют – никого не удивляет. Но то, что когда-нибудь наша Надежда родит ребенка, да еще без отца, мы (женщины нашего отдела) даже не могли представить. Пожалуйста, не примите это предложение за чье-то личное оскорбление, дальше Вы поймете, почему я делаю акцент на выражение «без отца». Все очень уважали Надежду, она была председателем профсоюза в отделе. Но вот тот факт, как она относилась к одиноким матерям, когда они «не могли присутствовать» на профсоюзном собрании. Этот факт – наших женщин корежил. Вернее не сам факт, а то, что Надежда говорила по этому случаю. Как-то раз я слышу в комнате операторов, вычислительного центра такие слова: «Вот нарожали детей без отцов, а теперь не можете жить полноценной жизнью. И детей не с кем оставить дома». Вскоре, после этого, мы чуть не столкнулись с ней в коридоре. Надя посмотрела на меня и с обидой сказала: «Опять будет мало народа на профсоюзном собрании!» Я ей ответила: «Моли Бога, не быть на их месте. Их доля не сладкая. Их слезы горячие. Дети есть дети!»

Не выходя из первого декретного отпуска, я родила второго ребенка. Несмотря на то, что муж помогал мне, работы с маленькими детьми было много. Я не имела времени для контакта с сотрудниками. Иногда, кто-то из них забегал ко мне. И вот снова представился мне такой случай с Наташей. Мы попили с ней чаю и я рассказала ей, как я видела Надежду с большим животом во сне. Наташа засмеялась и сказала, что это может быть только во сне.

Спустя 3-и месяца Наташа снова пришла ко мне в гости. Едва переступив порог она выпалила: «Ты права, Надежда беременна! Откуда ты это узнала? Мы находимся рядом с ней и ничего не знаем, а ты сидишь дома и знаешь, что она беременна». По-правде сказать, я и сама не знаю, почему мне приснился такой сон. Но плохое в этом то, что Надя всегда избегала меня. И только перед поездкой в Германию, спустя 6 лет, я снова встретила ее в городе с очаровательной дочкой. Девочка, вылетая мама - умница и красавица. Надежда жаловалась на нехватку времени и на то, что ее дочка часто бывает дома одна. Как мать двух детей, я понимаю Надежду и я понимаю боль одиночества ее дочери. Что это – судьба дочери Надежды, или результат горячих слез тех матерей-одиночек, которых Надя, выполняя общественную работу, обижала своими упреками?