Глубоководное погружение

Борис Бузин
       Подводная лодка в крейсерском положении вошла в район глубоководного погружения. Район, как ему и положено, был пуст, да, и вообще, в этом краю редко встретишь какое-нибудь судно. Вот и сейчас - никого, если не считать крохотного рыболовного суденышка под самым берегом, едва различимого среди некрупных волн.
       
       Старший лейтенант Федин опустил бинокль. Ему еще не доводилось бывать на предельной глубине, и познания в этой области ограничивались рассказами очевидцев, которых он наслушался в штурманской рубке.

       ...Погрузились, значит, мы на триста метров. Ну, по традиции новичков надо поить забортной водой. Открыли забортный клапан, налили в плафон воды, а закрыть не можем, как будто попало что-то. Вода хлещет, напор сумасшедший. Трюм заполнился в момент, словом, начали тонуть не на шутку. И тут кто-то подал мысль - открыть клапан до конца и снова закрыть. Мысль, конечно не новая, особенно для водопроводчиков, но не на глубине же! Но выхода нет, вода-то все прет. Попробовали - закрылся, причем без всяких проблем. В общем, полный порядок. О происшествии скоро забыли, только с той поры стали происходить на той лодке странные вещи. То механизм какой-нибудь сам включится, то рули откажут, то секретный документ пропадет... Как будто поселился кто-то на корабле. Н-да, не хотел бы я снова попасть на тот корпус.

       На мостик поднялся командир дивизии Звездин:
-Ну, что, штурмана, место взяли?
-Так точно, товарищ контр-адмирал! - мигом ответил Федин и поспешил вниз.

       А в штурманской рубке страсти не утихали. Теперь повествовал прикомандированный на выход капитан-лейтенант Кайманов:
-Глубоководное, значит, идет по плану. Уже всплываем. Тут боцман подзывает меня тихонько и шепчет на ухо, чтобы командир не услышал. Что-то, мол, лодка рулей плоховато слушается. Запаздывает как-то, да и дифферентуется сама почему-то. Причем давно, когда только погружаться начали. Но в целом-то все в порядке, плывем же. Так стоит ли беспокоить кэпа? Я туда-сюда, проверил все что мог - полный «абгемах». Возвращаюсь к боцману и шепчу в ответ: «Не свищи», а для пущей наглядности кулак показываю. Тем временем всплыли под перископ. Смотрим на море, а там!.. Лодка опутана рыболовной сетью и тащит за собой целый сейнер. Тот ничего не понимает. Винты работают полный вперед, аж труба раскалилась, а его своя же сеть тащит задом. Да с такой скоростью, что бурун из-под кормы. Рыбаки столпились на палубе, готовят аварийные плотики. На лицах ужас, тонуть собрались...

       Старший штурман капитан третьего ранга Соколов, которому эта «травля» надоела, не выдержал:
-Хватит трепаться! Задурили голову молодому - и рады.
И, обращаясь к Федину, добавил:
-А ты их не слушай. Ничего такого и в помине не бывает. Это какая же нужна сеть, чтобы в нее попасть. Сам посуди, соотношение размеров сети и моря. Вероятность получается - меньше, чем машину в лотерею выиграть. И вообще, район, где работает лодка, всегда объявляется закрытым для плавания всех судов. Пора бы это знать. Проверь-ка лучше лаг, провентилируй, как следует.

       Разговоры смолкли. Лодка, между тем, погрузилась и ступенчато пошла на заветную глубину. На каждой «ступеньке» осматривались, но все было нормально. Наконец, достигли заданной глубины..., но и тут ничего не произошло. И вообще, на лодке ничего не изменилось, как будто и не погружались. Командир поздравил по «Каштану» весь экипаж с этим событием, но народ почему-то воспринял это без эмоций.

       Немного разочарованный обыденностью происходящего, Федин спустился к себе, в гиропост. Там, как и полагалось, открыли клапан вентиляции лага, и напоили его морской водой из плафона (опять же - ничего, клапан нормально закрылся). Зато потом ему показали нечто такое, отчего жажда необычайности исчезла в момент.

       Оказывается, еще до погружения матросы натянули обыкновенную нитку между левым и правым бортом. Так вот, теперь эта нитка провисла настолько сильно, что, глядя на нее, остро чувствуешь, как обжало прочный корпус из толстой стали. Вид беспомощной нитки символизировал многотонное давление морской бездны. По позвоночнику явственно пробежала волна холодных мурашек.

       Между тем, подводная лодка, выполнив задание, так же медленно всплывала, от «ступеньки» к «ступеньке».
-Глубина 200! Отсеки осмотрены, замечаний нет!
-Глубина 180!...
 
       И в этот момент Федин, как и все, почувствовал легкий толчок. Он напрягся, но продолжения не было. В центральном посту все закрутили головами, пытаясь понять причину.
-Задержаться на глубине 180! - на всякий случай подал команду командир корабля Доронин. Звездин одобрительно кивнул головой. Стали разбираться. Затянувшуюся паузу нарушил почему-то радостный возглас боцмана:
-Скорость лодки упала почти на два узла!

       Следующая пауза ясности не прибавила, и адмирал перешел на испытанный прием разбирательства: сверху - вниз. Он посмотрел на командира и зарычал:
-Что у вас происходит?! Не корабль, а балаган какой-то! Куда два узла дели?!
Командир, мгновенно оценив обстановку, понял, что докапываться до причин сию минуту - дохлый номер. Сейчас главное -уйти от удара. Он испепеляющим взглядом обвел вокруг, как снайпер в поисках точки прицеливания:
-Старший помощник!!! Па-ачему не следите за соответствием скорости лодки оборотам турбины?

       Тот дернулся и напряг было свою единственную мозговую извилину, но вовремя уловил ход мысли командира - поиск крайнего:
-Механик! Вы почему не смотрите за своей турбиной?

       Старший механик, и без того непрерывно следящий за пресловутой стрелкой тахометра, дернулся было, чтобы оправдаться, но вовремя вспомнил народную мудрость... Следующим его движением был порыв к огромной трубке допотопного телефона для показательного разноса подчиненных. Но... трубка до уха не дошла. Стармех вовремя представил, как потом на всех совещаниях будут склонять его и без того многострадальную БЧ-5, и ловко «перевел стрелку»:
-Лаг давно не проверяли! Штурман! Почему у вас лаг опять врет?

       Соколов, услышав, что механик осмелился усомниться в исправности не своей матчасти, оскорбленный выскочил в центральный, но, увидев, что взгляды всего командования скрестились на несчастном лаге, понял, что дело вовсе не в механике. Не желая оставаться крайним, он сдержанно приказал своему командиру группы:
-Федин, проверьте лаг.

       Федин, который был свидетелем этого «разбирательства» с самого начала, вздохнул, поскольку он оказался самым младшим, а значит, последним из офицеров. Подставлять под удар подчиненных ему мичманов или матросов Федин считал ниже своего достоинства, поэтому он ответил: «Есть!» и спустился в гиропост. Честно проверив лаг, Федин не нашел «потерянные» два узла. Лаг работал исправно, как всегда.

       Адмиралу объяснения были «до фонаря». Испепеляющим взглядом он буквально пригвоздил Федина к переборке и задавал один и тот же вопрос:
-Что все это значит?.. А!?..
Время шло, а проклятые узлы "не находились". Лодка по-прежнему шла на глубине 180 метров...

       Наконец, Федин, не выдержав допроса, сказал первое, что смогло ему прийти в голову:
-А..., может мы в сеть попали?

       Звездин дернулся, как от удара и закричал, обращаясь ко всем сразу:
-Что?!.. Кто?!.. Почему?!.. Не сметь?!.. Отставить?!..

       Федин под шумок тихонько удалился, а в центральном повисла тяжелая тишина. Через некоторое время лодка пошла на всплытие.

       Командир поднял перископ, осмотрел горизонт, и что-то тихо сказал адмиралу. Перископ вопреки инструкции тут же опустили, а лодка продула главный балласт и всплыла в крейсерское положение. Командир взял с собой только боцмана и поднялся наверх. Звездин сказал, что выход наверх запрещен и тоже скрылся в проеме верхнего рубочного люка.
«Интересно, что там происходит?» - терзался Федин. Он взял фляжечку спирта и под благовидным предлогом - «протереть линзу перископа» - сумел обмануть бдительного старпома и подняться на мостик.

       Лодка попала в трал. Причем даже не в сам трал, а в трос, на котором тот висит. Трос зацепился за рубку. Лодка остановилась, и теперь остановилось маленькое рыболовное суденышко, которое до сих пор тащилось кормой вперед. Траулер был весь залит водой, которая теперь стекала через палубные шпигаты. Небольшая команда рыбаков, одетая в яркие спасательные жилеты толпилась на корме и все, как один, что-то кричали и махали в нашу сторону. Капитан через плохонький мегафон непрерывно озвучивал их мнения:
-... подводники ... долбанные ... вашу ... носит ... места мало ... мать ... побрал ...
Неподалеку покачивался второй траулер (значит, это был парный трал - догадался Федин) в таком же плачевном виде, вот только мегафон у них совсем не работал.

       Звездин увидел Федина на мостике, но вместо нагоняя покровительственно сказал:
-Вот так, штурманенок, надо в трал попадать!

       Федин спустился в центральный пост. Его, как очевидца, обступили, стали расспрашивать, начался гвалт. Неожиданно сквозь этот шум до Федина донеслась фраза, которую он, кажется, где-то уже слышал:
-Центральный, трюмный! Прошу разрешения открыть-закрыть пролетный кингстон. Что-то попало под седло клапана, до конца не закрывается...