Немного о счастье

Сергей Лушников
" Английский профессор Э.Уайт создал мировую карту счастья" – так были озаглавлены страницы наших газет. Я посмотрел его карту счастья, в которой страны были расставлены по ранжиру и у меня возникли вопросы.
 
Что такое счастье?

Обратимся к Далю. По нему счастье– рок, судьба, часть и участь, доля. И далее : желанная неожиданность, удача, успех, случайность, талан, спорина в деле, не по расчету.
Еще ниже читаем: вообще, все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его.
Мне кажется, гениальность Даля в одном слове – часть. Слово счастье состоит из двух частей , приставка С и слово Часть.
А теперь задумаемся. Может ли человек быть счастлив один, без окружающего мира, людей, земли, воды, лесов, полей, без своих мироощущений, без мыслей? Наверное, нет, скорее нет!
И второй вопрос: Может ли человек быть счастлив полностью по «убеждениям, вкусам и привычкам его» хотя бы? Наверное, тоже нет, а если может, то наберется единицы в мире!
Тогда логично предположить, что какая то «Часть» человека тела или духа может быть счастлива, а приставка «С» означает связь с тем или иным объектом мироощущения.
С другой стороны слово «Счастье» передает и мимолетность данного состояния человека, ибо разговорное «счас « означает сей час, то есть счастье продолжается немного, где то около часа.
Конечно, я предполагаю высшее состояния счастья, как блаженство, как исключительное
доброе состояние души, когда Вам кажется, что Вы совершили или ощутили свое предначертание или предназначение, когда мир вам улыбается , когда вы в нем растворяясь, ощущаете себя частью мироздания прекрасного и вечного!
Но независимо оттого, что привело Вас на вершину человеческого Я, первая улыбка Вашего ребенка или открытие теории относительности, восхождение на Джамалунгму или изобретение автомобиля, освещение счастьем проходит и Вам снова приходится жить, работать, творить, любить, чтобы почувствовать снова вкус счастья, сладкого и исчезающего.
А теперь порассуждаем. Один человек, в зависимости от многих причин, может быть
быть счастлив в одном случае, а другой нет в этом же случае. К примеру, в семье ждущей ребенка- это счастье, а для обездоленной девушки может быть обузой. В мусульманском мире рождение ребенка является более благожелательным , чем в христианском. Возникает вопрос, что ощущение счастья каким то образом должно быть связано с атмосферой в семье и в обществе, а посему счастье должно быть обязательно частью общества, даже точнее мироощущения его. Поэтому смешно определять одной анкетой счастье в Китае, в Сирии, в Европе, в США, ибо для каждой страны существует свое психоэнергетическое поле, определяющее понятия счастья, ибо оно является результатом воздействия данного поля на живущих в этих странах.
Исторические, демографические, национальные, религиозные, социально-психологические особенности различных стран влияют на определение понятия счастья.
К примеру, экология в меньшей степени волнует развивающие страны, да и Китай, нежели Европу. В России, к примеру, исторически население всегда плохо относиться к власти за исключением президента, а вот если к президенту начнут плохо, то тогда действительно что-то ненормально в стране.
В России большое количество людей переживает за весь мир, иногда больше чем за свое существование и для них в большей мере счастье общее на планете, чем, к примеру, в США, влияет на их ощущение счастья. Может, вследствие окружения самых разных соседей, начиная от Европы и заканчивая Китаем.
Более счастливыми в мире оказываются страны островные и малые, смирившиеся может быть, со своей второстепенной ролью. И забившись в свои красивые квартиры под теплым одеялом НАТО спят спокойно дожевывая свой жирный кусок мяса, не ведающие, что, проснувшись, могут ощутить холод неприятия других выросших за это время народов.
Где то в середине своего размышления я подчеркивал, что о счастье говорю, имея ввиду высшее состояния души человеческой, но ведь разные люди понимают его по разному.
К примеру, Ельцин Борис Николаевич после ухода с поста президента сказал, что вот теперь он по настоящему счастлив. Почему? Ведь будучи президентом он явно чувствовал , пусть кратковременно, счастливые часы после своих действий. Может просто ,поднимаясь по вершине ответственности время счастья уменьшается, относительно времени действия этой ответственности, зато когда она спадает до уровня семьи становится меньше размером, но длительной по восприятию.
Так и народы мелкие, они психологически меньше чувствуют ответственность за весь мир в целом, упиваясь своими делами и мыслями, и больше напоминают дружную семью в коттедже за высоким забором, за который не хочется выходить на улицу , где менее уютно между иммигрантами, наполняющими промежутки между счастливыми домами.
Но это счастье есть нарочитое спокойствие ограничивающих себя людей знающих мир, или не понимающих его в силу исторических и психологических особенностей своего развития. Может ли человек богатый, путешествуя по миру и живя в шикарных отелях, покупая дорогие украшения, не знать, что есть бедные? Конечно, да, он это прекрасно знает! Но может ли он понимать, что бедный ребенок умирает от недостатка десятка долларов
на покупку простого лекарства? Конечно, нет, ибо понимать значит брать на себя ответственность, пропуская ее через себя!
Конечно, чем меньше в стране бедных, тем более счастливы люди в своем личном счастье.
Именно поэтому, исследования Уайта поверхностным образом рисуют картину счастливых пятен на карте мира, ибо его исследования не дают никакой информации о психическом состоянии народов в их развитии, что в большей степени определяет истинное счастье, трактуемое как психоэнергетическое состояние общество, что и определяет силу государства и способность его к поступательному развитию в современном мире. Автор попытался найти критерии определения псхоэнергетического состояния разных стран, не применяя методы анкетирования.
И удивительно, на первое место вышел Китай, второе место Иран, третье у Бразилии.
Однако, если задуматься, то именно народы этих стран демонстрируя усиление психоэнергетического состояния в последние годы, сочетая это с поступательным развитием экономики, являются более счастливыми, чем многие, определенные господином Уайтом.
Может быть умение руководства стран соединить страну во благо каких то больших и понятных целей и является решающим поворотом к счастью народов своей страны?

Послесловие:

 Почти в таком виде мои размышления попали к американским психологам, которые нашли Э.Уайта, который оказался аспирантом и согласился с моими доводами. А написал я это, потому что обиделся, что Россию он поставил на 96 место.