Механизм признания или как Иван Иваныч с чертом...

Виктор Один
МЕХАНИЗМ ПРИЗНАНИЯ
ИЛИ КАК ИВАН ИВАНЫЧ С ЧЕРТОМ ПОССОРИЛСЯ


Черт пришел, когда Иван Иваныч спал. Черт присел на край кровати, свесил копытца и элегантно обвил себя хвостом.
- Хочешь, я помогу тебе стать известным, богатым, знаменитым? – обратился он к Иван Иванычу, задорно вздернув пятачок. – Хочешь, я помогу тебе осуществить все твои мечты, все твои идеи, все твои желания? Найти достойное применение твоим наукам, открытиям, изобретениям?
- Ну? – проснулся Иван Иваныч.
- Я расскажу тебе о механизме признания.
- О механизме чего? – не понял Иван Иваныч.
- О механизме признания, – спокойно пояснил черт, – о том чудесном механизме, благодаря которому человек, его труд или деятельность – получают всеобщее признание! О том чудесном механизме, благодаря которому человек обретает вес в обществе, а к словам его начинают прислушиваться.
- Ага, - улыбнулся Иван Иваныч, - ты расскажешь мне об этом механизме, а что я должен буду дать тебе взамен? Что ты возьмешь с меня за это? Душу? Сердце? Любовь? Жизнь?
- Ничего. – округлил глаза черт.
- Как, так - «ничего»? – удивился Иван Иваныч. - «Ничего» - не бывает. Что обычно черти берут взамен за открытия?
- Ничего! – возмутился черт.
- Неужели ты пришел сюда просто так? Абсолютно бесплатно? С бескорыстной помощью?
- Ну, не совсем так… - застеснялся черт. - Просто я хочу доказать, что черти бывают разные!.. Например, японский черт намного страшнее черта американского, австралийский черт – намного страшнее черта японского, а самый хороший черт – это русский черт!
- Вот как? – улыбнулся Иван Иваныч. - Ну, а как же закон сохранения энергии?
Черт с непониманием вытаращил глаза.
- Если к человеку приходит известность, богатство, признание, - пояснил Иван Иваныч, - то, соответственно – что-то от человека уходит…
- Хм… задумался черт, - об этом я как-то не подумал… Вернее, этого не знал… Ну, хорошо! с чем бы ты легко расстался?
- С бедностью, – ответил Иван Иваныч, – с тоской и скукой, а еще - с ленью и матерщиной.
- Вот и замечательно! – хлопнул в ладоши черт. – Так ты готов выслушать механизм признания?
- Давай. – Иван Иваныч кивнул головой.
Черт понизил голос:
- По сути дела я ничего нового не скажу… не скажу ничего таинственного и сверхъестественного… но, я открою только тебе одну магическую формулу, состоящую из обыкновенных слов… Тот, кто ее поймет - сможет воспользоваться ею во благо… свое… - черт совсем понизил голос и почти шепотом добавил: - «В родном краю - никто ты, пока с чужого края не скажут, кто - ты есть»
- Это, как же так? – удивился Иван Иваныч.
- А так, - засмеялся черт, - отличительная черта русского человека – не видеть в своем ближнем товарище, соседе, знакомом – в любом другом, русском человеке – гениального!.. ибо любой русский – гениален!
- Ну, и что же мне делать? – спросил Иван Иваныч.
- Перестать искать признание на своей земле! – заговорил черт. – Взять свои лучшие открытия и изобретения, - и уехать с ними в чужую страну! Там - тебя с радостью примут, как удивительного чужестранца, пришедшего на их землю из ниоткуда, и подарившего им тысячи замечательных наук и изобретений. И когда они применят их в жизни, извлекут из них пользу - построят дворцы, вырастят сады, заживут богаче и лучше, когда о тебе затрубят на весь мир - тогда твои соотечественники услышат об этом – закивают головами и встретят тебя с пирогами и лаврами!..
- Но, открытия и изобретения? – воскликнул Иван Иваныч. - Кому они достанутся? Кто извлечет из них пользу? Кто снимет сливки с их вкусного пирога?
- Конечно тот, кто первым признает их! – весело заявил черт.
- Ага! - воскликнул Иван Иваныч и схватил черта за хвост. - Значит, все достижения, все сливки и пряники, все самое лакомое – достанется чужестранцам, а мой родной народ останется ни с чем? «с носом»? с дыркой от бублика?
- Да! – радостно сказал черт. – Зато твой родной народ встретит тебя потом - с тортом, радостно! с конфетами и цветами, признательно, благодушно!
Гнев вихрем вскружился в груди Иван Иваныча. Ивану Иванычу захотелось дать черту по рогам, выкинуть его в окно, растоптать, ударить пятачком об стену… Но, вспомнив, что черт первый пришел и предложил свои услуги, Иван Иваныч аккуратно поставил рогатого на ноги, отпустил ему хвост, и даже почесал за ухом.
- Итак, - улыбнулся черт, - я даю тебе время на раздумья. Одну ночь, - воспользоваться или не воспользоваться механизмом признания…
Иван Иваныч слушал черта внимательно, и вдруг понял, что разговор подошел к чему-то существенному, важному! Великолепная мысль, подобая чудесному кораблю закружилась над Иван Иванычем. И чтобы ухватить ее, Иван Иваныч должен был отдать черту что-то реальное, материальное, - из этого мира… Иван Иваныч огляделся… и увидел на шкафу старую, пластмассовую детскую куклу. Она была покрыта слоем пыли, а в ее голове - была абсолютная пустота!..
Иван Иваныч снял куклу со шкафа и вручил ее черту.
- Держи! Это тебе! Подарок!
Черт с недоумением посмотрел на Ивана Иваныча.
Иван Иваныч торжественно сказал:
- Ты даешь время человеку на раздумья! Одну ночь, - воспользоваться или не воспользоваться механизмом признания? Да!.. Только не так, как ты себе это представляешь!.. Я расскажу об этом людям!.. Все пакости, которые ты наговорил мне, «хороший» русский черт!.. Ты, понял это, «хороший» русский черт?
- Не понял! – фыркнул черт. – Ты сам ничего не понял! дурак! Никто тебя здесь слушать не будет! Я же тебе объяснил: окружающие тебя - не прислушаются к твоим словам! Пока где-нибудь заграницей о тебе не скажут хорошо! Понял? Езжай за границу!
- Не поеду!
- Езжай! Тебе же лучше будет! Твоим людям!
- Не моим людям!
- Твоим!
- Да, пошел ты…
И черт исчез…
Так Иван Иваныч поссорился с чертом.

Борки, 1999 г.