Хождение по мукам..

Османова
Хождение по мукам...

На днях, я разговаривая с подругой по телефону,я бурно возмущалась по поводу поведения общей нашей знакомой в возникшей ситуации. Подружка моя имеет удивительное на меня действие - в какой- бы степени раздражения я не находилась, она умутряется  меня успокоить..И в тот раз  она сказала мне фразу, с которой, без ложной скромности, я согласилась и хочу начать это произведение:
- Ты прошла через такое, что многим не приснится и в кошмарном сне..И при этом сохранила те качества, которые ценятся в человеке превыше всего.. Мало кто выдержал бы и часть тех испытаний, что выпала тебе, не сломавшись, не испачкавшись. И потом, ты относишься к той категории людей, у которых всегда и всё получается.Но ты не идёшь к цели по головам. Твои желания, в сопровождении удачи, сами идут тебе навстречу. Это говорит о многом..
А ведь она, чёрт возьми, права....

       Середина девяностых.Новый Год..Я встречаю его без мужа, без работы. Первый факт можно отнести к позитиву и  с момента развода по сегодняшний день я ни на секунду не усомнилась в правильности своего решения.. Второй факт, конечно, негатив. У меня – двухлетняя дочь. Я вернулась в родительский дом. Отца уже давно нет, мама – учитель, сестрёнки – школьницы.И всем нам нужно как-то жить. Я выросла, окружённая любовью и лаской, к тому же, в большом достатке. Причём, с шестнадцати лет зарабатывала сама. Потому, что поступила на  вечернее отделение.Так получилось. Но это был плюс, чем минус. Для поступления на вечернее отделение нужна была справка о том, что я работаю. И мой дядя, ныне покойный, занимавший очень большую государственную должность, одним звонком решил эту проблему. Меня устроили в НИИ..В институте я всегда была среди первых модниц.У меня было очень много свободных денег.Настолько, что сейчас, вспоминая своё транжирство, я понимаю – на те деньги, которые я прос...потратила в годы студенчества, запросто можно было купить двухкрмнатную квартиру в неплохом районе города... 
А на четвёртом курсе я вышла замуж. Прошло столько лет, а я до сих пор не могу понять – как вообще я могла сделать такую глупость? Вернее, ответ лежит на поверхности и он до обидного прост – по глупости. И попала в семью, кардинально отличавшуюся от нашей. Каждый мой день был полон открытий. Увы, далеко не радующих меня.. Страна в это время переживала тяжёлый период – кто жил в это время, тот меня поймёт. А те, кому посчастливилось остаться в неведении – в силу хотя бы того, что они в те годы были ещё беззаботными юнцами или совсем уж зелёной малышнёй, могут составить себе примерное представление о «лихих девяностых» благодаря большому количеству снятых фильмов, написаных книг. Но, всё-равно, они не смогут до конца понять то, через что пришлось пройти нам – тем, кто пережил крах «великого и могучего». Это крушение сломало много судеб, под обломками – невидимыми – рушащегося строя, погибло немало живых людей. Погибло и в физическом, и в моральном смысле...
Семья моего мужа оказалась морально неподготовленной к тому, что творилось. Старший деверь, учившийся в то время в Воронеже, забросил учёбу и подался к браткам. Он приехал однажды зимой, весь такой крутой, в татуировках, с непонятным жаргоном и кучей денег, которые промотал буквально за пару дней. С ним приехал его товарищ – Солтан. Как гораздо позднее выяснилось,  он был в то время начинающим авторитетом. Второй раз они приехали через год. За  всё это время он – деверь – ни разу не звонил. И это меня тоже  поражало..Но этот приезд их отличался от предыдущего – они засели на месяц на даче, куда мой муж периодически носил им еду. И дураку было понятно, что они во что-то вляпались и прячутся. Уехали они так же внезапно, даже не позвонив. Свекровь моя – женщина абсолютно тупая, честное слово, это непредвзятое мнение – на мои переживания по этому поводу говорила:
- Бог ты мой! Я их родила, вырастила, столько здоровья угробила. Хватит! Взрослые уже!
Дети у моих свёкра и свекрови были совершенно невоспитанные, благодаря им же.Она считала, что в материнские обязанности входит то, что ребёнок  обут, одет, сыт. Свёкор ограничивался тем, что  наполнял холодильники и шкафы. Они были богатыми людьми – две пятикомнатные квартиры,очень богато обставленые, шикарная дача, две машины, огромное количество золотых украшений.. Свёкор работал в автотранспортном управлении и у него была ремонтная мастерская. Он был типичным представителем той категории людей, которые в советское время жили богато за счёт элементарного воровства. И это сильно сказывалось на здоровье – вечный страх стал причиной сахарного диабета..
Зато, я была поражена тем, что у них дома не было ни одной книги.. Кроме школьных учебников и тех, что младший деверь брал из библиотеки, да и то строго в рамках школьной программы!! Муж мой был странным существом. Вроде, не глупый парень, но совершенно бесхребетный.Это и стало причиной  того, что он оказался не в состоянии  заботиться не то, чтобы о семье, а даже о себе..
И самая страшная проблема этой семьи – ложь. Это было для меня дико – врали во всём, в бытовых мелочах. Это до меня не доходило. Например, купив кофточку за тридцать рублей- тогда ещё советских денег – золовка говорила отцу, что купила её за пятьдесят. У нас в семье такое даже в голову никому  не могло  придти..
И вот эта семейка Адамсов оказалась совершенно непригодной и неприспособленной к программе выживания в экстримальных условиях. Свёкор был стар, свекровь - тоже, золовка была замужем за человеком, о котором стоит написать вообще отдельно, может, когда-нибудь я так и сделаю;старший деверь – в России, в криминальной группировке; младший – в пятом классе; мой муж связался с наркоманами и стал таскать из дома всё подряд. Начиная с драгоценностей, заканчивая посудой из моего приданого. Он уносил из дома одежду – пропитку, подареную мне на день рождения моей тётей, мою шубу, которую я купила за пол-года до замужества.И многое, многое другое. Я  пыталась объяснить, поговорить, но это не помогло.. Потом я ругалась, кричала, плакала! Причиной слёз был стыд..Клянусь, что чувство стыда было самым сильным..Да, конечно, мне было очень жаль дорогие вещи, обидно за труд моих родителей, которые дали мне прекрасное приданое, но гораздо сильнее было чувство стыда и обречённости... Последней каплей стало то, что он со своими дружками сымитировал ограбление нашей квартиры. Отправив меня с дочкой на выходные к маме, он провернул это дело.. Соседка напротив позвонила мне и взяв клятву – самую дорогую для меня, конечно - здоровьем и жизнью дочки – сказала,  что видела, как ночью мой муж и трое его друзей выносили из дома чемоданы и кульки...
Я подала на развод, даже не возвращаясь в ту квартиру.. Я не подала ни на алименты, ни на квартиру..Написала заявление о том, что не претендую ни на что.. Мебель мою он покрушил – частично – топором – не хотел, чтобы я уходила. Так он это объяснял, рыдая по телефону...Многие ругали меня, говорили, что хотя бы одну комнату из них нужно было выбить.. Но я отказалась..Причина была в том, что первое моё столкновение с грязью произошло как-раз в тот период...
Когда мы с мамой подходили к зданию суда, чтобы написать заявление, во двор здания въехала роскошная иномарка – это сейчас их пруд пруди,а тогда, в середине девяностых, это было довольно редким явлением. Из машины вышел мужчина,показавшийся мне очень мерзким. Он прошёл мимо нас. Мы с мамой – совершенно неискушёные в такого рода делах – метались от одной двери к другой. Для мамы мой развод стал ударом – моральным..Она прекрасно понимала, что оставаться в этой семье нет никакого смысла, но её угнетал сам факт того, что такое произошло с её ребёнком.. Открыв очередную дверь, мы попали в кабинет, где за столом сидел тот самый мужчина, который приехал на иномарке. Он сначала посмотрел на нас раздражённо, затем, улыбнувшись, от чего стал ещё более омерзителен, пригласил пройти. Мама вкратце изложила ситуацию. Он позвонил по телефону, позвал какого-то Намика. Через пять минут в кабинет вошёл молодой парень, которому нас перепоручил Юсиф-муаллим – так звали этого мужчину.Он был адвокатом. Через пол-часа с помощью Намика, который влетал и вылетал со скоростью ветра в кабинеты – мы с мамой еле поспевали за ним –все формальности были закончены. Нам назначили день суда.. Перед уходом мы с мамой зашли к Юсиф-муаллиму. Я молчала, а мама искренне благодарила его за столь человеческое отношение к совершенно незнакомым людям
– Теперь это такая редкость.. – сокрушалась моя мама..
Красномордый, толстый, покрытый пятнами боров, позвонил к нам домой на следующий день и предложил мне придти к нему без мамы.
- Зачем?
- Дорогая, есть такие вещи, которые я могу сказать тебе только наедине. Ты – совсем ещё ребёнок. И понятия не имеешь, с какими проблемами тебе придётся сталкиваться. Ты красивая, молодая и скоро будешь разведена.Знаешь, что все будут о тебе думать? Я хочу помочь тебе. Если ты согласишься быть покладистой, то я выбью тебе квартиру, добьюсь того, что они вернут тебе твои драгоценности, он будет платить алименты..Одним словом, я выжму их как лимон.
- Я сейчас всё маме скажу!! - пригрозила я и дала отбой.. К счастью, мамы дома не было..
Когда мы пришли в назначеный день, то мама хотела зайти к нему.. Я отговорила её, сказав, что это неприлично – получается, что мы навязываемся  постороннему человеку. Для мамы, очень щепетильной в таких вопросах, это стало убедительным аргументом. Судья – глухой, старый,  очень желчный старик, Махмуд-муаллим, в очках, дужки которых были закреплены резинкой,задавал язвительные, грязные вопросы. Я была растеряна, подавлена..Я вся горела от переживаний, стыда, мне хотелось, чтобы всё это поскорее закончилось!!! Это тянулось ещё три месяца..Но, наконец, всё позади.. Юсиф-муаллим как-то, ещё в процессе развода,  звонил мне ещё раз и уговаривал "взяться за ум":
- Дурочка, ты сама не понимаешь от чего отказываешься.Я же добра тебе хочу. Ты поинтересуйся- какой я адвокат. Да люди же ищут связи, чтобы я занялся их делом..А ты?
- Если вы ещё раз позвоните мне, то я точно расскажу маме!!
Вот такой дурой я была...Мамой пугала матёрого волка... Я встоетила его потом, через много лет. В одной компании..К тому времени я уже была замужем . Я по глазам его поняла – он узнал меня!! Только уверенность в том, что мой муж не раздумывая размозжил бы голову этому говнюку, я выбрала момент, когда смогла сказать ему, не рискуя быть услышанной со стороны, слова, которые - я знаю - не дадут ему покоя до конца его паршивой жизни:
-Ну, что, Юсиф? Всё так же плетёшь свою грязную паутину, сволочь? А ведь у тебя две дочки есть..
Его пятна стали ещё белее, а красные части рожи побагровели...Может, кому-то покажется циничным, жестоким то, что я упомянула о его дочерях. Дети – это святое. Но когда об этом забывают те, кто губит чужих детей, им нужно напоминать о том, что есть необъяснимый, но неопровержимый факт – за грехи родителей расплачиваются дети..Иногда – до седьмого колена...Есть такие грехи....
После развода начались мои хождения по мукам – в поисках работы. Ведь из своего любимого НИИ я ушла по «собственному» желанию- ветер перемен принёс новое, страшное слово – «сокращение». В первую очередь под него попали те, кто не успел сориентироваться и не подмазаться к новому руководству. «Сердобольная» сотрудница отдела кадров посоветовала мне, что лучше написать заявление по собственному желанию.
- Вот смотри, станешь устраиваться куда-то,а в трудовой  - запись о том, что ты попала под сокращение. Любой подумает о том, что ты,извини, дорогуша,не такой уж и хороший работник..Иначе, постарались бы сохранить...
Много лет спустя я узнала, что как-раз в то время меня хотели перевести на работу в ВЦ при МВД – за пол-года до этого я была командирована от нашего НИИ к ним – как один из лучших операторов..Я забыла имя женщины, начальника ВЦ МВД, мне кажется, что её звали Гюля – потому, что она уже через месяц, после того, как я проработала у них, уговоривала меня перейти к ним :
- Гюленька, ты такая умница!! И я тоже закончила политех, тот же факультет, что и ты. У тебя даже лучше – два факультета объединили!! Я тебя продвигать буду! Всему научу. Звание получишь офицерское, льготы! Я пошлю запрос!
Но тогда я была замужем и мне, конечно, категорически запретили.. Когда срок моей командировки закончился, я вернулась к себе. Но Гюля-ханум периодически звонила мне, спрашивала, не передумала ли я.. И я, как-то заикнулась, что развелась и теперь никто не может запретить мне работать там, где я хочу.  Она обрадовалась и сказала, чтобы я не переживала.. И, оказывается,  прислала запрос на меня..А Наташа подсунула мне заявление, да ещё оформив его задним числом...Может, я жестока, но когда я услышала, что её дочь парализовало в расцвете сил, я не испытала ни малейшнго сожаления или сочувствия к ней.. Потому, что из-за подлости этой женщины я оказалась на долгое время практически без средств к существованию. Мама работала учительницей в школе..Отца давно уже не было. Наша семья состояла теперь из пяти человек – мама, я, две сестры и дочка. Сёстры ещё учились в техникуме..Значит, приходилось жить только на мамину зарплату..Было тяжело. Очень. Я тогда только познакомилась с Раей – она недавно купила квартиру на одной площадке с нами. У неё была одна дочка – ровесница с моей. Мы как-то сразу с ней сдружились – было много общего, но такого кардинально разного! Она тоже развелась. Адвокатом её был – Юсиф!! Благодаря ему она, будучи даже не прописана на квартире мужа, выбила из его семьи деньги, на которые смогла купить однокомнатную квартиру!! Когда я ей рассказала свою историю, Рая, прищурив один глаз, сделав затяжку, сказала:
- Ну и дура! Что у тебя, счётчик стоит, да? И до каких пор собираешься маяться вот так? Ты не обижайся, Гюлька, но..вы же плохо живёте..
- Не плохо.. Тяжело, конечно, но..с голоду не умираем, одежда – более менее----
- Вот!! Более-менее!! А ты посмотри на себя!! Нет, ну посмотри! Да мне бы...хоть бы десятую часть твоих данных..Ты – дура!Клянусь, Гюлька, своим здоровьем клянусь, через год – если примешь моё предложение – у тебя квартира в центре, под жопой машина, денег –как говна будет! Ты не будешь знать куда их девать!Сейчас, знаешь, какие мужики пошли? Ты даже не представляешь  какие  они деньги делают и как швыряют их?!
Рая рассказывала так соблазнительно, а слова её подтверждались тем, что дом у неё был полной чашей, машина – фирменная, в шифонере – три шубы, а из обуви, сумок и шмоток можно было бы магазин открыть..
- Я ведь за пол-года свою однокомнатную на эту «трёшку» поменяла – доплатила. За пол-года, понимаешь? Просто, нужно в струю попасть.. Вот мне повезло. И, учти, далеко не каждая захочет с кем-то поделиться куском пирога.Но я, во-первых, не жадная.Во-вторых – ты мне нрвишься. В-третьих – на тебя мужики косяком пойдут,ну, и мне достанется. Тебя только приодеть чуть-чуть. Ну-ка, вставай, быстро, одень воон то чёрное платье и шубу накинь...Блин...И такая красота зря пропадает. Гюля, ты – дура!
- Рая, ну, не смогу я спать с мужчиной, если не захочу его сразу - умом, сердцем и ..ну, в общем..Не моё это. Однозначно.
Признаюсь честно, я не раз была в такой ситуации, что приходила к решению – позвоню Рае  и скажу, что согласна. Давай, знакомь меня с каким-нибудь крутым, богатым. Напьюсь, отдамся, заработаю, в конце-концов много денег! Очень много!! Я мысленно представляла себя в шубе – обязательно норка, голубая или чернобурка, на худой конец – песец, но тоже голубой. Закрыв глаза, припоминала то чувство наслаждения, которое дарит мне вождение машины;смотрела на машины, выставленные в автосалонах, выбирала цвет, марку...Вертела на пальце серебряное, но такое  любимое, колечко, которое подарила мне самая любимая двоюродная сестра и представляла  как шикарно на моих красивых пальцах переливались бы бриллиантовые изделия..Но!! стоило мне только напомнить себе о том, каким образом мне достанутся все эти блага, достаточно было только мысленно представить себе рожу адвоката – а где гарантия, что ещё похуже урод не попадёт?- как меня реально передёргивало и я, обозвав себя идиоткой и приведя самый сильный аргумент : «Я что, её(ну, е ё ) на мусорке нашла, что ли? Нет!!! Она, в смысле, я ну..о н а.. одна такая, единственная и достанется – уж в этот раз я буду осмотрительнее и привередливее! -самому достойному!! » - отгоняла от себя желание позвонить и согласиться на ужин в Райкиной компании..И никакие её заверения в том, что мужчины, с которыми она имеет дело, очень милые, обходительные, что среди них есть очень даже интересные, что всегда есть шанс, что какой-то богач сразу предложит мне стать его постоянной любовницей, а ещё можно иностранца подцепить – вот удача!!- не могли перевесить чашу весов..Не скрою, что иногда, с очень большим трудом, чаша моих разумных аргументов, перевешивала чашу соблазнов...
Взбодрившись таким образом, надев тонкие сапоги, пропускавшие воду и дефекты которых уже не спасал крем для обуви, нацепив на себя куртку, я, в очередной раз, взяв у мамы деньги на метро - при этом, готова была провалиться сквозь землю,блин!! мне уже двадцать пять лет, а я у мамы деньги на дорогу прошу! – я выходила в грязь, слякоть и ветер, чтобы допереться до очередного офиса по трудоустройству, оставить «сиви» и...ждать, когда же меня вызовут. Вызывали, и не раз..Даже приглашали на собеседования..Но.. не везло мне. Вернее, везло..Только совершенно не так, как я хотела. Что-то всегда шло не так..

Стюардесса..
 
Я не скажу, что мечтала стать стюардессой с детства. Нет. Это желание пришло ко мне как-то неожиданно. Я проходила мимо авиационного управления – несла очередное «сиви» по объявлению из газеты «Биржа» и решила зайти..В здании шёл ремонт, было очень шумно, мимо меня пробегал молодой парень с кучей бумаг. Вдруг, он поскользнулся и чуть не упал. Удержаться-то он удержался, но бумаги разлетелись веером в разные сторны. Я стала ему помогать. Он, чертыхался сквозь зубы, лихородачно подбирая документы, видимо, очень важные, но от души поблагодарил меня. Я набралась смелости и сказала, что пришла по поводу работы. Парень показал мне на массивную дверь в конце коридора и умчался..Трясясь от волнения, я постучала в дверь. Тишина.. Я постучалась ещё громче. Опять никаких признаков жизни. Сделав глубокий вздох, я нажала на ручку двери и оказалась – судя по всему – в приёмной. Но и там было пусто. Напротив входной двери была ещё одна..Я подошла и постучалась..Приглушённый мужской голос ответил :
- Да?
Я, трясясь от волнения – это сейчас я совершенно спокойно могу переступить порог приёмной хоть самого президента или Папы Римского. Потому, что теперь я знаю – они такие же живые существа, с недостатками и достоинствами, печалями и радостями. Но тогда..Тогда мне было страшно.Я открыла дверь и от волнения, не разглядела ничего, кроме огромного стола, за которым сидел мужчина лет сорока. Он с удивлением посмотрел на меня.Я пролепетала, стоя в проёме двери:
- Простите..Я..по поводу работы?
Мужчина явно не понимал – что это за недоразумение перед ним.
- А от кого?
Ох, уж этот вопрос...Как часто мне приходилось потом сталкиваться с ним.. «От кого?» Шесть букв, два слова, один знак препинания..Но от этого так много зависит..Если вас действителньо кто-то направил, то по реакции на ваш ответ, можно догадаться – насколько влиятельный человек вас рекомендовал...
- Я..ни от кого..Я мимо проходила..Вернее, я несу документы в фирму, которая занимается трудоустройством..Вот, случайно.. подумала.. -вот такую ахинею несла я,дрожа от волнения..
Теперь-то я знаю, что если бы я была взрослой, некрасивой, то меня грубо послали бы.. Но меня пригласили пройти и сесть..
- Так, я что-то не очень хорошо понял. Что ты там по поводу работы говорила?
Его обращение на «ты» я списала на то, что сама я выглядела как школьница, а ему было лет под сорок. Хотя, червоточинка о его элементарной невоспитанности, меня, конечно, же не оставляла в покое за всё время «собеседования». . Я назвала год рождения, институт, который окончила, сказала, что предыдущим и единственным на тот момент местом работы был ВЦ при НИИ.
- А почему ушла оттуда?
Я честно призналась, что попала под сокращение, но – спасибо Наташе-ханум, проявила заботу –она посоветовала и я написала заявление по собственному желанию. И добавила, что кроме ВЦ при НИИ я проработала несколько месяцев оператором в ВЦ МВД и меня даже уговаривали остаться.
- Почему не осталась?
- Семья мужа была против.Но я уже развелась.
Я – жутко стеснявшаяся того, что развелась,нет, не жалела ни на секунду, просто..чувствовала себя ужасно неловко, когда приходилось говорить об этом – мгновенно залилась краской(ох, как я ненавижу себя за это качество!! До сих пор краснею, при малейших признаках смущения!)
 ...Я - почему-то – только недавно зареклась, что буду неукоснительно доверять своей интуиции.. Она у меня – не побоюсь утверждать – на уровне фантастики..Но, почему-то я не пользуюсь этим даром. Вернее, слишком поздно стала доверять ей безоговорочно.. Я почувствовала что-то, но тут же  отогнала эту мысль, не успевшую даже как-следует родиться..Я часто думаю о том, что наивность моя граничила  тогда с глупостью. Но потом оправдываю себя тем, что я выросла в атмосфере любви, доверия и ложь сама по себе противна мне в любом её проявлении..Дело в том, что чувствуя подсознательно негатив в том, с кем я общаюсь, я просто не хотела верить, что такое возможно. Увы, как бы я ни противилась, со временем поняла – всё намного хуже, гораздо сложнее, чем мне хотелось бы. Искренняя, но не простодушная, я болезненно воспринимала каждое своё разочарование...Спустя пять-шесть лет с того дня, уверяю, что из того мужика я свила бы верёвки и обвела бы его вокруг пальца, причём, очень легко и не раз.. Теперь-то я знаю – что из себя представляют такого типа мужики. Но тогда я подумала, что этот приятный мужчина, с удивительно красивыми карими глазами, в идеально сидевшем на нём костюме, проявляет ко мне такой интерес только в силу своих человеческих качеств. 
Тогда,ещё не научившаяся доверять своей интуиции, я, тем не менее, почувствовала еле заметные изменения- оттенок потери интереса к моей персоне, при упоминании родственников мужа и тут же вспыхнувший, вернее, возобновившийся интерес, после того, как я сказала о разводе. Для меня картины  событий, происходящих на тот момент, стали раскрывать свою истину гораздо позднее..Всё было очень просто – молодая, красивая, более чем скромно одетая женщина ищет работу. И, вдруг –о-па! Разведёная. Отлично.. Почему-бы не воспользоваться? Я не стану утверждать, что такие мысли возникают в ста случаях из ста. Но голову даю на отсечение, что в девяноста случаях именно так и происходит..Вы можете быть прекрасным специалистом, но ваше «сиви» так и будет пылиться среди тысяч и тысяч остальных. Те, у кого есть родные и близкие среди работодателей, могут усомниться в правоте моих слов. Но если вы меня понимаете, значит, самим пришлось столкнуться с грустным, но реальным фактом...Фактом того, какого это - искать работу, не имея друзей, знакомых, родственнико, будучи при этом молодой, красивой и разведённой...
- А-а...Нужно быть глупцом, чтобы развестись с такой женщиной..Хотя, тебе больше подходит другое определение – с такой девушкой.
- Спасибо – пробормотала я. Краска уже покрыла не только лицо, но и шею..
Поговорив ещё немного, Ровшан-муаллим,взяв мой домашний телефон – о сотовом я тогда и понятия ещё не имела - вызвал по селектору какую-то Ларису. В кабинет вошла очень красивая, элегантная женщина, лет тридцати. Увидев меня, она опешила.
       Посмотрев на её одежду, обувь и аксессуары я подумала : «Интересно, если секретарша так одевается, какие же здесь зарплаты?» Лариса смотрела на меня испепеляющим взглядом. Она даже не скрывала своего пренебрежения ко мне – ещё бы! Я – в противовес её шикарному наряду и уложеной рукой мастера причёске – была одета всего лишь в простые джинсы, вязаную кофточку, катышки с которой я периодически очищала лезвием – «Ленор» я себе позволить не могла, вернее, даже понятия не имела о существовании такового;на ногах -кроссовки со стоптанными носками. Сумка, видавшая виды, и лёгкая тоненькая курточка лежали на соседнем стуле.Волосы собраны в конский хвост обыкновенной, копеечной синей резинкой. Контраст был велик. Я смотрела на неё с восхищением ! И никак не могла понять – почему же в её взгляде столько неприкрытой злости и раздражения?
- А.. Ровшан-муаллим, простите..я на минутку выходила..И не ..
- Всё в порядке, Лариса. Проводи, пожалуйста, девушку в отдел кадров. Пусть принимают заявление..Будем оформлять в делопроизводители. Тем более, имеется опыт работы с документами и на компьютере..
У меня в ушах стоял звон!! Невероятно!! Такая удача!! Да такое же только во сне может быть!!! Лариса бледнеет на глазах. У Ровшан-муаллима непроницаемое лицо, а я готова прыгать как полоумная!!!В полном молчании, чеканя шаги, Лариса выходит из кабинета. Забыв даже попрощаться, я бегу, нет!! я  лечу за ней. Не проронив ни слова, она проходит по коридору, поднимается по лестницам, а я иду за ней, чувствуя, но не понимая, причины её раздражения. Резко открыв одну из многочисленных дверей, она  прошла к сидящей за столом полной женщине, укутаной в шаль.Я, в нерешительности, остановилась  на пороге
- Прими заявление.. у этой..
- Кто ещё такая?
Они разговаривают так, словно меня здесь нет. Мне стало очень неуютно и больно..Я, привыкшая с детства к любви и теплу, сама всегда очень доброжелательно относящаяся к людям, буквально физически ощущаю эту неприязнь..Но почему? Что я такого сделала?
- Не знаю.. Вышла в туалет, буквально на минтуку. Пришла, минут через десять-пятнадцать вызываает.. – вроде, перешла на шёпот Лариса, но акустика в помещении такая, что я отчётливо всё слышу.
- Кто? – так же шёпотом спрашивает женщина.
- Кто-кто? Сам! Захожу, а там..сидит..эта.. Наглость какая, да? Это же нужно уметь! Мозгов совсем нет..
- Слушай, может, кто-то прислал?
- Да хрен его знает..ты на её вид посмотри..
- Да...Но, красивая..На актрису похожа..
- На какую ещё актрису?
- Забыла..Вспомню – обязательно скажу..
Перейдя на нормальную речь, женщина обращается ко мне:
- Что же Вы, милая, в дверях стоите? Проходите.
- Спасибо.. Здравствуйте..
Через час я, под «ахи» и «охи» сестёр, уминая макароны, рассказываю им о приключении.
- Вот змея эта Лариса! – говорит одна из них.
- Да, Гюль, ты будь поосторожнее, когда будешь работать с документами. Вдруг, что-то украдёт или подставит?
- А делопроизводитель – это хорошая должность?
- Да. Очень! - отвечаю я.
- А зарплата какая? – задаёт мама вопрос.
Я растерянно смотрю на неё .Но потом, вспомнив, как одета была Лариса, твёрдо говорю :
- Очень хорошая. Высокая зарплата.
- Да..тебе к зиме пальто нужно.. – вздыхает мама – и сапоги тёплые.Тебе и девочкам..
- И Айтачке куртку!- продолжаю  список я..
- И мне куклу. – заявляет Айтач, которая всё это время усердно выводит какие-то каракули и, вроде, никакого интереса к разговору не проявляет.Но, как оказалось, не пропустила ничего мимо ушей.
- Не куклу, дорогая, а куртку. –хватая её на руки и кусая за пухлые щёчки, говорю я.
- Куклу хочу, а не куйтку, дойогая – со смехом, вырываясь, кричит Айтач..
Мы ещё долго сидели на кухне, пили чай и строили планы относительно будущей зарплаты..
На следующий день – это была суббота – около шести вечера раздался звонок. Подняла одна из сестр и, с таинственным видом, зажав трубку ладонью, прошептала:
- Тебя! Какой-то мужчина!
Я бросилась к телефону, потому что знала прекрасно – позвонить может только один человек – Ровшан –муаллим.Я не ошиблась.Поздоровавшись, он сказал :
- Гюля, ты не могла бы через пол-часа приехать по тому адресу, который я тебе назову? Сядешь на такси, я встречу.
Я растерялась. В горле у меня пересохло, руки похолодели.
- А..зачем?
- Я же вчера тебе объяснил, что у нас бывает работа вне рабочие часы. Естественно, дополнительно оплачиваемая. Разве тебя это не интересует?
- Вы вчера такого не говорили... Вы сказали, что иногда бывает ненормированный рабочий день...
- Ну, так я об этом и говорю..Слушай, ты мне скажи – тебе деньги нужны или нет?
Я дала отбой....Сестрёнки смотрели на меня с немым вопросом в чёрных, как ночь, глазах.
- Что случилось?- шёпотом спросили они в обе голос..
- Я вам правду потом скажу, а маме придумаю кое-что.. – также шёпотом ответила я.
- Кто звонил? - Спросила мама, входя в комнату. По выражению моего лица она поняла, что что-то случилось. – Гюля! Что? Что случилось?!
- Это..по поводу работы.. – сказала я , с трудом стараясь не разреветься. – Звонили с отдела кадров и сказали, что не получается..
- Уффф....У тебя такое лицо, как-будто, не дай Бог, что-то страшное произошло..Ну, ничего, не расстраивайся..
Через десять лет!!! Через долгих десять лет, Ровшан –муаллим и я встретились..Совершенно случайно..на похоронах нашей родственницы, где собрался весь цвет нации...Я прошла мимо него – красивая, уверенная, прекрасно одетая, в сопровождении своего мужа, навстречу которому – в знак уважения – шёл глава семейства..Что я испытала? Удовлетворение..Потому, что прочла в его глазах : «Ах, какая женщина...Мне б такую...»



Антикварный магазин..

Моя безработица затягивалась..Появившийся тогда новый вид надувательства – «Гербалайф» - я отвергла сразу, стоило только мне попасть на собеседование. Когда дебелая тётка стала вешать со сцены в ДК лапшу про миллионы, которые можно заработать на этой фигне, я ушла, даже не дослушав. И не могла понять – почему столько людей клюют на эту глупость? Я шла по центральной улице города, погода стояла чудесная – начало весны..Несмотря ни на что, ни на какие передряги, неприятности, боли, обиды, разочарования, я никогда не теряла способности радоваться красивому, получать удовольствие от тёплого дня , чирикания воробьёв, ошалевших от наступления весны, от высокого прозрачного неба, набухающих почек, красивых людей..В общем, от ЖИЗНИ...Остановившись около продавца часов на углу Торговой, я, поздоровалась.
- Здравствуйте, мадмуазель! - ответил он с лёгким поклоном..
Что-то во всей его внешности, в манере разговора было такое..непередаваемо бакинское, уже теряющееся, что-то такое мучительно и трепетно близкое, что я, невольно захотела поговорить с ним.
-Я не буду покупать ничего, можно просто посмотреть?
- Посчитаю за честь, мадмуазель.. Разве это главное? Купите Вы что-то или нет? Вот, позвольте показать Вам эти часы. Они - малахитовые.. А вот на этих – настоящая эмаль.. Примерьте, примерьте!
Я с удовольствием стала примерять одни часы за другими. Мы шутили, смеялись, говорили о чём-то, он цитировал стихи – на рускком, французском!!!Я со смехом заявила ему, что он, наверное, агент, тайный. В ответ, он подмигнул мне, глядя поверх стёкол очков, чудом державшихся на кончике его носа, и приложив палец к губам – руки у него тоже были удивительно красивые – прошептал:
- Тссс..Мадмуазель,не все так прозорливы, как Вы..Надеюсь на Ваше молчание.
Я уже смеялась от души. Я поочерёдно примеряла часы, а он рассказывал мне историю каждых из них. В этот момент я не думала ни о чём, что так мучило меня.Вокруг нас стали собираться любопытные..В основном, это были иностранцы.. Мой часовщик отлично знал и английский язык!!
- Мадмуазель, позвольте Вашу ручку. – он непередаваемо красивым жестом взял мою руку и стал что-то говорить парочке англичан. Я с грехом пополам понимала его. Пара купила эти часы. Ещё две пары часов купила невысокого роста турчанка в такой короткой и облегающей юбке, что я боялась того, что при резком движении юбка лопнет. Но, к счастью, обошлось.. Не успела она расплатиться, как ещё одни часы купил молодой парень.
- Мадмуазель, Вы – моя удача. Позвольте, сделать Вам подарок.
- Нет-нет!! Что Вы?! - я же видела какие дорогие были каждые проданые им часы. – Нет, просто обещайте, что когда-нибудь, когда я смогу купить у Вас часы, Вы мне сделаете большую скидку!
- Мадмуазель, я обещаю, что скидка будет очень-очень-очень большая.. Позвольте Вашу ручку.. – он поцеловал мою руку, едва коснувшись губами.. – Я вас никогда раньше не видел, иначе, запомнил бы..
- Да..я редко здесь бываю... – сказала я,чуть дрогнувшим голосом.. Он посмотрел мне в глаза долгим,пристальным взглядом и, держа обеими руками мою ладонь, сказал:
- Мадмуазель, уверяю Вас, наступит такой день, когда лучшие бульвары мира почтут за честь то, что Ваши лёгкие шаги коснутся их..
- Спасибо.. – у меня к горлу подступил ком..- До свидания..
- Надеюсь, до скорого.. – он вновь поцеловал мою руку и  чуть поклонился..
Я шла к метро,слёзы текли по щекам..а я не замечала их...А через неделю я устроилась в антикварный магазин как-раз напротив того угла, где сидел мой Часовщик..Тётина соседка сказала, что в магазин её знакомого нужна продавщица. Я согласилась. А мама проплакала всю ночь..Я понимала, что её это коробит..Родословное древо моей мамы состоит из очень известных фамилий..Отец мой, в силу своего характера, женившись на маме, полностью изолировал её, и, как следствие, нас, от семьи.. Лишь через много-много лет мама смогла восстановить связи...Иногда я просто задумываюсь о том, как много пришлось мне перетерпеть, как много лишений было в тот период, хотя, стоило только обратиться к любому из даже не очень влиятельных маминых родственников и жизнь моя была бы совсем иной. Но тут же говорю себе – нет, всё происходит именно так, как и должно было быть. Потому,что стоило маме только заикнуться о своём желании позвонить кому-то из родственников, я взяла с неё клятвенное обещание, что она никогда не сделает этого – если я сама не попрошу..Что это было? Не знаю, но не гордыня, нет.. Это была обида, скорее всего..На них – богатых, властных и влиятельных родственников, так легко смирившихся с самодурством человека, женившегося на одной из лучших представительниц рода и оторвавшего её от всех...Неужели ни у одного из этих людей не хватило смелости объяснить, почувствовавшему свою безнаказанность самодуру, что нельзя отрывать человека от семьи?.. И я не хотела обращаться ни к кому из них ни с единой просьбой.. И не сделала этого до сих пор. Я стала общаться сними только став равной им..Что это? Амбиции? Может быть, но они не на пустом месте..
 Через неделю после знакомства с Часовщиком, я пришла устраиваться в магазин. В трудовой книжке появилась запись- «менеджер». Мелочь, но приятно!Это были три лучших месяца!!Я каждый день летела на работу! Зарплата была маленькая, на процентах с продажи меня явно надували. Но мне нравилась эта работа!!Иностранцы – наши основные покупатели – нередко фотографировались в магазине. Часто – со мной. Так, что теперь, во многих и разных уголках света, есть мои фотографии! Потом его отремонтировали, но это было гораздо позднее, теперь – это такой весь блестящий, сверкающий..но..мне не нравится. В том, старом, магазине, «антикварность» была во всём, начиная от тяжёлых, массивных дверей.Чувствовался дух старины..Хозяин магазина – как выяснилось позднее – был любовником дочки моей тётиной соседки.Он был  был хорошим, очень добрым дядькой, собравшим вокруг себя родственников и друзей, которые нередко его обманывали и временами,когда это всплывало,наш магазин оглашался его криками.Но он был не вредным и отходчивым. И через некоторое время всё повтроялось. Когда он устраивал "разбор полётов" я выбегала к Часовщику и мы несколько минут говорили с ним,я опять выступала в роли добровольного,  живого манекена. Частенько  возникал  такой диалог:
- Мадмуазель не желает приобрести часики?
- Нет, месье. То есть, да, желает, но пока не имеет возможности!- отшучивалась я.
Ушла я оттуда из-за компаньона хозяина. Плешивого, мерзкого Чингиз-муаллима, который однажды отозвал меня в сторонку и сказал, что недалеко от магазина у него есть квартира, куда он хочет пригласить меня после работы...Я написала заявление по собственному желанию..Перед уходом я подошла к нему, сидевшему за столиком, на улице и пившему чай в компании Сеймура - хозяина магазина - и ещё нескольких мужчин. Я подошла к нему вполотную  и,оперевшись на спинку стула рукой, глядя ему в глаза,  сказала:
- Когда ты будешь умирать – мучительно и долго – вспомни меня. Потому, что из-за тебя, старый козёл, я лишаюсь куска хлеба..
В то время я уже была знакома со своим нынешним мужем. Он был тогда курсантом и отношения были только на уровне – встретил с работы - проводил домой. Но я уже тогда знала – стоит только мне заикнуться, как он размажет старого мудака на месте. И добавила:
- Если только посмеешь открыть свой поганый рот,скотина,  я скажу своему жениху и он тебя прибьёт.
Я развернулась и ушла..А через несколько лет я узнала, что Чингиз-муаллим умер от церроза..


После этого я ещё два месяца была без работы. А в июне устроилась в компанию, где работю уже десять лет...И каждый день благодарю человека, бескорыстно устроившего меня сюда.. Он умер, к сожалению. Но с его семьёй мы дружим до сих пор..и недавно я помогла его сыну устроиться на работу..Я благодарна и тому, кто принял меня – Эльхану, который тепло и душевно отнёсся ко мне  с первой минуты и, может быть, среди молитв, которые превозносили он и  его семья, была услышана и моя.. Потому, что он был женат десять лет, а детей не было..Через пару месяцев,которые я проработала, у него родился сын.....