Зарисовка

Владимир Добровольский
Май месяц. Тепло. Спешу по своим делам. Прохожу мимо небольшой детской площадки возле многоэтажного дома. Взгляд выхватывает внезапно разыгравшуюся детскую трагедию. На площадке мальчик и девочка примерно одного возраста. Похоже, только недавно научились ходить, так как не ходят, а бегают и кажется, что вот-вот упадут. Две мамы сидят неподалеку, и вяло перебрасываются словами. У мальчика в руках большой мяч. Девочка капризничает, хочет, чтобы мяч отдали ей. Мама мальчика отбирает у него мяч и отдает девочке, а ему говорит, что надо делиться. Мальчик протестует, но его мама считает, что поступила правильно. Села на скамейку и продолжила прерванный разговор, искоса умиленно поглядывая на своего ребенка. Девочка прижала мяч к себе, отвернулась от мальчика, всем своим видом показывая, что отдавать мяч не собирается. Она довольна, что у мальчика отобрали мяч и отдали ей. Мальчик взбешен. Подбежал к девочке, силой отобрал у нее мяч и отбежал в сторону. У девочки из глаз потекли слезы, она заплакала навзрыд. Родители сообща начали уговаривать мальчика отдать мяч, а он, ни в какую. Готов драться за свои права даже с мамой. Личико возмущенное, напряженное, отчаянное, но родители не замечают всей этой гаммы чувств и не понимают, что творится у него в душе. Оценив ситуацию, я кричу ему: «Мужик, что ты жадничаешь, дай девочке мяч, поделись». Внезапно лицо у мальчика просветлилось, глазки радостно заблестели, он бросил мяч в мою сторону и кинулся ко мне, чтобы попинать мяч со мной, что я с удовольствием сделал. Потом отбил мяч в сторону девочки и сказал, чтобы он игрался с ней. Но раздражение на нее у него еще не прошло. Сразу вспомнилось свое детство. Мальчики выносили на улицу игрушки, поначалу хвастались им, задавались, но потом это им надоедало, хотелось поиграть с игрушками других мальчиков, и они временно обменивались ими. Но делали это сами, без вмешательства взрослых. Это был их выбор. А тут, с раннего детства, корежат психику ребенка, даже не осознавая этого. Ребенок сам должен решать, делиться ему или не делиться, ведь это его личная вещь. Силовое давление на него не стоит оказывать, иначе будет обратная реакция. Очень важно, чтобы среда, которая его окружает, была доброжелательной, тогда лучшие его качества раскроются сами. Если подменять понятия и «белое» выдавать за «черное», то могут сломаться все его представления о правильности, заложенные в нем природой изначально, и вся последующая жизнь потечет не по тому руслу. Отношение к противоположному полу так же может исказиться, и вместо любви и нежности будет доминировать жестокость. Фундамент закладывается в раннем детстве. Если хотите, чтобы ваши дети выросли нормальными, просматривайте эти связи, просматривайте перспективу. Воспитывайте в первую очередь самих себя, вы первыми являетесь для ребенка объектом для подражания. Избавьте его от ваших недостатков, чтобы он не повторил ваших же ошибок.