Из выступления Генсека ООН по геноциду в Руанде

Анатолий Обросков
Выступление Генерального секретаря ООН
в Комиссии по правам человека по случаю
Международного дня памяти о геноциде в Руанде в 1994 году

(выдержки)

Г-н Председатель,

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Хорошо, что мы вместе соблюли эту минуту молчания.

Мы никогда не должны забывать нашу коллективную неспособность защитить по меньшей мере 800 000 беззащитных мужчин, женщин и детей, погибших в Руанде десять лет назад.

Такие преступления нельзя повернуть вспять.

Такие неудачи нельзя исправить.

Мертвых нельзя вернуть к жизни.

Так что мы можем сделать?

Во-первых, мы все должны признать нашу ответственность за то, что мы не сделали больше для предотвращения или прекращения геноцида.

Ни Секретариат Организации Объединенных Наций, ни Совет Безопасности, ни государства-члены в целом, ни международные средства массовой информации не уделяли достаточного внимания надвигающимся признакам беды. И еще в меньшей степени мы принимали своевременные меры.

Когда мы вспоминаем такие события и задаемся вопросом «почему же никто не вмешался?», мы должны адресовать этот вопрос не только Организации Объединенных Наций или даже ее государствам-членам. Претендовать на неведение не может никто. Все, кто играл хотя бы какую-то роль в мировых делах в то время, должны спросить: «Что еще мог я сделать? Как я буду реагировать в следующий раз — и что я делаю сейчас , чтобы уменьшить вероятность того, что будет следующий раз?".

Эти вопросы, пожалуй, в большей мере, чем любые другие, занимали мои мысли с тех пор, как я стал Генеральным секретарем. Если говорить о том, какое наследие я хотел бы больше всего оставить своим преемникам, — так это Организацию, и лучше обеспеченную для предотвращения геноцида, и способную принимать решительные меры для его прекращения, когда предотвращение не достигает успеха.


Поэтому в качестве единственного достойного мемориала, который Организация Объединенных Наций может воздвигнуть тем, кого ее бездеятельность в 1994 году обрекла на смерть, и в соответствии с тем, что было рекомендовано в 1999 году в ходе независимого расследования действий Организации Объединенных Наций во время геноцида в Руанде, я хочу сегодня объявить о Плане действий по предотвращению геноцида, охватывающем всю систему Организации Объединенных Наций.

Позвольте мне резюмировать этот план по пяти разделам.

Во-первых, предотвращение вооруженных конфликтов.

Геноцид практически всегда происходит во время войны. Даже самые терпимые люди, как только они начинают воевать, относят некоторых из своих собратьев к категории врагов, приостанавливая при этом действие табу, запрещающего преднамеренное убийство человека. И почти во всех случаях они соглашаются с тем, что мирных жителей можно также убивать или калечить, независимо от того, какие усилия прилагаются для ограничения так называемого «побочного ущерба».


Поэтому план будет охватывать — и расширять — рекомендации, уже вынесенные в моем докладе о предотвращении вооруженных конфликтов, которые были одобрены и Советом Безопасности, и Генеральной Ассамблеей.


Мы должны защищать права меньшинств, поскольку именно они являются наиболее частыми целями геноцида.

С помощью всех этих — да и других — средств мы должны заняться коренными причинами насилия и геноцида: ненавистью, нетерпимостью, расизмом, тиранией и дегуманизирующими публичными выступлениями, лишающими целые группы людей их достоинства и их прав.

Позднее в этом году я представлю Генеральной Ассамблее всеобъемлющий доклад.

Во-вторых, защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта .

Когда мы не можем предотвратить конфликт, одна из наших самых первостепенных задач должна состоять в защите мирных жителей. Сторонам в конфликте — не только государствам, но и негосударственным субъектам — необходимо постоянно напоминать об их ответственности согласно международному гуманитарному праву на защиту гражданского населения от насилия.

В-третьих, необходимость покончить с безнаказанностью .

У нас мало надежды на то, чтобы предотвратить геноцид или успокоить тех, кто живет под страхом его повторения, если люди, совершившие это самое гнусное из преступлений, не привлекаются к ответственности, а остаются на свободе. Поэтому крайне важно, чтобы мы создавали и сохраняли действенные судебные системы, как национальные, так и международные, с тем чтобы с течением времени люди увидели, что никто не остается безнаказанным за такие преступления.

Работая параллельно с руандийской системой правосудия, которая возбудила судебное преследование против многих лиц, совершивших акты геноцида, Международный уголовный трибунал по Руанде вынес исторические вердикты, давшие ясный сигнал тем, кто может подумывать о геноциде в других странах.

Это был первый международный суд, вынесший обвинительные заключения за это преступление; первый суд любого рода, счевший бывшего главу правительства ответственным за геноцид; первый суд, вынесший определение о том, что изнасилование использовалось как акт геноцида; и первый суд, постановивший, что журналисты , которые подстрекают население к геноциду, сами виновны в этом преступлении.


Большое спасибо!