Ау, Джамиля!

Кенга
       
 Когда живешь долго в одном месте, да еще каждый день, как на службу ходишь гулять с собакой, то не удивительно, что отмечаешь малейшее изменение на привычном маршруте: бездомную дворнягу, приютившуюся в заброшенной сараюшке, выводок утят на Клязьме, даже лупинус - цветок, сбежавший со двора хозяев в поле. Так весной, в садовом домике возле самой железной дороги, всю зиму пустовавшем, приметила молодую особу в нездешних шелках и троих детей, которые мне показались двумя девочками и мальчуганом, но этот мальчик тоже оказался девочкой.
 Изо дня в день краем глаза наблюдала их жизнь, да и не мудрено – они все время проводили во дворе. Мама стирала, чистила овощи, готовила что-то на временном очаге, а девочки играли рядом.
 Прошло лето, и только к осени разговорилась с их мамой. Они из Душанбе. Отец получил работу, вот и приехали всей семьей. Уедут, как похолодает, ведь домик не отапливается. А в Душанбе у них свой дом.
Собрала для детей книги, альбом для раскрашивания, карандаши, что-то вкусное и повесила сумку на забор. На следующий день мама с девочками поджидали меня. Старшая пошла со мной и Барри к реке. Она не боится моей собаки, а младшие не решились. Мы нарвали для ее мамы букетик последних цветов. Я держала девочку за руку (или она меня) - так приятно прикосновение к ребенку. Оставшиеся дожидались нас, сидя возле дома на бревнышке. Мама велела дочке поставить цветы в воду. Мы с собакой ушли, а девочки долго махали нам вслед. Самая маленькая - Джамиля, черноглазая кукла в крутых кудряшках, - посылала нескончаемые воздушные поцелуи. Я влюбилась.
Поняла одну трогательную деталь: они меня ждали, чтобы поблагодарить и принарядились. Вспомнила, что на девочках были, на мой взгляд, ужасающие платья – розовый панбархат в крупный цветок, да еще по всему материалу вышивка бисером. Пожалуй, несколько неучтиво, я спросила их маму: – Почему так одеты девочки – даже прикоснуться к такому платью – шершаво, неприятно? - А мама с гордостью ответила, что это дорогие платья. И показала на свое: - «Тоже дорогое».
Так и повелось - уже издалека вижу, что девочки поджидают нас, высматривают из-за забора. Старшая выбегает навстречу, ласкается, а младшие машут ручками – они побаиваются собаки.
 Приглашена к детям на чай. Подали батон, мягкий, нарезанный полностью. Я с удовольствием пила чай, ела хлеб, в то время, как Джамиля сидела босенькая на моих коленях и тоже с аппетитом жевала хлеб. Ничего к чаю у детей не было. Потом я предложила порисовать. Девочки очень обрадовались. Старшая, по приставной лестнице, залезла на чердак и оттуда принесла пакет с моими подарками. Мы сели вокруг стола, достали альбом, коробки с фломастерами и карандашами – до них еще никто не дотронулся. Наточили карандаши и начали раскрашивать картинки. Каюсь, я твердо усвоила имя только своей любимицы, а другие имена, непривычные для моего уха, вылетали из головы. Чтобы не переспрашивать, я придумала игру, когда каждому раскрашенному герою на картинке мы давали имя девочки и даже ее возраст - заодно поупражнялись и в арифметике. Таким образом, мое образование быстро пошло на лад. Итак: Зейнаб, Замира, Джамиля. И возраст соответственно: 6-4-2. Жаль, не узнаю, кто у них будет четвертым… Хотят мальчика. Это событие произойдет зимой. Да, с демографической арифметикой в Душанбе, видимо, порядок…
Семья уже собрались уезжать в Душанбе, но установилась отменная погода и они остались еще на 3 недели. Я сфотографировала детей. По этому случаю девочек переодели в джинсовые костюмчики, причесали, радостно отметив, что только вчера всем вымыли головки, что очень непросто в таких условиях. Малютке Джамиле к кудряшкам прикололи украшение с розочками. Прощались мило и нежно, все повисли на мне. Зацеловали друг друга.
Когда пришла, чтобы отдать детям фотографии, дом оказался пуст.
Подобно перелетной птичьей стае, семья появилась весной и улетела осенью с первыми холодами.
2004 сентябрь