Колонка редактора - Сергей Алёшин

Литгазета Ёж
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца»…
А. С. Пушкин



Совсем недавно мне пришлось пересматривать последнюю голливудскую версию романа «Дракула». Мне это было интересно по трём причинам: Во-первых, я интересуюсь жанром, во-вторых, несколько месяцев назад я прочитал упомянутый роман, и, в-третьих, я прекрасно помню свои детские ощущения от просмотра этого фильма, а именно – мне было страшно.
Что ж, фильм меня разочаровал. Что неудивительно.

Книга же меня удивила. Она совсем не такая простая, как её кино-интерпретации, и вообще, читать её было очень приятно и совсем не скучно.
Но рассказать я хотел совсем не о «Дракуле». Просто просмотр фильма был как бы затравкой к изложенному ниже.

Итак, являясь поклонником жанра «ужаса» в литературе, я немало времени уделил чтению таких мэтров, как С. Кинг, Г. Ф. Лавкрафт и т.п. В общем, я имею некоторое представление о том, что такое «страшный» роман (или рассказ). И буквально позавчера мне в руки попал рассказик, который несколько перевернул моё представление об этом жанре.
Скорее всего, читатели, которым больше 30 лет сразу поймут, о чём я говорю, и, тем не менее, для всех остальных я сохраню интригу. Расскажу сюжет рассказа.

Конец 19 века. Молодой маркиз по политическим делам попадает в Сербию. Весна, по реке идёт лёд, и герой вынужден остановиться в небольшой деревеньке, ожидая, когда откроется переправа. В доме, где остановился маркиз, тяжёлая обстановка. Отца семейства подозревают в вампиризме. Дальше рассказывать не буду – захотите, почитаете сами. Скажу лишь, что мне было не оторваться от книги. Очень приятный язык, комфортный темп повествования и умение автора передать атмосферу ужаса и страха сделали свое дело.
Но больше всего меня удивило, что автор сего произведения не какой-нибудь американец или англичанин, и даже не серб ( :) ), а наш родной Алексей Толстой. Рассказ называется «Семья вурдалака».
Самое интересное, что с кем бы из людей старшего поколения я не завёл разговор о книге, все, как один, читали её в школе. Причём, всем классом. А потом обсуждали.


И вот, какие мысли (пусть и банальные) посетили меня после прочтения. Современная массовая культура навязывает человеку своих героев. Книжные магазины забиты яркими обложками. НО. Вокруг меня немало людей, которые (как не удивительно) не читали Гоголя, Пушкина и т.д. Я естественно говорю не о школьной программе.
Даже если не брать весь объем классической литературы, а взять конкретный жанр, к примеру, жанр «Ужаса», то к удивлению рядового гражданина (я могу и ошибаться), среди «нашего всего» найдутся истории, способные конкурировать рассказами того же Лавкрафта. Причём не просто конкурировать. У Западных писателей и психология западная. И читатель хочет – не хочет, а попадает под её влияние. С Русскими писателями (имею в виду русскую классику, а не наших современников) все по-другому. Они пишут о тех же страхах, но рожденных на нашей земле, а не за морем. Не забуду, какое впечатление произвело на меня стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Утопленник». Вот строки, когда утопленник приходит ночью к герою домой:

«Кто там?» — «Эй, впусти, хозяин!» —
«Ну, какая там беда?
Что ты ночью бродишь, Каин?
Черт занес тебя сюда;
Где возиться мне с тобою?
Дома тесно и темно».
И ленивою рукою
Подымает он окно.

Из-за туч луна катится —
Что же? голый перед ним:
С бороды вода струится,
Взор открыт и недвижим,
Все в нем страшно онемело,
Опустились руки вниз,
И в распухнувшее тело
Раки черные впились».

И самое страшное – окончание стихотворения:

«Есть в народе слух ужасный.
Говорят, что каждый год
С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждёт;
Уж с утра погода злится,
Ночью буря настаёт.
И утопленник стучится
Под окном и у ворот».

Помню, как мне не по себе было после первого прочтения…
То же касается многих рассказов Гоголя и других.

Но, к сожалению, у современного молодого человека нет времени искать что-то на пыльной полке бабушкиной квартиры. Гораздо проще пойти в магазин и купить книжку в яркой обложке. Я не говорю о том, что не надо читать современников. Я говорю о том, что русская классика скрывает в себе бездну интересного. И притом, на любой, даже на самый современный вкус.