А напоследок я скажу...

Николай Губин
       Нет – нет, уважаемый читатель, не пугайтесь! Развлекать вас старинными романсами в собственном исполнении я не собираюсь, хотя и очень их люблю. В последний десяток лет за рояль сажусь все реже и реже, и пальцы мои все чаще бегают по электронным клавишам. Дирижерская палочка тоже теперь на заслуженном отдыхе, и ее заменила старая и добрая чернильная авторучка, которой я иногда с удовольствием пользуюсь. Так что заголовок имеет несколько иной смысл. Обычно, в заключительных строчках произведений мемуарного жанра всегда пишется коротенькое резюме. Не стану и я нарушать сложившейся традиции, и сделаю маленькое авторское заявление.
Господа военные музыканты и капельмейстеры!
Кто сказал, что наше дело умирает? Наоборот, господа, военная музыка возвращается к тому, с чего началась ее золотая эра, - к слиянию со всеми остальными музыкальными жанрами. Уже одно то, что между категориями " артист оркестра" и " музыкант военного оркестра" разница теперь чисто административная, дает большую надежду на новый облик военно-оркестровой службы уже в ближайшем будущем. И не столь важно, будут ли носить погоны дирижеры и артисты военных оркестров. Важно, что все они будут продолжать исполнять благородную, пусть и специфическую военную музыку, а значит и совершенствовать наше дело, дело военно-оркестровой службы. Уверен, нам на смену обязательно придут молодые музыканты, любящие красоту воинского церемониала, и понимающие огромное влияние военной музыки на патриотическое воспитание. Скажу больше, они уже здесь, господа капельмейстеры, рядом с нами, и нужно только обратить на них внимание.
Скоро три года, как я курирую мной же основанную интернет-страничку « Военные капельмейстеры рубежа тысячелетий». На этой страничке есть специальная тема: «На смену ветеранам», которую ведет яркий представитель молодой поросли отечественной военной музыки, тромбонист Федор Петров, студент музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова . Со своим приятелем, студентом Петербургского государственного университета экономики и финансов, Николаем Агафоновым, он уже три года собирает информацию по истории военной музыки. Начав с простого коллекционирования звукозаписей и нот, эти два молодых энтузиаста сумели создать один из самых интересных в истории оркестровой службы интернет-блогов, на котором выложено огромное количество материала, связанного с историей военной музыки во всем мире. Работа по меньшей мере тянет на кандидатскую диссертацию, и мне хочется обратить на это внимание моих коллег, преподавателей кафедры истории и теории музыки, да и просто военных капельмейстеров, работающих сегодня в войсках. Ребятам скоро в армию, и заполучить такого помошника, преданного военной музыке с младых ногтей, любому начальнику военного оркестра было бы не лишним.
Я никогда не задавался целью написать капельмейстерские мемуары или фундаментальное исследование последних десятилетий военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР. Просто на моем рабочем столе в нескольких папках скопились записи разных лет, имеющие отношение к моей профессии. Они появлялись на свет в разных местах, по разным поводам, но их всегда объединяло одно: они на протяжении многих лет являлись связующим звеном в моей творческой биографии. Может быть поэтому, переезжая из одного города в другой, я никогда не закладывал эти папки в контейнеры, но бережно перевозил с собой в чемодане, вместе с парадной формой, зная, что пройдет время, я выйду на пенсию , повешу парадный мундир со всеми регалиями в платяной шкаф, и спокойно займусь подведением итогов своей профессиональной деятельности. Наконец, такой момент наступил, и вот я сижу у компьютера, и бережно перебираю содержимое этих папок, листок за листком, тетрадь за тетрадью, как бы заново переживая все радости и затруднения долгих лет офицерской службы с золотой лирой на погонах.
       Самую старую и толстую папку украшает длинная надпись красным фломастером: «Вступительное слово к концертам духовой музыки». Туда я складывал наброски выступлений перед слушателями концертов, тексты выступлений на радио и телевидении, варианты концертных программ, репертуарные планы и другие подобные документы рабочего характера. Надо сказать, что среди них попадались довольно любопытные и интересные странички, которые я впоследствии литературно обработал и включил в эту книжку. Самая тонкая папка, почти новенькая, надписана коротко: "Дневник". В ней всего несколько вырезок из газет, три зеленых школьных тетрадки, десяток карманных блокнотов, пачка исписанных листов почтовой бумаги и общая тетрадь в дерматиновом переплете. Из этой папки появились на свет «Дневник дирижера» и вторая глава моей книжки под названием «Без погон». К папкам есть приложение в виде нескольких толстых альбомов с фотографиями разных лет. Самые лучшие и памятные я перенес на электронный носитель, и теперь с удовольствием делюсь ими с коллегами и друзьями через фотоальбомы своей капельмейстерской странички и просто по электронной почте.
А еще у меня есть творческая задумка на будущее: обязательно создать веб-сайт, посвященный столетнему юбилею знаменитого русского военного марша "Прощание славянки".  Удивительная судьба у этого вдохновенного творения тамбовского штабс-трубача Василия Агапкина. Проросший из мелодических зерен бетховенского "Эгмонта", марш за короткое время обрел абсолютную самостоятельность и сделался символом славянского патриотизма и высокого гражданского мужества.
Как знать, может быть этот интернет-сайт* и будет то самое заветное слово, которое так хочется сказать всякому уходящему художнику, накопившему за долгую жизнь богатый творческий опыт.
Так что милости просим, господа!
Вот мой электронный адрес:

diogen4747@mail.ru



Липецк
2008 г


* Задуманное удалось осуществить и сайт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ появился на свет в 2010 году.
Вот ссылка на сайт
http://www.slavyanka2012.ru/