Если бы тебя не было...

Лана Никова
       В Воскресной школе сегодня много прихожан – пришли послушать с детьми Отца Иакинфа. Его лекции всегда больше похожи на проповеди, и послушать их интересно не только детям.
Батюшка у нас по совместительству еще и директор Художественной школы при церкви, и это накладывает свой отпечаток и на темы его лекций, и на их особую образность.

       В пристройке к церкви, в которой и проходили занятия, было тепло и пахло пирогами - всегда после занятий дети и их родители пили чай и ели пироги с капустой. Когда-то здесь находился странноприимный дом, но при советской власти церковь оказалась на территории механического завода и долгие годы использовалась как склад готовых изделий №..., а в пристройке была столярная мастерская... В девяностые годы завод стал банкротом, все цеха были проданы под склады коммерсантам, а церковь и столярку от разрушения или продажи спас сначала отец Иакинф и общественность, потом и тогдашний мэр подключился...
       За три года церковь была восстановлена, а бывшая столярная мастерская превратилась в Художественную школу, в субботу и воскресенье уже десять лет дети там же изучали и Слово Божье... Какими бы атеистами не были родители, все равно старались привести сюда детей - очень уж любили все отца Иакинфа и ценили то, чему он учил детей на своих занятиях - любови, доброте, ответственности за свои поступки. Да и знание Библии никому еще не помешало в жизни...

       Новая старая церковь не давила на людей своей пышностью, старые церковные своды и стены были просто побелены, старые иконы - доски тоже не блистали золотом.Отец Иакинф всегда был одет в простую черную рясу. Так как по его инициативе вдоль стен стояли рядами тяжелые деревянные скамьи со спинками,а проповеди отца Иакинфа всегда были понятны и увекательны, старики со всего города ехали на воскресную службу именно в эту невзрачную церковь. Они говорили - зато здесь живет Бог... И тащили с собой внуков.
       Служители двух церквей, расположенных в центре города, сначала хотели через свои связи уничтожить отступника, но потом сообразили - венчания и крестины богатеньких остались им - все-таки этот народ падок на позолоту - и решили плюнуть на контуженного. Они поняли свою выгоду - пусть забирает себе нищету. А им столько офисов и магазинов, квартир и особняков надо освятить...
       Вот таким был отец Иакинф, бывший капитан российской армии, пришедший к богу после воскрешения из мертвых. Несколько лет он провел в монастыре на севере, но в память о своих погибших солдатах, мальчиках девятнадцати лет, решил вернуться в мир и в меру своих сил помогать детям не потеряться в этом сложном мире... Росли и вырастали дети, приходили новые... Росли опыт и мудрость отца Иакинфа, ширились темы, на которые он решался поговорить с прихожанами...

       Сегодня он впервые хотел поговорить с детьми о смерти.
       
       "Сегодня, дети мои, у нас серьезная тема: о жизни и смерти, о возможности выбора… Говорить буду, обращаясь к каждому лично…

       Представь себе, что ты умер и предстал перед судом божьим. Бог говорит: - Ну, давай посмотрим, что же ты в жизни сделал, что осталось после тебя на прекрасной земле, и что было бы, если бы ты этого не сделал…
       И вот перед тобой одновременно разворачиваются две картины, два фильма, в одном из которых у тебя главная роль, а во втором – мир без тебя... Давай начнем с того, что нам ближе всего, ведь мы же любим рисовать. Итак, представь:

       Ты - художник. Лежишь ты, завершивши свой земной путь, мертвый и красивый, ручки сложив, а вокруг твои картины, скульптуры, прекрасные люди, портреты которых ты нарисовал, витает то чудное настроение, которое ты уловил и запечатлел в своих работах. Ты остановил прекрасное мгновенье! Благодаря тебе их будут помнить века… Ты сделал мир ярче!
       Не было бы тебя – эти рамы висели бы пустые, эти люди ходили бы по земле и никогда не узнали бы о себе и о мире то волшебное, что увидел в них ты, увидел и показал и им, и всему миру… Серо, тускло, в общем, бр-р-р-р…
       
       Другое. Представь, ты - ученый. Ты придумал что-то новое, чудесное, что открыло для людей новые возможности, как когда-то открытие электричества,изобретение телефона, полет в космос, плавание с аквалангом под водой. А ведь только вторая сотня лет пошла с тех пор, как человек увидел свет лампочки... И ты изобрел что-то такое, от чего дух захватило и имя твое останется в веках! И вот пришло время, и ты умер.
       Картина акварелью – лежишь ты, мертвый и красивый, и радуешься , потому что все бегают, пользуются вовсю твоим изобретением, хотя, конечно, большинство о твоей роли и не догадывается, но ты-то знаешь. (Мы, конечно, говорим об изобретениях от Бога, а не о дьявольских кознях).
       И, другая картина. Ну не было тебя, и всем вокруг чего-то не хватает, а чего, никто и не знает, потому что ты этого не изобрел… Не было бы тебя – и на долгие годы никто бы о существовании этого чуда и не знал, пока потребность в нем в конце концов не заставит изобретение родиться в другой светлой головушке. Опять серо, тускло, в общем, бр-р-р-р… Но, слава Богу, ты был.

       Третье. Представь, что ты хороший электрик или сантехник. Но вот твое время пришло, и ты умер. Картина светящимися красками. Лежишь ты, красивый, а вокруг тебя тепло, светло и пахнет чистотой, все сверкает , все тихи и довольны.
       А не было бы тебя – и все бы плавало в нечистотах, вокруг была бы тьма и разруха, и паутина свисала со стен, все сидели бы в темноте и тряслись от холода… Но ты был, и не допустил всей этой пакости.

       Так можно представить два варианта любой жизни – представить себя отцом семейства, матерью, учителем, доктором, космонавтом, строителем, дорожным рабочим…Да кем угодно…Не было чего-то хорошего, а вот теперь, благодаря тому, что ты был (или была) на земле, это Хорошее есть, и останется даже тогда, когда тебя уже не будет на Земле, останется в делах, в людях, в памяти…

       А теперь представь, что человек вырос убийцей. Совершает тяжкий грех – лишает жизни другого Человека. А ведь Господь создавал Человека по образу и подобию своему, то есть убийца нарушает Божью волю, уничтожает подобие Бога на земле. И – самый тяжкий грех – терроризм. Человек берется быть Судом божьим на Земле, а действует во славу мрака и хаоса.
       Наше услужливое воображение рисует картину маслом – Праздник - дети, банты, шары, смех, музыка. Настроение, звук, запах, цвет, – все - Праздник. В центре праздника появляется Таинственный незнакомец.
И вот эта картина распадается на две части – на одной Праздник продолжается, Таинственный незнакомец оказывается приезжей подвыпившей звездой и веселье продолжается, а на второй – происходит взрыв.
       Таинственный незнакомец оказывается террористом-смертником, в голове которого произошло замыкание плохого с ужасным, и он решил принести себя и других людей в жертву своему Богу.
       А он спросил Бога – а нужна ли ему такая жертва? Хочет ли Бог, как бы Его не называли - Аллах, Иегова, - у Бога имен много, - чтобы рожденные по его воле, по его образу и подобию люди превратились в куски мяса? Каждый из людей - частичка Бога на земле, у каждого - своя задача... А теперь и сам террорист, и так внезапно вырванные из своих тел души убитых им людей стоят в растерянности над своими растерзанными телами …
       
       А Богу это надо? Он только хотел пойти отдохнуть, а тут опять такая куча нерадостных забот подвалила. С террористом-то работы немного: тело – червям, душу – в ад, в самый адский ад, - ведь он возомнил себя божьей карой; а вот что делать с теми людьми, и, в особенности, с детьми, на которых у Бога были большие планы? Конечно, ангелы лишними не бывают, но ведь и для людей на земле дел много, кто их-то делать будет? В ХХ веке земляне устроили такой приток ангелов на небеса, свободные тела же обеспечивают только китайцы, а у них и менталитет другой, и задачи перед ними Бог ставит другие… На небесах уже места не хватает, среди ангелов безработица наступила…
       И вот стоим мы, смотрим на эти две картины – Праздник и кровавый ад... И молим Бога – не допусти!!! Берет Бог и стирает алую краску вместе с террористом - нет его и никогда не было... Да... Картина маслом... Пусть она останется одна!"
       
       ...Сегодня расходились на редкость тихо. Каждый взрослый прикидывал, каким был бы мир без него, каждый ребенок мечтал, как он изменит мир в лучшую сторону.
       А Отец Иакинф стоял перед висящей на стене фотографией племянника Егорки. Смеющемуся лицу мальчика так не шла траурная лента... За что??? В бессильной ярости кулак врезался в стену...