Под луной Аслиддина Исаева

Анастасия Павленко
Самаркандского живописца и графика Аслиддина Исаева, входящего в десятку лучших мастеров изобразительного искусства Узбекистана, многие называют художником-мистиком. И это вполне соответствует истине, так как его картины, вызывающие всегда столько восторгов у отечественных и зарубежных искусствоведов и ценителей живописи, полны тайного смысла и загадок.

Когда однажды у французского певца Шарля Азнавура, гостившего в Самарканде, спросили, что он думает о древнем городе, маэстро ответил: «Все большие города на земле похожи друг на друга. Самарканд отличается от них самобытностью». То же самое можно сказать и о большом узбекском художнике Аслиддине Искандаровиче Исаеве, чье творчество насквозь пропитано воздухом Самарканда - «намоленного места», где сплелись воедино история и современность, реальность и фантазия.

Аслиддин Исаев не из тех людей, кто готов открыть свою душу первому встречному. Он вообще не из тех, кто может похвастаться обилием закадычных друзей. Конечно, это не означает, что их у него нет вовсе, но большинство из них – это собратья по цеху, понимающие его искусство. С ними проще объясняться не словами, а картинами. Ведь только рассматривая полотна живописца, можно открыть для себя его загадочную и часто ранимую душу,  реагирующую на все проявления окружающего мира. А он, по мнению Исаева, сочетает в художнике не только внешние атрибуты времени настоящего, но является уникальным приемником, улавливающим сигналы из прошлого и будущего. Наверное, поэтому настоящему творцу всегда непросто ощущать себя в среде нетворческой.

- Творения художника, – считает Аслиддин Искандарович, - это не фантазия, а самая настоящая реальность. То, что некоторые вещи и явления мы не можем увидеть сейчас, не означает, что этого не было в прошлом и не будет в будущем, что этого не может существовать в природе. Для любой творческой личности мысль материальна. И потом, то, что одному человеку с его внутренним миром кажется повседневным, другому представляется сказкой. Примеров тому тысячи. Вспомним хотя бы творчество Леонардо да Винчи, Жюля Верна, К. Циолковского, живших в своем фантастическом мире идей и слывших среди обывателей чудаками. Зато сегодня их идеи вполне осязаемы. А еще, я согласен с высказыванием, что живопись нужно слушать, а музыку видеть. Это высшее восприятие произведений искусства. Это признак подлинного искусства.

К полотнам же самого Аслиддина Исаева тоже стоит прислушаться. Праздничное гуляние народа, призывные звуки карнаев и сурнаев явно доносятся с картины «Свадьба». Боевой клич и цокот копыт скакуна слышишь, находясь рядом с «Согдийцем». Глядя же на картину «Святое место», можно услышать тихое женское пение в тиши лунной ночи. Надо сказать, что луна у Исаева - это излюбленное небесное тело, которое молча созерцает все, что происходит вокруг. Ведь, как считает художник, самаркандская луна не менее красноречивее его солнца. Иногда под луной можно увидеть то, что не заметишь ярким солнечным днем.

Интересны произведения А. Исаева и с точки зрения предвидения грядущих событий. Вот картина «Правнук», написанная в 70-х годах теперь уже прошлого века. Задумчивый старец в белоснежном одеянии, устремивший вдаль свой взгляд, будто ждет чего-то. Не таков маленький мальчик, сидящий на могучих коленях деда. Он знает, что будет впереди, потому как сам олицетворение этого будущего, а именно - молодое независимое государство.

Аслиддин Исаев родился недалеко от Самарканда в кишлаке Чоршанба. Отца он лишился рано, и двоих сыновей поднимала одна мать. Проработавшая всю жизнь бригадиром в колхозе, она была очень сильной и мудрой женщиной, которую уважали все сельчане.

Сколько Аслиддин Искандарович помнит свое детство – всегда рисовал. В кишлаке не было человека, который мог бы научить азам изобразительного искусства юного художника, поэтому Аслиддин сам "доходил" до понимания рисунка. Он много копировал иллюстрации из книг, причем так точно, что учитель по русскому языку и литературе попросил пятиклассника оформить его кабинет. И мальчик за какой-то месяц при помощи карандаша и гуаши нарисовал портреты всех русских писателей. Кстати, в школе № 34 города Самарканда до сих пор можно увидеть те портреты, выполненные 12-летним Исаевым.

После окончания школы Аслиддин поступил в республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе. Там юноша познал основы рисунка и живописи. Но, как говорит сам художник, он всегда больше смотрел, чем слушал. Поэтому знакомство с творчеством великих  мастеров кисти сначала по репродукциям, а потом в подлинниках дало ему гораздо больше, чем занятия на уроках. Хотя техникой рисунка Аслиддин в совершенстве овладел именно в училище.

- В моей жизни было несколько встреч, ставших знаковыми в определении моего художественного направления, - рассказывает А. Исаев. – В 1970 году, приехав из Душанбе в Самарканд, познакомился с выдающимся живописцем Николаем Пращенком. С его легкой руки начал работать с чистым цветом, который считаю определяющим во всех своих работах. Потом в 1979 году, побывав в Нукусском музее у Игоря Савицкого, увидел среднеазиатский авангард.

В 1973 Аслиддин Исаев впервые стал участником выставки произведений молодых художников в Самарканде, где его картины имели успех. Однако картины с намеком на мистику и внутренним протестом не могли вызвать симпатии у советских чиновников, далеких от искусства и привыкших к тому, что живописцы воспевали в своих работах социалистическое настоящее и светлое коммунистическое будущее. Так, одну из первых его значительных работ «Дынный базар», с успехом прошедшую местные выставки, никак не хотели допускать на Всесоюзную выставку художников в Москве, более того критики просто ругали картину. Однако, каково же было их удивление, когда приехавшие в Узбекистан специалисты из Третьяковской галереи, увидев картину Исаева, тут же приобрели ее для своего музея. Реакция злопыхателей последовала незамедлительно: Аслиддина, не имеющего в то время высшего художественного образования, за глаза стали называть выскочкой и недоучкой. Это не могло не возмутить молодого и вспыльчивого живописца, но в силу своего целеустремленного характера и твердой веры в свои возможности, он не поддался упадническому настроению. «Я ничего не буду говорить в ответ, а докажу своим творчеством», - решил художник и, работая днем и ночью, смог сдержать данное себе слово.

С начала 80-х годов А. Исаев успешно участвует в республиканских и международных выставках. В частности, успешно экспонировались его работы в Чехословакии, США, Индии, России, Южной Корее, Египте. Его творчество стало многогранным. Излюбленные темы: вечерний Самарканд, осень, восточные базары и мир человеческого подсознания. Вообще, каждая работа Исаева наполнена глубоким философским смыслом, лиризмом и романтичным мироощущением.

- Я не пишу цветы, - поясняет Аслиддин Искандарович, - я пишу запах цветов и всегда пытаюсь передать состояние моей души. Когда работаю над картиной, хочу, чтобы  зритель, взглянув на нее, почувствовал вечернюю прохладу, ощутил магию заката. На самом деле, редкий ценитель живописи подойдет к картине, где все ясно, как божий день. Заворожит та, которую он откроет для себя постепенно, сантиметр за сантиметром впитывая замысел художника.

Важное место в творчестве Аслиддина Исаева занимает тема материнства. Образы восточных женщин можно встретить на картинах - «В пути», «Невестка», «Рисующая девочка», «Посвящение Биби-Ханум» и др. Отношение художника к ним особое, трепетное, возвышенное.

Кстати, о семье. Аслиддин Исаев женился в 22 года. И этот момент в жизни художника тоже необычен. После окончания училища в 1970 году он поехал в Москву, решив поступать во ВГИК. Но на одной из выставок встретил свою будущую супругу Гульнару. Девушка, как оказалось, тоже приехала в Москву ради учебы, но только в музыкальном училище. Черноглазая армяночка из Тбилиси с первого взгляда покорила сердце скромного и застенчивого художника. Впрочем, вспыхнувшая любовь была обоюдной.

Романтичный Аслиддин передумал учиться в институте. Без Гульнары он не представлял своей дальнейшей жизни, а трудности, возникшие с его и ее родителями, которые, конечно же, были против брака с человеком другой веры, не испугали Исаева. Он привез-таки свою невесту в Самарканд. Гульнара ради любимого поменяла свою веру, привычки и даже характер, о чем, кстати, ни разу впоследствии не пожалела. Ведь, как и обещал художник, на протяжении 38 лет их брака она была и остается его королевой. На сегодняшний день Аслиддин Исаев счастливый муж, отец и дед, у которого мудрая дочь, два талантливых сына, пошедших по стопам папы, и семеро внуков.

Творческий диапазон художника не ограничивается станковыми работами, Аслиддин Исаев имеет большой опыт художника-монументалиста. Откровением в этой области искусства стала монументальная фреска в здании Самаркандского государственного института иностранных языков. Созданная в творческом содружестве с художником Хушбахтом Салохиддиновым, она посвящена Великому шелковому пути. Фреска состоит из шести композиций, каждая из которой посвящена определенной стране – Китаю, Индии, Средней Азии, Египту, Греции, Италии. Авторы избрали для задуманных фресок фризообразное построение, основанное на традициях стенных росписей древнего Пенджикента, Варахши и Афрасиаба. За эту работу и значительный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана Аслиддин Исаев был награжден орденом «Дустлик».

 Аслиддину Исаеву, чьи картины сегодня можно увидеть в государственных музеях и частных коллекциях Ташкента, Москвы, Нью-Йорка, Каира, Сеула и Калькутты, в этом году исполняется 60 лет. Но он по-прежнему полон сил и творческих планов. А недавно Аслиддина Исаева назначили председателем Союза самаркандских художников, а это значит, что знаменитая школа живописи, за последние годы растерявшая немного былой авторитет, ждет возрождение.