Талантливы и счастливы вместе

Анастасия Павленко
Семья художников Ли поистине уникальна. Уже сегодня ее называют «золотым» фондом нашей республики. Ведь из семи членов этой удивительной семьи пятеро посвятили свою жизнь изобразительному искусству, отдавшись творчеству полностью и без остатка. Все они являются членами Творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана и активно учувствуют в культурной жизни страны.

Однажды кто-то заметил, что встреча с большим искусством всегда приносит душе радость. К этим словам, точно выражающим суть самого творчества, можно только добавить: как и встреча с теми, кто создает это большое искусство. Именно свет и радость ощутила я, когда познакомилась с замечательной семьей ташкентских художников Ли. Через несколько минут общения с главой семейства Александром Владимировичем и его супругой Галиной Григорьевной возникло ощущение, что знаешь этих людей очень давно. Не надо подыскивать особой темы для разговора – они рождаются сами собой, причем заготовленные вопросы становятся лишними и даже нелепыми. Возникающие иногда паузы в беседе естественны, потому что в это время любуешься живописными полотнами, коими увешаны все стены квартиры. «Мы никогда не гнались за вещами, - скажет потом Александр Владимирович. – Наше богатство - картины». Однако их гостеприимный дом, который никогда не покидало вдохновение (кстати, у Галины Ли есть прекрасная картина с таким названием), не похож на музей. В отличие от последнего, здесь очень тепло, уютно и комфортно.

А родилась семья более сорока лет назад, когда Александр Ли познакомился с Галиной Сулеймановой в художественном училище им. П.П.Бенькова, где оба тогда учились. И хотя свадьба была несколько позже, они всегда знали, что созданы друг для друга. Потом их творческий союз пополнился новыми членами - на свет появились две дочери - Татьяна и Мария, которые впоследствии тоже стали художниками. Примечательно, что супруг старшей дочери, Александр Дончерович Ли, также является профессиональным художником-графиком. «Когда мы все вместе, - замечает Александр Владимирович, - наша семья напоминает мне худсовет». Естественно, его председателем является глава семейства, которым всегда приветствуется проявление индивидуальности в творчестве…

Александр Владимирович Ли приехал в Ташкент из Маргилана, где воспитывался в детском доме. Рисовать любил всегда. Его талант заметил учитель по рисованию и черчению и посоветовал продолжить учебу в столице. В училище его наставниками стали А. Гольдрей, А. Ган, Н.Шин и другие педагоги. А в Театрально-художественном институте им. А.Н. Островского, где он продолжил обучение, учителями были И.Юровский и Н.Пак. После получения высшего образования художник начинает искать свой путь в искусстве и с 1964 года участвует на выставках, где его картины имеют немалый успех у посетителей. Наиболее значимыми являются такие работы мастера, как диптих «1961 год», «Арал», «Инь-Ян», «День рождения», «Пегас», «Вечер», «Будда», «Гиланский дворик», «Мираж», «Мечта», «Малыш», «Молчание», «Поверженные», графический цикл автобиографических литографий и многие другие. Кстати, сегодня произведения А.В.Ли достойно представлены в музеях России и Узбекистана. Немало его картин находится в частных собраниях коллекционеров Кореи, Америки, Германии, Италии, Франции, Голландии. Кроме обширной творческой деятельности, Александр Владимирович известен как опытный педагог по рисунку и живописи, которые он около сорока лет преподавал в художественном вузе, а выйдя на пенсию, продолжает передавать свое мастерство дочерям.

Работы Александра Ли отличают светлая палитра и воздушность. Прекрасные женские образы предстают перед зрителем чудесным сном, в них нет тяжеловесности физического тела - то сама Душа. Знаменитый «Дворик» - это взгляд на мир зрением сердца. Кажущаяся легкость бытия на полотнах Ли – итог долгой внутренней работы художника, размышляющего над предназначением человека в этом мире, о добре и зле, о любви и ненависти, о гармонии и хаосе. Кстати, Александр Владимирович очень интересный собеседник, а его тонкие замечания по искусству и жизни вообще стоят того, чтобы их записывать и впоследствии цитировать. Вот несколько примеров.

«Художник – профессия очень сложная и глубокая. Только спустя столько времени я понял это. Развитие человеческой мысли идет огромными шагами вперед, и любой творческий человек, особенно, художник, должен максимально поспевать за всем этим, иначе будет происходить повтор. Именно это, к сожалению, мы часто наблюдаем сегодня. Думаю, что, если художник не способен успевать идти в ногу со временем, тем более его опережать, то и творить не стоит».

«В станковой живописи нужно использовать больше светлых красок, потому что висящая в галерее на большом белом пространстве стены темная картина смотрится обыкновенной дыркой».

 «Художнику в работе очень важно не уничтожить картину, сохранив в ней живость, сиюминутность. Чтобы зритель всегда чувствовал, что на ее окончание творцу не хватило чуточку времени. Когда в работе чувствуется время, то есть, заметны усилия художника - всё, произведение можно считать мертвым».
«Есть «мертвые» художники, творящие мертвые картины. Но страшнее другое. Когда они своим мертвым творчеством других вводят в заблуждение».
«На жизненные трудности не нужно смотреть тяжелым взглядом, от этого они становятся еще труднее».

«В жизни, как в айкидо, бесполезно стремиться что-то схватить, урвать, - все равно не удержишь, а вот себя при этом можно потерять».
Сам о себе художник всегда говорит, что является счастливым человеком: «У меня любимая и мудрая жена Галина, две талантливые дочери - Танечка и Машенька, зять Саша, ставший мне сыном, а также двое внуков - Гоша и Сога. Возможно, кто-то из них продолжит дело моей жизни и тоже займется творчеством».

Самый лучезарный и обаятельный член семьи - это Галина Григорьевна Ли. Она является центром притяжения жизненного уклада этой большой и дружной семьи.
- У мамы был талант к математике, - рассказывает Галина Григорьевна, - а папа с «горным» образованием – шахтер, затем геолог. Романтик. Оба они - ветераны тыла – «все для фронта, все для победы».Родили меня в Киргизии. Вырастила бабушка. Ее оптимизм, трудолюбие, юмор и наблюдательность заложили фундамент в моем воспитании. В доме все было вышито ее руками. Вышивали картины и мама, и тетя. А интерес к рисованию разбудил отец. Всю жизнь буду признательна первому учителю в изостудии Якову Львовичу Фрумгарду, давшего мне направление в профессии: «Рисуй, Гала, детей, они у тебя лучше всего получаются».
На сегодняшний день Галина Ли является ярким представителем и продолжателем лучших традиций художественного оформления детской книги. Любимым, нужным и очень ответственным делом Галина Григорьевна занимается вот уже 40 лет. Книги, а их более 80, с ее иллюстрациями можно увидеть в каждой читающей семье и во многих республиканских библиотеках. Это сказки народов мира и художественная классика, школьные учебники и энциклопедическая литература. Ее работы неоднократно награждались дипломами на международных, всесоюзных и межрегиональных конкурсах. В 2006 году творчество Галины Ли было отмечено медалью «Шухрат».

Душевность, доброта, искренность, чистота помыслов и бесконечная любовь к детям органично отражены в ее произведениях. А иначе и быть не может. Ведь она навсегда запомнила слова Буратино, сказавшего, что для детей нужно все делать лучше, чем для взрослых. Работая над иллюстрациями, она не ищет типажи где-то на стороне. Прототипами и героями сказок являются ее дети, внуки и племянники, дворовые детишки и дети друзей. Для всех ее работ характерным является высочайший профессионализм и широкий этнографический диапазон мышления. Все иллюстрации убедительно национальны и выразительны, самобытны и красочны. Если перечислить все книги, которые оформила Галина Григорьевна Ли, это займет массу времени. Это «Золотой ключик», «Калевала», сказки Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, «Горлица и лисица», «Легенды Казахстана», «Пиноккио», «Как гуси Рим спасли», «Восточные сказки» и другие.

На мой вопрос, легко ли быть иллюстратором детской книги, Галина Григорьевна ответила:
- Рисовать для детей не трудно, если любишь это занятие. А вообще, быстрота и легкость работы зависит от того, насколько прочувствован сам текст. Отталкиваешься от своих эмоций.

Долгие годы Г.Г.Ли успешно совмещала издательскую деятельность с педагогической. На протяжении 30 лет она с полной самоотдачей передавала секреты профессии художника- литографа своим студентам в Институте искусств и дизайна. Но однажды один из ее лучших учеников невзначай бросил: «А зачем нужна сегодня литография, когда есть компьютер?» Нет, это не обидело Галину Григорьевну, бесконечно любящую свое дело. Просто она вдруг ощутила всем своим существом, что пришло другое время, и в нем трудоемкому процессу литографии практически не осталось места. А вот ее талант иллюстратора, мастера рисунка по-прежнему актуален.

- Я всегда рисую людей с натуры, - говорит Г. Ли. - Когда создаю портрет, стараюсь передать внутренний мир своего героя, его взгляды, индивидуальность. Ведь все люди такие разные, непохожие друг на друга. И художник стремится подчеркнуть эту «непохожесть». Это как у поэта: «…И потому мне дороги так люди, что живут со мною на земле».
И действительно, ее портреты, созданные простым карандашом, не только передают удивительную внешнюю схожесть с изображаемым человеком. В них ей удается показать и духовную сторону личности, а также выразить свои чувства, которые всегда наполнены светом и добром.