Семья художников Ли поистине уникальна. Уже сегодня ее называют «золотым» фондом нашей республики. Ведь из семи членов этой удивительной семьи пятеро посвятили свою жизнь изобразительному искусству, отдавшись творчеству полностью и без остатка. Все они являются членами Творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана и активно учувствуют в культурной жизни страны.
Однажды кто-то заметил, что встреча с большим искусством всегда приносит душе радость. К этим словам, точно выражающим суть самого творчества, можно только добавить: как и встреча с теми, кто создает это большое искусство. Именно свет и радость ощутила я, когда познакомилась с замечательной семьей ташкентских художников Ли. Через несколько минут общения с главой семейства Александром Владимировичем и его супругой Галиной Григорьевной возникло ощущение, что знаешь этих людей очень давно. Не надо подыскивать особой темы для разговора – они рождаются сами собой, причем заготовленные вопросы становятся лишними и даже нелепыми. Возникающие иногда паузы в беседе естественны, потому что в это время любуешься живописными полотнами, коими увешаны все стены квартиры. «Мы никогда не гнались за вещами, - скажет потом Александр Владимирович. – Наше богатство - картины». Однако их гостеприимный дом, который никогда не покидало вдохновение (кстати, у Галины Ли есть прекрасная картина с таким названием), не похож на музей. В отличие от последнего, здесь очень тепло, уютно и комфортно.
А родилась семья более сорока лет назад, когда Александр Ли познакомился с Галиной Сулеймановой в художественном училище им. П.П.Бенькова, где оба тогда учились. И хотя свадьба была несколько позже, они всегда знали, что созданы друг для друга. Потом их творческий союз пополнился новыми членами - на свет появились две дочери - Татьяна и Мария, которые впоследствии тоже стали художниками. Примечательно, что супруг старшей дочери, Александр Дончерович Ли, также является профессиональным художником-графиком. «Когда мы все вместе, - замечает Александр Владимирович, - наша семья напоминает мне худсовет». Естественно, его председателем является глава семейства, которым всегда приветствуется проявление индивидуальности в творчестве…
Александр Владимирович Ли приехал в Ташкент из Маргилана, где воспитывался в детском доме. Рисовать любил всегда. Его талант заметил учитель по рисованию и черчению и посоветовал продолжить учебу в столице. В училище его наставниками стали А. Гольдрей, А. Ган, Н.Шин и другие педагоги. А в Театрально-художественном институте им. А.Н. Островского, где он продолжил обучение, учителями были И.Юровский и Н.Пак. После получения высшего образования художник начинает искать свой путь в искусстве и с 1964 года участвует на выставках, где его картины имеют немалый успех у посетителей. Наиболее значимыми являются такие работы мастера, как диптих «1961 год», «Арал», «Инь-Ян», «День рождения», «Пегас», «Вечер», «Будда», «Гиланский дворик», «Мираж», «Мечта», «Малыш», «Молчание», «Поверженные», графический цикл автобиографических литографий и многие другие. Кстати, сегодня произведения А.В.Ли достойно представлены в музеях России и Узбекистана. Немало его картин находится в частных собраниях коллекционеров Кореи, Америки, Германии, Италии, Франции, Голландии. Кроме обширной творческой деятельности, Александр Владимирович известен как опытный педагог по рисунку и живописи, которые он около сорока лет преподавал в художественном вузе, а выйдя на пенсию, продолжает передавать свое мастерство дочерям.
Работы Александра Ли отличают светлая палитра и воздушность. Прекрасные женские образы предстают перед зрителем чудесным сном, в них нет тяжеловесности физического тела - то сама Душа. Знаменитый «Дворик» - это взгляд на мир зрением сердца. Кажущаяся легкость бытия на полотнах Ли – итог долгой внутренней работы художника, размышляющего над предназначением человека в этом мире, о добре и зле, о любви и ненависти, о гармонии и хаосе. Кстати, Александр Владимирович очень интересный собеседник, а его тонкие замечания по искусству и жизни вообще стоят того, чтобы их записывать и впоследствии цитировать. Вот несколько примеров.
«Художник – профессия очень сложная и глубокая. Только спустя столько времени я понял это. Развитие человеческой мысли идет огромными шагами вперед, и любой творческий человек, особенно, художник, должен максимально поспевать за всем этим, иначе будет происходить повтор. Именно это, к сожалению, мы часто наблюдаем сегодня. Думаю, что, если художник не способен успевать идти в ногу со временем, тем более его опережать, то и творить не стоит».
«В станковой живописи нужно использовать больше светлых красок, потому что висящая в галерее на большом белом пространстве стены темная картина смотрится обыкновенной дыркой».
«Художнику в работе очень важно не уничтожить картину, сохранив в ней живость, сиюминутность. Чтобы зритель всегда чувствовал, что на ее окончание творцу не хватило чуточку времени. Когда в работе чувствуется время, то есть, заметны усилия художника - всё, произведение можно считать мертвым».
«Есть «мертвые» художники, творящие мертвые картины. Но страшнее другое. Когда они своим мертвым творчеством других вводят в заблуждение».
«На жизненные трудности не нужно смотреть тяжелым взглядом, от этого они становятся еще труднее».
«В жизни, как в айкидо, бесполезно стремиться что-то схватить, урвать, - все равно не удержишь, а вот себя при этом можно потерять».
Сам о себе художник всегда говорит, что является счастливым человеком: «У меня любимая и мудрая жена Галина, две талантливые дочери - Танечка и Машенька, зять Саша, ставший мне сыном, а также двое внуков - Гоша и Сога. Возможно, кто-то из них продолжит дело моей жизни и тоже займется творчеством».
Самый лучезарный и обаятельный член семьи - это Галина Григорьевна Ли. Она является центром притяжения жизненного уклада этой большой и дружной семьи.
- У мамы был талант к математике, - рассказывает Галина Григорьевна, - а папа с «горным» образованием – шахтер, затем геолог. Романтик. Оба они - ветераны тыла – «все для фронта, все для победы».Родили меня в Киргизии. Вырастила бабушка. Ее оптимизм, трудолюбие, юмор и наблюдательность заложили фундамент в моем воспитании. В доме все было вышито ее руками. Вышивали картины и мама, и тетя. А интерес к рисованию разбудил отец. Всю жизнь буду признательна первому учителю в изостудии Якову Львовичу Фрумгарду, давшего мне направление в профессии: «Рисуй, Гала, детей, они у тебя лучше всего получаются».
На сегодняшний день Галина Ли является ярким представителем и продолжателем лучших традиций художественного оформления детской книги. Любимым, нужным и очень ответственным делом Галина Григорьевна занимается вот уже 40 лет. Книги, а их более 80, с ее иллюстрациями можно увидеть в каждой читающей семье и во многих республиканских библиотеках. Это сказки народов мира и художественная классика, школьные учебники и энциклопедическая литература. Ее работы неоднократно награждались дипломами на международных, всесоюзных и межрегиональных конкурсах. В 2006 году творчество Галины Ли было отмечено медалью «Шухрат».
Душевность, доброта, искренность, чистота помыслов и бесконечная любовь к детям органично отражены в ее произведениях. А иначе и быть не может. Ведь она навсегда запомнила слова Буратино, сказавшего, что для детей нужно все делать лучше, чем для взрослых. Работая над иллюстрациями, она не ищет типажи где-то на стороне. Прототипами и героями сказок являются ее дети, внуки и племянники, дворовые детишки и дети друзей. Для всех ее работ характерным является высочайший профессионализм и широкий этнографический диапазон мышления. Все иллюстрации убедительно национальны и выразительны, самобытны и красочны. Если перечислить все книги, которые оформила Галина Григорьевна Ли, это займет массу времени. Это «Золотой ключик», «Калевала», сказки Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, «Горлица и лисица», «Легенды Казахстана», «Пиноккио», «Как гуси Рим спасли», «Восточные сказки» и другие.
На мой вопрос, легко ли быть иллюстратором детской книги, Галина Григорьевна ответила:
- Рисовать для детей не трудно, если любишь это занятие. А вообще, быстрота и легкость работы зависит от того, насколько прочувствован сам текст. Отталкиваешься от своих эмоций.
Долгие годы Г.Г.Ли успешно совмещала издательскую деятельность с педагогической. На протяжении 30 лет она с полной самоотдачей передавала секреты профессии художника- литографа своим студентам в Институте искусств и дизайна. Но однажды один из ее лучших учеников невзначай бросил: «А зачем нужна сегодня литография, когда есть компьютер?» Нет, это не обидело Галину Григорьевну, бесконечно любящую свое дело. Просто она вдруг ощутила всем своим существом, что пришло другое время, и в нем трудоемкому процессу литографии практически не осталось места. А вот ее талант иллюстратора, мастера рисунка по-прежнему актуален.
- Я всегда рисую людей с натуры, - говорит Г. Ли. - Когда создаю портрет, стараюсь передать внутренний мир своего героя, его взгляды, индивидуальность. Ведь все люди такие разные, непохожие друг на друга. И художник стремится подчеркнуть эту «непохожесть». Это как у поэта: «…И потому мне дороги так люди, что живут со мною на земле».
И действительно, ее портреты, созданные простым карандашом, не только передают удивительную внешнюю схожесть с изображаемым человеком. В них ей удается показать и духовную сторону личности, а также выразить свои чувства, которые всегда наполнены светом и добром.