О самопознании Елены Буровой

Анастасия Павленко
Начался театральный сезон, а это значит, что зрителей ожидают новые постановки и встречи со старыми, полюбившимися спектаклями, ну и конечно, с обожаемыми артистами. Одной из любимиц столичной публики является актриса Молодежного театра Узбекистана Елена Бурова.

Ее смело можно назвать наставником молодежи, причем не только по специальности, куда входит мастерство актера, сценические речь и пластика, вокал. Елена Петровна – настоящий учитель жизни. И хотя она постоянно повторяет, что сама является вечным учеником, багаж ее духовных знаний и опыта позволяет этой неординарной, весьма интересной женщине передавать его другим.

И встретившись с Еленой Буровой в святая святых актера – его гримерной – мы в этом убедились.

- С чего начинался ваш творческий путь?

- С самого осознания своего я, а это было еще в трехлетнем возрасте, у меня была непреодолимая тяга к театру. Мне нравилось читать перед всеми стихи, исполнять песни, играть какие-то роли в небольших детсадовских постановках. А так как я была не одна в этом желании – у меня есть сестра-близнец, то все мы делали вместе. К тому же во многом развитию привязанности к сцене способствовала мама. Несмотря на свою занятость (она, строевой офицер, майор в отставке, всю жизнь проработала педагогом в Академии милиции), мама находила время, чтобы водить нас в театры и музеи, шить костюмы к утренникам, разучивать стихи и прочее. Одним словом, помогала проявить себя творчески.

- Но многие в детстве ходят в драмкружки, участвуют в организации всяких концертов. Однако актерами становятся единицы.

- Согласна с вами: и я после окончания школы вдруг захотела стать хирургом. Хотя все у меня шло именно к искусству. С сестрой мы окончили музыкальную школу по классу баяна, играли еще на фортепиано, пели, ставили спектакли. Но если сестра твердо шла к намеченной цели – стать музыкантом, то я неожиданно почувствовала тягу к медицине. Это сейчас я понимаю, что из меня вряд ли бы получился хороший хирург, хотя способности к целительству у меня присутствуют. Например, в настоящее время помимо театральной деятельности, я занимаюсь изучением фитотерапии и точечным массажем. И знаете, у меня неплохо получается, во всяком случае, я увидела, что эта система лечения работает, и иногда она эффективнее традиционной медицины, основанной на употреблении химических лекарств. Но вернемся к тому времени, когда я уехала в Россию поступать в медицинский институт и провалилась. Приехав же в Ташкент, я стала вольной слушательницей в музыкальном училище, поступив туда на следующий год на отделение спецфортепиано. Через три года это уже был Институт культуры. Так что по специальности я преподаватель музыки и режиссер массовых праздников.

- Используете ли вы сегодня свое музыкальное образование?

- Да, иногда я даю частные уроки, но в основном мне самой очень нравится играть на фортепиано. Причем многие спектакли у нас в театре сплошь музыкальные, и мои знания о музыке очень помогают в работе.

- Кстати, каковы ваши музыкальные пристрастия?

- Конечно, классика. Но я люблю и некоторые направления в джазе и роке. Мне очень нравится группа «Queen». Я восхищаюсь талантом и мужеством Фредди Меркьюри, который несмотря на болезнь, продолжал работать. Его музыкальные находки можно часто услышать в современных композициях. А то, что он спел вместе с Монтсерат Кабалье – показатель его колоссальных вокальных возможностей. Сегодня редкий музыкант не оперного жанра способен повторить такое, только те из них, кто полностью, без остатка, посвятил себя творчеству, кто чувствует свою ответственность пред Богом, наделивший его даром. Это относится ко всем творчески одаренным людям. Лишь отдавая все свои силы выбранной стезе, можно чего-нибудь добиться.

- Актерская профессия всегда завораживает непосвященного человека. А как вы сами относитесь к искусству перевоплощения?

- Актерство действительно особая профессия, позволяющая человеку, играя кого-то, познать через другой образ самого себя. Ведь актер, в первую очередь, это психолог, и войдя в роль, он может иметь уникальную возможность увидеть себя со стороны. И когда это происходит, становишься счастливее, причем ровно настолько, насколько ты себя открыл в этот момент. Есть такая философская теория, говорящая о том, что окружающий нас мир – это есть мы, то есть отражение нашего внутреннего я. Все едино, а значит, прежде всего необходимо сначала понять самого себя. Для этого всякую теорию и приобретенные знания нужно практиковать, иначе они мертвым грузом повиснут на человеке. Кстати, внешнее проявление этого – обычная сутулость.

- Путь самопознания всегда очень сложен. Насколько вы продвинулись по этому пути?
- Если раньше я не задумывалась над глубинными духовными процессами, над тем, что все взаимосвязано, то теперь прекрасно понимаю, насколько гармоничен мир, в котором все сделано для того, чтобы человек стал совершеннее. Случались моменты, когда меня обманывали. Я страдала, плакала, обижалась, не понимая того, что все это испытания для моего духа. Теперь я благодарна судьбе, Богу, пространству, что у меня в жизни были трудности. Многие люди страшатся неудач и проблем, не осознавая, что не будь их, то невозможен путь к самосовершенствованию. Благополучие – это временная награда за то хорошее, что ты сделал в своей жизни, и потому, остановившись, есть вероятность потерять все это. «Душа обязана трудиться».

- Насколько работа помогает в этом?

- Хочу отметить, что Наби Каюмович Абдурахманов, художественный руководитель театра, в этом смысле является моим учителем. Когда я пришла в Молодежный театр, то отношения с коллективом у меня складывались весьма сложно. За 18 лет, которые я здесь работаю, было много ситуаций, в которых чувствовала себя обиженной. Мне казалось, что меня недооценивают, не воспринимают как актрису, не дают возможности реализовать себя в качестве режиссера и прочие мелочи. Хотелось все бросить и уйти. Сейчас об этом вспоминаю с улыбкой и снисхождением к самой себе, понимая, что тогда я была маленьким и глупеньким человечком, утопающим в невежестве, которое, кстати, многим людям сильно отравляет жизнь. Ведь на самом деле, все, что тебя раздражает в другом человеке – есть отрицательные стороны самого себя. И неприятно становиться тогда, когда ты видишь свои собственные недостатки, о которых лишь смутно догадываешься. В этот момент, когда не происходит приятия другой личности, стоит, в первую очередь, покопаться в себе и изжить из себя этот негатив. И потом, когда это получится, однажды, встретившись с тем человеком, ты не ощутишь злобы и недовольства. Тебе захочется улыбнуться и от души, не из вежливости, а именно от всего сердца сказать ему: «Здравствуйте!». Тем самым пожелав здоровье и себе. Найди причину в себе, измени свое отношение к окружающему пространству, и мир на глазах изменится. Нужно учиться общаться со светлым началом в человеке, пусть даже он самый несовершенный.

- Из каких спектаклей состоит ваш репертуар?

- Основной репертуар - детские спектакли-сказки, но есть несколько постановок, на которые с удовольствием приходит и взрослая публика. Это «Содом и Гоморра XXI» - своеобразное рок-шоу, которое нравится молодежи, . С восторгом воспринимают один из лучших наших спектаклей по произведению А. Навои «Язык птиц», так называемая поэзия в пластике «Притча о любви дарованной». Эта постановка вообще без всяких возрастных ограничений. Любимейший мой спектакль – это «Холстомер» по Л. Н.Толстому

- Самое сложное для актера на сцене?

- Сыграть настоящую любовь, показать всю ее силу. Это не всегда удается. Хотя и есть такое правило в актерской профессии: выходишь на сцену – личные отношения оставь за кулисами. Но порой об этом забывают. Хорошо, если на сцену выносится позитив, то есть актеры – большие друзья в жизни, взаимопонимание полное, и тогда это помогает работе. Но если актеры не понимают друг друга в жизни, и этот негатив вдруг вынесен на сцену, то актерская игра не трогает душу. Ведь публике неинтересны закулисные взаимоотношения, она пришла получить яркое впечатление от искусства. Хотя, конечно, зритель бывает разный. Так, когда наш театр был в Ростове-на-Дону со спектаклем «Холстомер». На одном из представлений в зале собралась безобразная публика, о которой говорили, заглядывая через занавес: «Там такое!!! Ужас!!!» Одним словом, молодые люди от 15 до 23 лет абсолютно развязные, не имеющие внутренней культуры. И вот начался спектакль. Мы, собравшись с духом, вышли на сцену. Из зала свистели, громко комментировали и откровенно пошлили. Однако через 15 минут вдруг наступила тишина. И когда спектакль окончился, весь зал нам аплодировал стоя. Тут мы все поняли, что такое сила высокого искусства. В тот момент все актеры ощутили реальное присутствие чего-то большого и светлого рядом с нами. Это было высшее творчество, ради которого стоит пережить все катаклизмы, проблемы и трудности.