О высоком и вечном-2 7-9

Юрий Пусов
7

Высоко было дупло. В темноте его можно было не заметить. Не долго думая, кот прыгнул на ствол и полез вверх.
Хоть лис и предупреждал, кот все же не мог себе и представить насколько огромно дупло. Время и ветер причудливо поработали в нем. В дупле было несколько этажей с коридорами и комнатами, но здесь никто никогда не жил. Почему такое роскошное жилье пустовало, наверное мог бы сказать только сам дуб, но звери не понимают древесный язык.
Валера огляделся и пошел с этажа на этаж, из комнаты в комнату, но везде было так же пусто и неприютно. Но Валеру не оставляла надежда, что вот в следующей комнате ждет его счастье. А спросили бы его сейчас, чего он ждет? Какого счастья? Он бы затруднился ответить.
И вот последняя комната на самом нижнем этаже. Что это за кучка посередине? В темноте Валера не мог различить, поэтому он взял немного от своей находки и побежал к выходу, чтобы в лунном свете рассмотреть. На ощупь счастье было мягким и пушистым.
Когда Валера вылез из дупла, оказалось, что ночь уже кончилась. Первый луч солнца, выглянувшего из-за горизонта, осветил верхушку дуба, дупло, кота и то, что кот вынес из дупла. Валера взглянул на это что-то и словно бы второе солнышко подмигнуло ему – таким рыжим был клочок меха, которым обернулось то, что кот нашел в дупле.
Секунду Валера смотрел на него, и вдруг солнце нежности расцвело у него в груди и согрело всю его кошачью сущность. Только одно такое рыжее существо знал кот, не считая, конечно, его самого.
- Алина, - шепнул Валера и звук любимого имени приласкал уши. Кот зажмурился и замурчал.
Вот значит, что имела кошечка в виду, когда рассказывала сказку. Это была сказка-подсказка. Специально для него. Не зря она тогда подмигнула.
Кот даже не заметил, как ветер подхватил клочок шерсти и понес его прочь над деревьями.
- Смотрите-ка, - раздался вдруг скрипучий голос у Валеры над головой, - в дупле появился житель. Ты, кот, наверное, крылатый. Это ж надо, как высоко забрался.
Валера недоуменно взглянул на ворона, который вырвал его из приятных раздумий. А потом взглянул вниз.
- Ой! – вырвалось у кота.
Далеко у подножия дуба пробежал лис, отсюда он смотрелся не больше бельчонка. А в темноте, подстегиваемый идеей найти счастье, Валера и не заметил, как высоко он забрался.
- Ну что, кот, расправляй свои крылья, - съехидничал ворон.
- Зря смеешься, птица, - ответил Валера. – Теперь у меня действительно есть крылья, только ты их не увидишь.
Сказав так, кот начал осторожно спускаться вниз.

8

Окрыленный своей находкой, возвращался Валера из леса. Уже почти у самого дома навстречу ему попался сияющий от радости Кактус.
- С добрым утром, - поприветствовал его Валера.
- Привет! – Кактус расплылся в широчайшей улыбке. В последний раз Валера видел его таким, когда Кактус сам вылакал два пузырька валерьянки.
- Ты чего такой счастливый? – спросил Валера.
- Сказка ложь, да в ней намёк! – ехидненько продекламировал Кактус. – Вы сказку послушали и забыли, а я подумал хорошенько и нашел своё счастье!
- Какое счастье? Погоди… ты ведь не поверил… Где ты нашел!? Когда? – в голове у Валеры всё смешалось. Если Кактус нашел счастье, то что же тогда досталось ему, Валере? Не мог он найти, они бы тогда встретились, ведь вчера вечером друг еще не был таким счастливым. Но Кактус не заметил, какое смятение вызвал в душе друга своим известием или посчитал это нормальной реакцией.
- Я вычислил, какое дерево у нас в округе самое старое и пошел к нему искать счастье, - сказал Кактус. – И нашел!
- Какое дерево?
- Старая ива у пруда. Какое же еще!
У Валеры отлегло от сердца, и он тоже широко улыбнулся.
- И что же ты нашел?
- А ты угадай.
- Не буду. Откуда мне знать, что для тебя счастье.
- Ну это же легко!
- Очередную мышку-сказочницу?
- Не мышку, а книжку! Книжку сказок я нашел! Ух, молодец Алина, знала, что я люблю больше всего на свете, и оставила в дупле сказки. Я теперь их прочитаю и буду всем рассказывать.
- Ну что ж, удачи тебе, - сказал Валера и собрался вскочить на забор, так как заметил Чайку, поджидающего его у ворот. Меньше всего хотелось Валере, чтобы Кактус узнал о его ночном походе. Ему казалось, что от этого волшебство пережитого в дупле может рассеяться.
- Эй, ты куда! – воскликнул Кактус. – Тебе разве не интересно взглянуть на книжку? Алина, наверное, нам всем оставила. А вот и Чайка. Чайка, иди сюда!
Чайка вскочил и бегом кинулся к друзьям. Кактус напыжился, собираясь эффектно преподнести свою новость, но Чайка на него едва взглянул, все его внимание было нацелено на Валеру.
- Ну как? Нашел?
Валера медлил с ответом, и это дало Кактусу возможность поинтересоваться:
- Что нашел?
- Как что? Валера сегодня ходил в лес к большому дубу искать в дупле счастье.
- Правда? – лицо Кактуса преобразилось. Вместо гордости и радости оно теперь отражало радостное удивление. – Вот как! У умных котов мысли сходятся. И что? Нашел?
Теперь две пары глаз с нетерпением смотрели на Валеру. Не ответить было нельзя.
- Нашел, - буркнул кот хмуро.
- И что это было? – Чайка от нетерпения начал перебирать лапами. – Хотя нет, начни с самого начала. Очень страшно было?
- Да ничего особенного.
- Как это ничего особенного? Не огорчай меня!
- Нас, - поправил Кактус.
- Нас, - кивнул Чайка.
Валера понял, что придется рассказывать, и не просто рассказывать, а придумывать себе приключения. Никто не поверит в то, что всё прошло довольно таки гладко и больше походило на обычную прогулку, если не считать, конечно, главного – находки. Но об этом Валера вообще не хотел говорить. Он чувствовал, что до поры до времени это только его тайна.
- Расскажи, не томи, - поторопил Кактус.
- Сам расскажи, - сказал Валера. – Ты ведь тоже ходил за счастьем.
- Вы вместе ходили? – Чайка удивленно перевел взгляд с Валеры на Кактуса.
- По-отдельности. И, похоже, каждый нашел своё, - улыбнулся Кактус.
- Расскажи! – теперь горящий нетерпением взгляд Чайки метался от одного кота к другому, и так как Кактус был больше расположен к рассказу, он и начал первый:

Как Кактус за счастьем ходил

- Должен вам сказать, уважаемые слушатели, что история моя абсолютна реальная, ни капельки не выдуманная и правдива от начала до конца. Счастье, как вы должно быть знаете, на дороге не валяется и найти его очень непросто. Кому-то для того, чтобы его достичь нужно перейти через горы, кому-то – переплыть море. Мне же для этого понадобился надежный ум, беспримерная храбрость и мой пушистый хвост.
Я не из тех отчаянных особей, которые бросаются на поиски счастья очертя голову, забыв обо всем, как повезёт, или как кривая вывезет. Мне для того, чтобы приступить к делу, необходимо сперва всё взвесить, оценить и разложить по полочкам. Что я и сделал. Признаюсь, я с самого начала поверил Алининой сказке и загорелся идеей найти счастье. Я специально сделал вид, что меня это не интересует, но мой мозг сразу же приступил к просчетам. И вскоре я узнаю, что самое старое дерево в нашей округе – это старая ива на пруду.

- Нет, это дуб-прародитель, - возразил Чайка.
- Ты ошибаешься, мой пушистый друг. В нашей округе самая старая – ива. Дуб – самый старый в лесу.
- Но ведь Алина говорила о самом старом дереве в мире.
- Знаете, всё относительно. Кто-то мыслит в космических масштабах, а для кота, никогда не покидавшего родного села, это самое село и есть весь мир. Исходя из этих расчетов, я отправился к иве.
- Но ведь и в дубе Валера нашел счастье. Правда, Валера?
- Объясняю. Логично будет предположить, что наш мир устроен так, чтобы счастья хватало на всех. И к тому же у каждого счастье своё. Кому-то, чтобы быть счастливым нужна власть и слава, а кто-то, возможно, ограничится миской молока на завтрак и тремя мышками на ужин. Не могут же такие разные счастья лежать в одном и том же дупле. Но я продолжу:

- Чтобы уменьшить риск быть увиденным, я решил пойти ночью.
Приключения начались сразу же за калиткой. Только я вышел, вдруг прямо передо мной – змея. Я по телевизору видел – коброй называется. Ядовитая очень. Один ее укус – смертелен. И вот встает она передо мной на хвост, раскрывает свой капюшон и шипит:
«Куда это ты собрался? Или не знаешь, что больше всего на свете я люблю кушать котов!»
Я не из пугливых, но тут признаться и у меня лапы задрожали. Кому хочется быть съеденным змеей в расцвете лет, да еще как раз перед обретением счастья. Но я не растерялся.
«Извините, - говорю, - змея, спешу. В любой другой день я бы с вами подольше поболтал, но сегодня, к сожалению, никак. Дела».
Вы бы видели, как она расстроилась, у нее аж капюшон свернулся.
«Ой, как жалко», - сказал она, - я уже прямо кошачий вкус на языке чувствовала».
«Ну что ж, счастливо оставаться», - сказал я и уже собрался уходить, как вдруг эта вероломная змеюка со словами: «Ничего, подождут твои дела», как кинется на меня!
Спасла меня только моя феноменальная реакция и то, что змеи, когда кидаются на кошек, глаза закрывают, знают, что у нас когти острые, вот и перестраховываются.
Я через змею перескочил и побежал к иве.

- А знаешь, я видел твою змею. Вот сейчас шел к Валере и наткнулся в траве. Зеленая такая, блестящая. Раньше я бы мимо прошел, но знаешь, моя сеструха котят ждет, не должно быть в округе никаких змей. Я – прыг на змею – когти вонзил, она зашипела, и кровь из нее во все стороны брызнула. А я ее когтями, когтями. Под конец из нее такой фонтан брызнул, что я думаю, она сдохла.
- Что же ты не убедился в этом?
- Да дядя Толик, человек, прибежал, ругаться начал. Наверное, любит змей. Мне пришлось отступить.
- А это случайно не шланг для поливки был? – прищурился Валера.
 - Да нет же, змея! Огромная! Валерьянкой клянусь!
- Или ты нам не веришь? – в ответ прищурился Кактус.
- Верю, конечно, - не стал спорить Валера.
- Рассказывай дальше, - попросил Кактуса Чайка.

- И вот на пути моём мостик. Не думал я, что перейти через него будет так непросто. Еще издали я заподозрил неладное, а когда подошел, у меня прямо все мои волосы дыбом встали. Представляете, мост шевелится.
Это раки выползли из реки, забрались на мост и поджидают припозднившихся путников. И все большие такие, клешни выставили, глаза вытаращили и замерли, словно полк взведенных мышеловок.
«Что делать?» – думаю. Проще уж вплавь, чем через мост с раками. Я даже подошел к берегу и воду лапой потрогал. Лягушки из камышей тут же стали громко смеяться и советы давать, как ловчее утопиться.
«Нет, - думаю, не геройское это дело – плавать. Уж лучше с раками воевать».
Выхожу опять к мосту и вдруг, видно таки суждено мне было счастье добыть, едет Арсений Петрович на своей телеге. А как известно, раки телеги боятся, как волк охотника. Увидел меня Арсений Петрович и кискает: «Залазь, - зовет, - подвезу».
Я так обрадовался оказии, что тут же запрыгнул и от восторга даже потерся о плечо человеческое. На той стороне моста я его покинул и продолжил свой героический путь.
Как вы знаете, на той стороне реки у Евгения Ивановича пасека. Пчелы там обычно смирные, потом, думаю, ночью спят. Решил я путь сократить, пройти напрямик. Чего вы еще наверное не знаете, так это то, что сегодня ночью на пасеке побывал медведь. И надо же было, чтобы наши дороги пересеклись. Нет, медведь меня не тронул, он очень занят был. А вот пчелы, как меня увидели, так сразу и говорят: «Ага! Ты тоже мохнатый, значит, вы заодно!» За медведя меня приняли и полетели кусать. А пчелы ведь и до смерти могут закусать. Им только волю дай. И вот представьте себя на моем месте. Я растерялся и прямо остолбенел от неожиданности и несправедливости, ведь и мёд-то не ем совсем. И вот стою я и вижу, как половина роя отделяется от медведя и летит ко мне – огромная черная жужжащая туча. И если со змеей я еще мог бы сразиться, как это сделал сегодня Чайка, то с пчелами и драться бесполезно.
Полметра оставалось от меня до смертоносной тучи, когда я нашел в себе силы и побежал. Пчелы очень быстро летают, они ведь мед во рту носят и им нужно успеть его от цветка до улья донести, пока он не растворился под действием слюны. И вот я бегу и чувствую, что меня догоняют, еще и дорога как назло в гору пошла, а бежать в гору сложнее, чем лететь. Ну, думаю, конец мой пришел, сейчас пчелы меня настигнут и – всё.
Избежать наглой смерти мне помогло чудо, или законы природы, называйте, как знаете. Мне на лапу сыграло сразу несколько факторов. Во-первых, ветер подул и стал пчел сносить, во-вторых, после горки дорога пошла вниз, в-третьих, пчелы в темноте плохо видят, и я сумел затеряться в густых зарослях лопуха, который своим запахом вскружил пчелам головы, и это послужило четвертым и, пожалуй, самый действенным фактором спасшего меня чуда. Отстали пчелы.
Глядь, а я-то уже совсем близко. Вот она ива – лапой подать.
Весь под действием радостного предчувствия, подбегаю я к ней, сую голову в дупло, и вдруг оттуда вылетает ужасный призрак филина и вопрошает:
- Зачем приперся ты сюда? Чего ты ищешь здесь?
С призраками не шутят.
- За счастьем я пришел, - отвечаю смело, а сам думаю: а ну как он сейчас не даст мне счастье забрать или вопросы всякие каверзные задавать начнет. Но филин только ухнул и говорит:
- Бери своё счастье и проваливай. Ходят тут всякие, покоя не дают.
Залез я в дупло, а там книга лежит, полная сказок. Забрал я своё счастье и домой принес. Теперь я счастливый. Хотите на книжку посмотреть?

- Хотим, конечно! – воскликнул Чайка, - Еще спрашиваешь! Но давай сначала Валеру послушаем.
И оба кота посмотрели на Валеру, Чайка с нетерпением, Кактус с улыбочкой.

9

«Сейчас расскажу всё, как было, - подумал Валера. – Ну и пусть им будет скучно, зато быстрее отстанут от меня».
- Иду я, а навстречу мне ёж, - начал кот.
- Один? – уточнил Чайка.
- Ну… - Валера взглянул в глаза друга, полные жажды небывалых приключений и решился.
- Нет, на самом деле их было много, но они сцепились вместе и образовали огромный колючий шар, такого гигантского ежа, накалывающего на колючки всё на своем пути. Так вот этот шар покатился в мою сторону. Я еле успел отпрыгнуть в сторону. А ёж повернул и погнался за мной. Я через кусты, и ёж по кустам, сминая их в щепки. И катится всё быстрее. Гляжу я, не успеваю, вот-вот этот жуткий шар наколет меня на свои иголки. И вдруг – широкий ручей. Я ка-ак прыгну – и перелетел на другую сторону. Ежи ведь, они очень воды боятся. Вкатился шар в ручей и тут же распался на отдельных ёжиков.
Только я дух перевел, а тут - волки.
- Ты сбежал? – усмехнулся Кактус.
- Нет, я спел над их поверженными телами победную песню. Непросто было их победить. Огромные, матерые. Они даже заранее поделили, кто что будет у меня есть.
- И как же ты с ними справился?
- Они кинулись на меня со всех сторон. А я сделал вид, что испуган, сжался, а в последний момент резко прыгнул вверх. Волки с разбегу сшиблись лбами, и тут сверху я добавил.
Подхожу я к дубу, и вдруг меня окружают лисы. Говорят: «Не обманешь нас, заяц. Уши ты спрятал, а всё равно вкусно выглядишь». - «Не на того напали, - говорю я им. – Меня полк ежей не остановил, отряд волков не остановил, и вы не остановите!»

- И что, ты их всех побил? – восхищенно выдохнул Чайка.

- Нет, у самой цели я не захотел тратить на них время. Я залез на дуб. Нашел дупло. Залез в него, а там призрак…

- Старого филина? – усмехнулся Кактус.

- Ну зачем же? Там призрак старой летучей мыши. Витает и говорит: «Выбирай, что хочешь». Смотрю, а в дупле том всё есть. Колбаса, сметана, молочко, котлетки, сосиски, рыбка. Подушечки пуховые. Флакончики валерьянки выстроились вдоль стены от пола до потолка. Но я сказал: «Нет, не за этим я пришел. Дайте мне счастье!». И в тот же миг вся еда исчезла, а посреди дупла в светящейся мисочке появилось счастье.
- Что? Что это было?
- А вот не скажу. Об этом нельзя говорить.
- Но мы твои друзья, нам-то ты можешь рассказать, - мяукнул Чайка.
- Я вот даже показать могу свое счастье, - заметил Кактус.
- Ну… то было не само счастье, а дорога к нему. Ключ, так сказать.
- Ключ? – переспросил Чайка. – А ты знаешь, где замок, который он открывает?
- Догадываюсь, - ответил Валера.
- А когда ты пойдешь его открывать?
- Пойду, - уклонился от ответа Валера.
- Я бы на твоем месте не смог бы вот так сидеть и слушать чужую историю, когда есть ключ от счастья.
- А ты почему не пришел вечером? Мы ведь договорились идти вместе?
- А я… у меня… ну, короче… у меня уважительная причина, я схожу еще, - пролепетал Чайка и почему-то посмотрел на Кактуса.
Кактус улыбнулся ему и сказал:
- Раз Валере нечего показать, идемте на моё смотреть. Я только картинки посмотрел, не читал еще. Я был первооткрывателем книги. А мы с вами вместе будем первочитателями.

Целый день коты читали сказки из новой Кактусовой книги. Разошлись только в середине ночи. А утром Валера исчез из деревни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...