Прощальное интервью Консула РФ в Хьюстоне

Ольга Виттингтон
Уважаемые авторы и неизвестные читатели Прозы!
В печати было опубликовано только моё интервью с Консулом. Я добавила немного личных впечатлений от знакомства с Николаем Всеволодовичем. Я не стала его приятельницей, никогда не была в числе гостей, приглашаемых русским консульством.
Думаю, Вы почувствуете моё глубокое уважение к этому человеку.
Постараюсь в выходные написать статью о моём видении прошедших выборов.
Итак,

Прощальное интервью Консула.
       
       

Николай Всеволодович Софинский - Генеральный Консул РФ в Хьюстоне, Чрезвычайный и Полномочный посланник 2 класса, кандидат исторических наук покидает Хьюстон в связи с окончанием срока его полномочий. В российской дипломатии существует традиция - после каждой длительной загранкомандировки дипломатические представители возвращаются в Москву и работают 2-3 года в центральном аппарате МИДа. Так реализуется идея кадровой ротации и актуализируется сопричастность с Родиной. Иначе появляется инертность, некий "энергетический застой", да и просто забываются родные Пенаты, что, согласитесь, мало вяжется с требованием адектватного представления своей собственной страны после получения нового загранназначения.

 Российское консульство в Хьюстоне было организовано в 2003 году и Николай Всеволодович прибыл в Хьюстон 7 ноября 2003 года.
Мы, бывшие и нынешние граждане РФ, порой не осознаём, насколько важна и необходими нам поддержка России на чужбине, которая осуществляется через российские дипломатические представительства в других странах - консульства и посольства. Рутинная работа любого консульства: оформление виз, паспортов и я впервые побывала в русском консульстве в Хьюстоне в связи с окончанием срока действия моего международного российского паспорта. Была удивлена отсутствием волокиты, доброжелательным отношением ко мне, терпеливыми объяснениями при заполнении бумаг и сообщением о готовности моего нового паспорта через 3 месяца.
Поскольку для меня, даже на чужбине, интересы России, её судьба имеют немаловажное значение, я была возмущена в 2005, 2006 году развёртыванием компании в некоторых мировых средствах массовой информации против России, её президента Путина - во многом клеветнической компании, применения двойных стандартов по отношению к моей Родине. Я написала статью на английском языке “I didn’t vote for Putin, but ...” и отослала её во многие газеты США и Великобритании. Ни от одной из газет я не получила даже простого ответа, что Ваша статья не соответствует нашим воззрениям или любого политкорректного ответа, так свойственного американскому менталитету. Решилась на последний шаг - кто защищает интересы русских граждан и России в США?- и направила статью Генеральному Консулу РФ в Хьюстоне Софинскому Николаю Всеволодовичу. К моему удивлению мне была организована встреча с Николаем Всеволодовичем, во время которой Николай Всеволодович ответил на многие мои вопросы, интересовался моим мнением по разным аспектам общественно- политической жизни в Техасе, так как я активно участвую в работе Республиканской партии. Ему понравилась моя статья. Он мне посоветовал написать её на русском языке и опубликовать в одной из русских газет. Так началась моя журналистская карьера в русскоязычных газетах Америки. Его внимание к собеседнику, доброжелательность, настоящий интерес, профессиональные знания оставили неизгладимый след в моей душе. После этой встречи я была уверена, что у меня в Хьюстоне есть русский человек - Генеральный Консул РФ, который всегда поможет мне в критической ситуации.
В начале мая я случайно узнала, что Николай Всеволодович Софинский покидает пост Генерального Консула РФ и 16 мая уезжает в Москву.
Несмотря на свою занятость, за несколько дней до отъезда Николай Всеволодович согласился на интервью газете “Русская Америка”

 - Как Вы считаете, почему было открыто Генеральное Консульство РФ в Хьюстоне в 2003 году? Я знаю, что существовали консульства в Вашингтоне, Сиэтле, Сан-Франциско, Нью-Йорке и вдруг в Хьюстоне?

- Идея открытия новой российской консульской точки в США зародилась еще в советские времена, имела самые различные формы преломления и, скажу откровенно, что вовсе не Хьюстон фигурировал в числе первоочередных приоритетов. К Хьюстону внимание сместилось к где-то к середине 90-х годов. И тому способствовало несколько факторов: быстро растущая русскоязычная диаспора, становление Хьюстона в качестве мощного экономического конгломерата с весьма притягательной для нас структурой торговых и инвестиционных возможностей и, конечно же, энергетическая составляющая. По сути, Хьюстон стал для нас региональным центром работы в США с юго-восточного направления, а иногда и за его пределами.



- Что для Вас было самым сложным в организации консульской работы в Хьюстоне? Организационные вопросы, налаживание контактов с американской администрацией или с русскоязычными американцами?

- Да всего хватало. Первопроходческие функции всегда трудные. Надо ведь не просто формально открыть учреждение, а сделать его эффективно действующим рабочим механизмом. Нужным и полезным людям и обеим странам. Чтобы оно реально укоренилось в местной социально-экономической и политической жизни, было воспринято психологически, органично вросло в ткань здешних взаимоотношений по всем линиям.

Эта работа не разовая. Она постоянна. Ее хватит всем нашим преемникам на все времена. И если нам что-то удалось в этой области, так это во многом благодаря именно поддержке и взаимодействию с американской администрацией и нашими соотечественниками.


- При нашей встрече в 2006 году, Вы сказали, что, к сожалению, в русское
консульство обращаются граждане РФ, находящиеся в США, лишь в экстремальной ситуации. Расскажите, пожалуйста, что Вам наиболее запомнилось или, другими словами, как Вы смогли помочь русским гражданам или русским компаниям в США, попавшим
в беду?

- Да, к нам обращаются за решением проблем. И «к сожалению» в этом смысле относится не к тому, что обращаются, а к тому, что «экстремальность» является по определению рутинной нормой нашей профессиональной жизни. Многое приходится решать «с колес», в цейтноте, иногда интуитивно. Не хватает элементарной заблаговренности, возможности оглядеться, выйти на параметры многовариантных действий. Но все это сентенции, так как работа в режиме «скорой помощи» - специфика любого консульского учреждения.

А среди наиболее ярких моментов – например, работа по последствиям ураганов «Катрина» и «Рита» в 2005 г., судебные иски в отношении наших энергетических компаний ЮКОС, ГАЗПРОМ в те же 2005-2006 гг., ведущееся в настоящее время дело против ЛУКОЙЛ. Вспоминаются некоторые проблемные эпизоды с судозаходами в местные порты. И, конечно, отдельная страница - критические ситуации с нашими гражданами. Об одних только российских «горе-невестах» можно писать целые книги. В общем через нас прошло немало драматических сюжетов и людских судеб. Мы старались всегда помогать и, надеюсь, что оставили о себе добрую память.



- Удалось ли консульству РФ, возглавляемому Вами развить экономические отношения между южными штатами США, в частности, Техасом и Россией, увеличить товарооборот между нашими странами?

- Техас был и остается одним из ключевых российских партнеров в США. С учетом энергетического профиля штата, думаю, что его роль в дальнейшем будет только возрастать. В целом же через курируемый нами регион проходит треть торговоборота между нашими двумя странами. Это примерно 9 млрд. долл. За время пребывания здесь Генконсульства объемы торговли региона с Россией возросли более чем вдвое. Только из Хьюстона в нашей стране сегодня представлено свыше 40 крупнейших компаний. Более 300 вовлечены в различные, связанные с Россией, коммерческие проекты. Конечно, все это результат усилий самого широкого набора государственных и коммерческих учреждений с обеих сторон. Надеемся, что есть в этом и доля нашего труда.



- За 6 лет моей жизни в США, я убедилась, что многие средние американцы мало знают о России, нашей культуре, истории, людях. Как Вы считаете, что удалось сделать консульству для расширения культурных контактов между нашими странами, изменения стереотипов холодной войны?

- Основная миссия любого дипломатического учреждения за рубежом, преломляемая в конкретных закрепленных за ним функциях, - представление своей собственной страны. Это достигается через презентации, выставки, конференции, всякого рода масштабные официализированные проекты. Таких деяний было не мало – Год России в Хьюстоне в 2005 г., 200-летие российско-американских дипломатических отношений, под знаком которого прошел весь 2007 г., планируемый на 2009 г. посвященный Москве Международный фестиваль в Хьюстоне, обмен официальными делегациями различного регионального уровня и многое другое. Во время проведения и подготовки такого рода событий проводятся многочисленные культурные мероприятия, которые как раз и призваны расширить культурные контакты, изменить стереотипы, сформировать правильные представления друг о друге. Например, только в ходе упомянутого мною Года России в Хьюстоне под эгидой или при непосредственном участии Генконсульства было проведено около 30 подобных мероприятий. Все они были с интересом восприняты местной общественностью и получили, как нам кажется, должный отклик.

Но такими крупными событиями не исчерпывается наша «образовательная» работа. Не менее значима и повседневная, рутинная практика общения с простыми американцами, установление дружеских контактов и, наконец, просто честное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Мы вполне отдавали себе отчет, что мы здесь первые. А первое впечатление всегда долговременное. И старались работать в соответствии с вытекающими отсюда требованиями.



- Николай Всеволодович, личный вопрос. Я знаю, что Вы изучали
американскую политику, отношения, долго работали в МИДе, но Вы впервые относительно долго жили в Техасе, что Вас поразило или удивило в нашем штате в человеческих, личностных отношениях? В душе южан?

- Вне всяких сомнений, Техас – это особая страна. Я совершенно по-другому, по-новому узнавал Америку. Здесь действительно другой климат и не только в природных условиях, но и в человеческих отношениях. Кстати, несколько иной смысл для меня приобрел и сам термин «южане». Помимо привычного взрывного, огненного и обжигающего, он, оказывается, может нести в себе что-то очень мягкое, доброе и умиротворяющее. С таким впечатлением я и покидаю эту гостеприимную землю.



- Что Вы думаете о развитии отношений США и России, ведь в этом году обе
страны будут иметь новых президентов? В России уже выбран, а в США - выборы в ноябре. Скажутся ли личности президентов на отношениях наших двух великих стран?

- Несомненно, скажутся. Во всей истории наших отношений личности президентов всегда играли особую роль. Они и установлены-то были 200 лет назад во многом благодаря личной симпатии президента Т.Джефферсона к императору Александру I. А вспомните Войну за независимость в США или Крымскую войну в России – опять во главе угла взаимоотношения наших руководителей. Наконец, ХХ век – Вторая мировая война, «холодная война», последующие периоды разрядки, конструктивных отношений, этап президентов В.Путина и Дж.Буша – их невозможно представить вне контекста личных взаимоотношений лидеров. Это всегда особая окраска, особый характер, особое звучание. Уверен, что так будет и впредь.

Другое дело, что есть объективная логика отношений таких стран, как Россия и США, диктуемая их опорной ролью в современном мире. По моему убеждению, при всех возможных сложностях и даже временных откатах, она предопределяет их конечное поступательное развитие и позитивный вектор движения в общих интересах. Когда-то в политической лексике было модным выражение: Россия и США обречены на отношения сотрудничества и взаимодействия. Думаю, что эти слова в полной мере актуальны и сегодня.



- В заключение нашей беседы. Что бы Вы хотели пожелать нашим соотечественникам, живущим в США - читателям газеты “Русская Америка”?

- Я всегда был преданным читателем газеты «Русская Америка». Мне нравился профессиональный уровень редакции и корреспондентов. Импонировал рабочий стиль, стремление к объективности, злободневности, искреннему сопереживанию с происходящим. Всегда обращали на себя внимание доброжелательность, настрой на содействие в решении проблем, реальная, а не показная предрасположенность к отзывчивости и отклику. Хотелось, чтобы газета и дальше набирала силу и популярность.

Ну, а мое личное пожелание к соотечественникам – быть ближе друг к другу, не забывать об исконно российском «чувстве локтя» и о сопричастности с нашей общей великой Родиной. За годы работы здесь я познакомился со многими замечательными людьми и воочию убедился, сколь душевно богата, талантлива и разнообразна российская диаспора. Успехов вам, дорогие соотечественники!

Успехов и Вам, уважаемый Николай Всеволодович, на любом дипломатическом посту, ведь личность дипломата, представляющего и защищающего интересы России и русских граждан, также как и личности президентов, играет порой определяющую роль в установлении добрых отношений с различными странами и всемирными общественными организациями!