Венец Безбрачия

Анатолий Клепов
       

Автор: Анатолий Клепов

В один из сентябрьских теплых вечеров я пришёл в мастерскую к своему другу, Григорию Потоцкому, всемирно известному скульптору. Он только что вернулся из Китая, где в городе Нингбо была установлена созданная им бронзовая скульптура Пушкина.
Как ни странно, но в тот вечер в мастерской не было никого, кроме близких друзей Григория. Вероятно потому, что это была пятница, и многие уехали отдыхать за город. Обычно у Григория собирается масса совершенно разных людей: журналисты, сценаристы, политики, дипломаты сидят вместе с домохозяйками, актрисами, инженерами и учеными. Здесь можно встретить внезапно забежавшего Шарля Азнавура, писателя Пауло Коэльо и очаровательную актрису Наталью Андрейченко. Все встречи происходят настолько непредсказуемо, что даже привыкший к таким визитам Григорий сам не перестаёт удивляться. В одной из комнат мастерской находятся бронзовые бюсты известнейших людей мира. Я называю Григория «скульптором философии». Каждое его произведение содержит глубокий психологический анализ современной жизни и бытия. Скульптор хочет помочь людям обрести уверенность в себе, разобраться в своем внутреннем мире и изменить его, чтобы стать гармоничным к окружающим его людям. Григорий Потоцкий считает, что доброта позволит людям жить без войн, насилия и жестокости. Это понятие являет основной идеей Международной Академии Доброты Григория Потоцкого. Мир хрупок, как «зонтики» одуванчика, которые могут разметать даже слабое дуновение ветерка. Мы должны бережно беречь нашу дружбу, чтобы не происходили конфликты. Это философский смысл его скульптурного символа доброты «Одуванчик». Он установил его в Эстонии, Латвии, Австрии, в Украине и планирует установить по всему миру.
В мастерскую к Григорию часто приходят женщины, которые испытали личную трагедию в своей жизни. Он рисует их портреты и, как уверяют сами женщины, после этого их жизнь меняется. Некоторые нашли родственную душу и вышли замуж. Я в это слабо верил, но, к моему удивлению, в мастерской Григория я встретил несколько таких женщин. Когда я с ними разговорился, они подтвердили это. Одна из них познакомилась с популярным канадским фотографом, который увидел эту женщину через объектив своего фотоаппарата и женился на ней. Они счастливо живут вместе уже больше десяти лет и путешествуют по всему миру, создавая чудесную галерею фотоснимков. Удивительно, когда я рассматривал фотографии этой женщины, сделанные её мужем, я не мог поверить в то, что это она, такой сказочно прекрасной она выглядела. Её муж каким-то волшебным образом воспроизводил на фотографиях её внутренний образ, который раньше только он видел.
  В тот вечер Григорий много рассказывал о Китае, который потряс художника. Все его стереотипы, прежние представления испарились. Жить в век Интернета, и ничего не знать о Китае…Так быть обманутым! Вот, что удивило художника. Он ожидал увидеть огромные массы китайцев, несущихся на велосипедах, пыль, грязь, попрошаек, услышать зловоние тысяч бомжей, чудовищный вид которых контрастирует с памятниками культуры и истории. А увидел, как он метко выразился,: «девять Нью-Йорков». Все города застроены небоскребами по законам фэн шуй. Необыкновенно чисто. А как приветливы, как благожелательны люди, которые никуда не спешат с раннего утра! Уже на следующий день после открытия скульптуры Пушкина в чудесном парке на фоне памятников древней китайской архитектуры на огромной площади перед театром собрались сотни людей, которые под музыку чародействовали со своими мечами, веерами, выделывая немыслимые па. Если бы Пушкин смог все это увидеть, он, возможно, подумал бы, как мудро китайцы устроили свою жизнь. Какое чудо - установить памятник величайшему русскому поэту на берегу реки, на фоне великолепного здания Гранд театра. На огромной площади только два памятника:: Александру Пушкину и «Давид» Микеланджело. Какое блестящее соседство! Сердце художника трепетало от счастья. Осуществилась его самая заветная мечта: установить памятник в центре семимиллионного города, притом в стране, где не ставят памятники иностранцам. Нужно учесть еще и тот высокий уровень, на котором проводилось это мероприятие: на открытии памятника присутствовали представители правительства города и российского посольства.
 В Китае нет нищих людей. Все где-то работают, дети помогают родителям, те в свою очередь - детям. Пожилая китаянка радуется победе своих спортсменов на Олимпиаде так же эмоционально и искренне, как юный фанат спорта.
…Незаметно разговор перешел к философии Конфуция. Месяца два назад большая делегация пекинского философского института им. Конфуция приезжала к Григорию, и мы весь вечер обсуждали то, как через полторы тысячи лет идеи великого китайского философа могут быть так же актуальны, как и сейчас. Потом мы обсуждали загадочное воздействие буддистских лам на судьбу человека и реально ли это. Григорий рассказал, как иногда в его мастерскую заходят женщины, судьба которых обрекла их на унылое одиночество. Они никак не могут выйти замуж. Хотя они привлекательны, и некоторые из них добились высокого положения в бизнесе или искусстве, но долгожданного счастья так и не обрели. Я поинтересовался, почему он Григорий верит в то, что, когда он рисует портрет женщины, её судьба может измениться. Ведь даже известный портрет Дориана Грея не изменял судьбу героя, а только отражал его пороки. Григорий объяснил, что после написания портрета, женщина начинает понимать, что она – произведение искусства, что Творец, создавший ее - величайший Художник. Через творчество Григория она осознает свое Божественное происхождение, что и дает ей те самые силы к изменению, благодаря которым она любит, и любят ее.
- Это что-то из области изменения формы «Венца безбрачия», когда разного рода целители, как они утверждают, могут развернуть этот венок в другую строну, тем самым прекратить действие этого заклятия, препятствующему женщине выйти замуж? – спросил я.
- Не совсем так, - ответил Григорий. - Моя картина заставляет женщину осознать свой внутренний мир и изменить его, что в свою очередь ведет к изменению восприятия этой женщиной окружающего мира.
- Значит, мы сами можем изменять свою судьбу? – спросил я у Григория.
- Судьба заложена в нас самих. Мы должны научиться управлять ею
- Но почему без твоей картины женщина не смогла бы это сама ощутить?
- Потому что я по-особому смотрю на женщин и помогаю им исправить их внутренние комплексы, которые мешают им духовно раскрываться и таким образом стать привлекательными для мужчин, – сказал Григорий.
- В словаре Ожегова объясняется происхождение слова «судьба». Оно происходит от слова «суд». – сказал я. - Так кто же судит людей? Может быть, «венец безбрачия» - это высший суд за какие-то деяния женщины?
Мы затронули интересную тему о том, как один человек может влиять на другого.. И каково влияние посторонних людей или сил на этот процесс? Как в любом философском диспуте, необходимо точно определить философские значения слов или определений. Мы с Григорием согласились, что в нашем понимании «Венец безбрачия» может означать то, что женщина не может найти такого мужчину, с которым может прожить всю жизнь, иметь детей и воспитывать их, быть счастливой и любимой. Кратковременные сексуальные связи в расчёт не берутся. Даже замужества, если они кончаются разводом, тоже можно рассматриваться как вариант воздействия «венца безбрачия».
Мы с Григорием вспомнили, что есть знахари, которые утверждают, что могут снять с женщины «Венец безбрачия», и тогда мужчины «увидят её», и она сразу же выйдет замуж. Интересные мнения о том, как мужчины выбирают женщину, чтобы вступить в брак. Бесспорным является утверждение, что браки заключаются на небесах. Но если вернуться к земному, то вначале отбросим меркантильные побуждения некоторых инфантильных мужчин, которые всегда хотят остаться в тени юбки своей матери, а в будущем - жены. Другие склоняются к тому, что мужчины любят глазами. Внешность женщины является определяющим фактором при выборе мужчины – утверждают другие.
Психиатры пишут о таинственной эротической внутренней энергии женщин. Мужчина, который подвергается её воздействию, по их мнению, должен немедленно жениться, так как у него возникает мощный инстинкт продолжения рода. Все наши философские рассуждения упирались в один вопрос: как мужчина определяет, какая женщина нужна ему для кратковременных сексуальных связей или для женитьбы. И что представляет собой тот анализатор, который определяет его выбор. Существует ли он?
Бесспорно, картины Григория помогали женщинам в трудные минуты. Каждый портрет, написанный художником, давал возможность женщинам более остро почувствовать свою индивидуальность и исключительность. Это формировало в ней новые силы, которые позволяли ей выбрать и главное распознать настоящего мужчину. Более того, Григорий, как опытный психоаналитик, всегда разъясняет женщинам не только их достоинства, но и недостатки, мешающие им в жизни. Ведь «венец безбрачия» - это не только то, что мужчина не может выбрать женщину, но и то, что женщина не может принять предложения мужчин. Совмещение индивидуальностей! Точное определение «свой» - «чужой».
Вот ключ, который снимает «венец безбрачия». Но как это осуществить? В современном индустриальном мире это – определяющий термин при построении любой надёжной информационной системы, в том числе банковской или военной. Биологические системы также имеют свои системы распознания. Самые сложные, как всегда, психологические. Но значительный прогресс психологии в этом вопросе за последние годы также продемонстрировал огромнейшее значение этого принципа в поведении человека. Человек, вероятно, имеет свой внутренний анализатор, который может распознавать уникальность людей совместимость их характеров.
Что же это может быть? Я предположил, что это голос человека и его способность к правильному формированию смысла слов. Естественно, внешний вид человека также очень важен, но он не является не определяющим фактором, для того чтобы люди связывали свои судьбы. Что такое одиночество? По-моему, одиночество похоже на старинный замок, где каждая деталь напоминает о прошлом и только свет из окон – о настоящем. У одиночества нет будущего. Только когда люди вместе, они создают будущее. Люди должны больше общаться друг с другом. Их слова, обращенные друг к другу, тончайшие интонации и тембр голоса откроют им внутренние тайны сознания избранника и помогут определить, правильный ли сделан выбор или нет. Вероятно, поэтому в гостеприимной мастерской Григория собираются такие на первый взгляд совершенно разные люди, но, общаясь между собой, они могут найти того, кого они так долго искали.