Запоздалое возмездие

Владимир Балычев
Где твой мундир, генерал,
Твои ордена, спина как струна.
Ты уже слышал отбой, просто дождь
Бьёт по крыше твоей, генерал.

В. Цой. «Генерал».

1.

Он ощутил запах полыни. Который заполнял каждый уголок, каждую складку одежды. Каждую пору кожи. Горький полынный дух, каким этот мир дышал с незапамятных времён своего призрачного начала. Он не мог вспомнить собственного имени. Но уже знал, что этот миг – та грань, что отделяет его от ледяного безмолвия вечности. Мститель очнулся. Он заново обретал чувства, утерянные за него кем-то, кто давно остался за порогом вечной тишины.
Тёмный коридор с закопченными стенами, упирающийся в массивную дверь, обитую свинцом. Она слегка приоткрыта. Через щель по полу стелется клин желтоватого света, указывая Мстителю дорогу. Он не смотрит назад. Он уже знает, куда сделать шаг. Воспоминания той, иной личности за доли секунды пронеслись в мозгу подобно вспышке от ядерного взрыва.
Он вновь узрел то, о чём желал забыть. Но призракам былого нет обратной дороги. Его передернуло от вида разрушенных городов и сожжённых селений, заснеженных полей, усеянных кусками тел, сражений и казней, в которых он участвовал и которыми руководил. Страницы прошлого, которые не сотрут и столетия. Он помнил то время, когда он видел кровь и пепел, слышал крики и рыдания, вдыхал дым пожарищ и горький миндаль цианида. Милосердие, оцепенев, молчало в тот миг, когда говорило оружие. И это была его война. Но не он её начал…
Дверь, тем временем, медленно раскрылась, ударив по глазам ярким светом. Когда Мститель опомнился, то увидел на пороге силуэт невысокого пожилого мужчины. Его лица не было видно. Когда незнакомец попросил следовать за ним и повёл Мстителя по лабиринтам узких, обвитых проводами коридоров, тот начал составлять хаос видений в единую картину памяти и понял, куда он попал. И что этому предшествовало.

2.

- Кто здесь!?
Она резко обернулась, услышав шорох за спиной. Её рука сжала пистолет.
- Выходи! Кто бы ты ни был. Иначе я выстрелю.
Алёна пожалела, что не взяла с собой фонарика. Страх пробежал по её коже. Снаружи уже вечерело. Свет с трудом пробивался между трухлявыми досками заколоченных окон. Она медленно пробралась обратно в коридор. Справа чернела распахнутая дверь одной из комнат. Возможно, это была кладовка. Может быть, там остался запас консервов. Хотя, вряд ли. Хозяева всё забрали при эвакуации год назад. И теперь едва ли сюда вернутся. Но Алёне было не до этого. Кто-то притаился поблизости. Она оглядывалась по сторонам, выставив перед собой ствол.
- Алекс, это ты? Нечего прикалываться, недоумок. Все твои шутки тупые, если ты ещё не заметил.
Через секунду Алёна услышала из-за плеча гнусавый шёпот:
- Я призрак этого дома, сестрёнка. Отдай мне свою кровь. У-у.
- А может тебе ещё чего дать, етить-колотить, - Алёна с облегчением опустила пистолет. – Ты меня напугал. Я думала здесь прячется кто-то из вариков.
На лице её брата Алекса застыла идиотская ухмылка. Но Алёна давно привыкла к его выходкам. В их отряде он любил над всеми подшучивать и считался душой компании. А в боях всегда готов прикрыть спину другу.
- Ты за мной следил, что ли?
- Нет, меня Влад просил тебя найти. Видимо устал без женского общества.
- Подождёт. Я здесь нашла кое-что интересное. Пошли на крыльцо. Я тебе покажу.
Снаружи их встретил алый свет заката. Заброшенный дачный посёлок погружался в первозданную тишину. На опустевшие дома и сараи опускались тени гор. Их отряд расположился здесь на ночёвку. Чтобы с восходом солнца вновь раствориться в лесах.
- Ну давай, показывай. Не томи.
Лицо Алекса выражало любопытство.
- Жена тебе будет давать. По большим праздникам.
 Алёна запустила руку во внутренний карман куртки и достала предмет, завёрнутый в серую тряпку. Она положила его на перила крыльца.
- Что же там? – произнёс Алекс.
Но прежде чем они успели его развернуть, вблизи послышалась пальба и земля под ногами вздрогнула от взрывов. Донеслись крики: «Все в укрытие! Варики нас выследили!». Алёна увидела, как бойцы их отряда перебежками отходят в глубь дачного посёлка и занимают круговую оборону. Она схватила свёрток и вместе с Алексом кинулась бежать туда, где рассчитывала найти укрытие. Со стороны заросших лесом горных склонов летели пули и мины. Случилось то, чего все они боялись больше всего. Карательный отряд мятежной армии генерала Варламова вышел на их след. Партизанам Владислава Плахина предстояла тяжёлая ночь. Утомлённым дневным переходам парным и девушкам предстояло идти на прорыв. Пока кольцо окружения ещё не захлопнулось. Пока есть шанс скрыться в тайге. Но до утра доживут немногие… Алекс уже никогда не узнает, что было в том свёртке.

3.

Узкую, убого обставленную каптёрку освещала только тусклая лампочка, свисающая с потолка на длинном проводе. Где-то вдали грохотал генератор. Они сидели за пыльным деревянным столом. Пожилой мужик в поблекшем генеральском мундире, накинутом на голое тело, поднял из-под стола початую бутылку коньяка. На этикетке уже ничего нельзя было прочесть. Протёр стаканы. Его гость с ледяной безмятежностью смотрел ему в глаза. Мужчина в мундире грустно ухмыльнулся. В прежней жизни враги не могли представить друг друга за одним столом. Этот умирающий мир стал их последним прибежищем.
- За свою жизнь, парень, я слышал немало подобных историй. А ещё больше повидал сам. Не рассчитывай меня удивить. Жизнь нас обоих поимела.
- А моя жизнь давно стала прахом, - произнёс Мститель. – И во многом спасибо вам, товарищ Варламов. Прошлое мертво, нет ничего кроме памяти. Но оно может вернуться к тебе болью затянувшихся ран. Тебя не посещали подобные мысли, Егор Иванович?
- От прошлого проку, что с козла капусты. Ты сам видишь кто я теперь. Но я знал, что ты придёшь за мной. Память – худшее, что есть у человека. Ты бы знал, как я мечтаю обо всём забыть.
Он налил себе и сумрачному гостю коньяк. За оконцем переливалось фиолетово-алое небо. Его свет играл в стекле гранёных стаканов. Лицо генерала было бледно-серым. Он уже не был тем несокрушимым героем, что наводил ужас на всех князьков-самозванцев рухнувшей державы одним своим именем. Что заставило их, в конце концов, сплотиться против него под общим знаменем.
Генерал расстегнул весящую на поясе кобуру и небрежно положил на стол пистолет ТТ.
- Жаль, приятель, нельзя им в русскую рулетку сыграть. А ты б хотел?
Мститель ответил ледяным молчанием. Затем пошарил в кармане камуфляжных штанов и достал старый револьвер-наган. Повертел в руках, осмотрел, на сколько это возможно при слабом свете, протёр тряпочкой.
- Ну что, сынок, хочешь меня грохнуть? Давай! – Варламов спокойно распахнул на груди мундир. – Или всё ж сыграем? Кто первый? На камень-ножницы разыграем?
От его обречённой злой улыбки любому бы стало не по себе. Но не мстителю. Тот лишь протёр ствол и неторопливо опустил его на стол рядом с оружием своего врага. Генерал приободрился.
- Значит, ещё хочешь узнать про тот свёрток? Я расскажу свою историю. Надеюсь, тебе тоже будет интересно.

4.

Золото осени. Как в тот день, когда я расстался с той, кого считал единственной. Как в тот раз, страницу нельзя вырвать. Но можно перевернуть. И как в тот раз, но уже не в том старом скверике, меня скрутила смертная тоска. Всё впустую! То, во что я верил и за что боролся - обращённые в прах иллюзии. Что остаётся? Жить, не смотря не на что.
Но из тоскливых дум меня вывел голос адъютанта.
- Товарищ генерал, противник уже готовится в атаке. Все ждут ваших приказов.
После того, как войска Сибирской конфедерации, отклонив предложение о союзе, ударили по нам с тылу, стало ясно, что Екатеринбург придётся оставить. Под свинцовым небом стелился асфальт взлётной полосы, за которым громадой стальных конструкций строения военной лаборатории. Этот полигон давно заброшен. Лишь немногие знающие люди предпочитают молчать о его назначении и о тех загадочных опытах, которые там проводились. Вдали уже слышна стрельба из миномётов. Ко мне стремительно надвигалось возмездие. Однако я не собирался отказаться от этого последнего шанса перехитрить судьбу. Как в том зимнем лесу под Обоянью. И перед уткнувшимся в снег лицом трупом майора Сергея Зайцева. Которому я всадил в затылок пулю из тэтэшника. Я не мог позволить ему попасть в руки настигающих нас патрульных…
Как и тогда, назад дороги нет.
Он был небольшого роста, тощий, с небольшой лысиной на круглом черепе. Его глаза лихорадочно бегали. И постоянно что-то бормотал. О каких-то пространственно-временных коридорах.
- Я здесь служил… очень давно, но всё помню… за разглашение – расстрел… долго потом мыкался с бумажками…
Признаться честно, мне не хотелось вникать в этот бред. Но он знал то, что могло мне пригодиться. Он вёл меня и шесть моих офицеров по ржавым коридорам бункера.
- Портал можно открыть только тому, кто обладает способностями пси. Когда мы вели эти разработки, нам очень сгодилась методика, какой пользовались сибирские шаманы. В частности, магия крови. Сначала подопытными кроликами были зеки, а затем…
- Можешь не продолжать. Скажи только, можно ли это сделать в ближайшие 48 часа? Ведь ты, дедок, небось, заметил, что твориться снаружи.
- Я попробую, если вы предоставите мне материал. Вы знаете, о чём я говорю. Тогда всё будет готово.

5.

- Надеюсь, что тебе не нужно пересказывать картины, которые нам открылись в те последние мгновения. Это лучше забыть. Да ты и сам всё знаешь. Недаром ты пришёл за моей душой. Но вечное одиночество не самое страшное из того, что ждёт тебя за гранью… Невозможно спастись от самого себя.
- Это так. А ещё труднее осознавать, что рядом нет тех, кого ты любил. Как и тебя самого. Я – только тень того, кто пал в том потустороннем мире, где нам обоим нет места. Мы трупы. Наша месть друг другу свершилась той ночью, когда Алекс погиб, а Алёна попала к вам в плен. В том мире прошли целые эпохи, а моя боль осталась. Что мне с тобой делать, генерал?
- Да что хочешь. Раз я давно труп. Но у меня остался тот свёрток.
Генерал вынул предмет из-за пазухи и положил на стол.
- Сам развернёшь?
Через миг лицо старика застыло, из уголка губ заструилась кровь. Он молча сполз на грязный пол. Из его спины торчал нож. За спинкой его стула из тени показалось женское лицо. Мститель узнал в ней Алёну.
- Сколько лет я ждала этого момента.
- Ты ушла вместе с ним? – удивлённо, но с отрешённым спокойствием спросил Мститель.
- А что мне оставалось? Для открытия прохода нужен был пси. А я была такой, во мне кровь шаманов. Но мне жалко Алекса. Он не знал, что я тайно работаю на хунту.
Она развернула свёрток…