Билет в один конец 4 глава

Владимир Чантуридзе
 Спустя три недели Александр разгуливал по Пикадилли с видом человека, которому все нипочем.Перстень был продан, за вычетом комиссионых у него было немногим больше ста сорока тысяч фунтов стерлингов.
-Я богат,-эта мысль заставляла его внутренне улыбаться,-вернусь домой, обязательно открою какое-нибудь дело.Возьму в него Валерку с Мишкой, Андрея.Взял бы даже Серожа, если бы он не переехал в Москву.
 При мысли о Сергее Александр чуть не расхохотался.
-Б’гат, б’гат,-а сам туда же, лез к Анне,-Сергей картавил, Александр мысленно передразнил его.
Он проходил мимо бара.
-Надо отметить успех предприятия!Да здравствуют знания и идея!-Александр был в великолепном настроении.
Он вошел в бар.Сел на свободное место за стойкой.Негромкая, ненавязчивая мелодия звучавшая в баре, наводила на грусть.
-Русскую водку,-сказал Александр подошедшему молодому бармену крепкого телосложения.
-Я ирландец,-сказал ему сидевший рядом широкоплечий, рыжий с веснушками подвыпивший мужчина лет тридцати семи-тридцати восьми, с вызовом глядя на Александра.
-Устроить драку в баре, в Лондоне?!Полиция, допросы,спросят о деньгах, откуда их столько у бродяги с Востока?Упекут за решетку, это не Хоста.
-Я уважаю ирландцев, вы дали миру Брэддока.Он был самым храбрым боксером в мире, -сказал Александр.
-Ты прав,- расцвел ирландец.
-За Ирландию,-добавил он поднимая стакан с виски.
-За Грузию,-ответил Александр, поднимая свой стакан.
-Где это?-спросил ирландец.
-Шеварднадзе.
-Понял.За Ирландию и Грузию.
Они выпили.
-Я угощаю.Что будешь пить?-спросил Александр ирландца.
-Виски...
 Через полчаса подвыпивший Александр рассказывал ирландцу историю своего города.Он говорил с ним как д’Артаньян с Монком, на всех известных ему языках: с грузинского перескакивал на русский, случалось вставлял бранное слово на азербайджанском или на армянском, и только тогда, когда у пьяного ирландца был слишком непонимающий, молящий взгляд, который говорил:объясни, что ты говоришь?-переходил на английский на минуту, другую.Потом все возвращалось на круги своя, до следующего вопросительного взгляда ирландца.
-Моему городу три с половиной тысячи лет!Моему Рустави!Ты понимаешь это?Его основали в Бронзовом веке.Ученые знают о Рустави Бронзового, Железного веков.Им известен Рустави в Средние века-у них большой материал, находки этих эпох.Но Рустави Античного времени им неизвестен.А мне известен, ирландец,-с лукавой усмешкой добавил Александр.
-Не знаю,-с грустью добавил он, после недолгого раздумья,-не знаю, имел я право так распорядиться своим знанием.Бог рассудит меня.Может он будет милостив, ведь я сделал это ради семьи, ради того, чтобы вернуть ее и помочь друзьям...
-О чем я говорил?!-через минуту продолжил Александр,-об ученых, ничего не знающих об Античной эпохе Рустави?!Они даже предполагают, что город уничтожили киммерийцы во время своего вторжения в Закавказье, в седьмом веке до нашей эры, что именно поэтому жизнь в Рустави прекратилась до раннего Средневековья как она прервалась во времена монгольского владычества.То есть киммерийцы сделали то, что сделал Беркэ-хан много веков спустя.Это неверно, ирландец, Рустави жил в Античное время, я доказал это,-рассмеялся Александр, долгие месяцы одиночества, молчания вместе с выпивкой развязали ему язык.
Он достал сигарету из пачки, щелкнул зажигалкой,затянулся и продолжал:
-Да, насчет киммерийцев:хочешь, я назову тебе слово, которому по меньшей мере двадцать семь веков?Знаешь как звали киммерийцев в древности?Их звали гимирра,ирландец.Это был могучий народ, великаны крепкого телосложения.Они захватили все Закавказье.В Азербайджане, в Мингечаурском кургане был захоронен их вождь. Измерили скелет, рост вождя был два метра триннадцать сантиметров.Это без семи сантиметров рост Ткаченко.По-грузински слово "гмири" означает герой.Но раньше, много веков назад оно имело значение - великан, исполин.Улавливаешь связь с «гимирра», киммерийцами,ирландец?!Гениальный Пиотровский вывел этимологию этого слова...
-Ты слыхал о Беркэ-хане?-вернулся Александр к монголам,-то были тяжелые времена для Грузии, да и не только для Грузии, не говоря уже о Рустави.То было время монгольского владычества, тринадцатый век.Вот тогда-то мой город прекратил свое существование.Среди монголов вспыхнула междоусобица.Чингиз-хана давно не было в живых, который железной рукой усмирял непокорные племена.Тогдашний царь Грузии, кажется это был Давид Улу-так звали его монголы, что значит "младший",-на секунду задумался Александр,-вытянул из колоды не ту карту, по крайней мере для Рустави.
Он взглянул на ирландца-тот осоловело смотрел перед собой.
-Виски моему другу, мне водки,-Александр окликнул бармена.
Тот налил им.
-Давид поддерживал противников Беркэ-хана.Свирепый монгол вторгся в Грузию, сжигая все на своем пути.Он подошел к Рустави.Началась осада.Была весна.Кура разлилась.Ты не видел Куры в половодье?-Александр взглянул на ирландца.
-Откуда ты мог ее видеть?!-с усмешкой продолжил он,-она опасна для пловца даже летом когда мелеет.Она стремительна и коварна, это горная река, она не щадит никого, сколько жизней унесла она!Теперь представь ее весной, ирландец!
Александр щелкнул зажигалкой, прикуривая новую сигарету.
-Тем временем Беркэ осадил Рустави. Грузинское войско, войско Давида, с противоположного берега следило за осадой.Ни Беркэ не мог переправиться через Куру, ни царь пересечь бушующую, бурлящую реку, чтобы спасти Рустави...Монголы ворвались в пылающий город.Рубились везде:на крепостных стенах, в проломах, позже сеча переместилась на улицы города. Грузинское войско со скорбью наблюдало за битвой.Город погибал...Ты знаешь ирландец, я не осуждаю их.Отец научил меня плавать когда мне было пять лет.Все детство я провел на Куре.Даже я не рискну переплыть Куру в половодье, вернее рискну и переплыву, но переплыву без чего-либо, налегке.А что такое воин без меча и доспехов?Они не могли переплыть.Я спас немало утопающих в той же Куре на своем веку, но весенняя Кура даже на меня наводит отторопь...
-Рустави был сожжен дотла, но он спас Грузию,-продолжил Александр, отпив из стакана,-слишком дорогой ценой обошлось монголам взятие города, к тому же по легенде Беркэ получил смертельную рану в этом сражении, татары покинули Грузию...А знаешь, как ученые определили дату, день падения Рустави?
-Что?-переспросил ирландец.
Александр повторил вопрос по английски.
-Нет,-покачал головой его собеседник, вернее слушатель вполуха.
Надо отдать должное Александру, ему было все равно- слушает его ирландец или нет, он говорил, чтобы говорить, слишком долгим было его одиночество.
-По обожженной крашенной яичной скорлупе, которую нашли археологи.Он был сожжен в воскресенье, на пасху.Историки прозвали этот день кровавой пасхой...Увы, городу не суждено было восстать из пепла, подобно Фениксу.Жизнь в нем захирела., захирела настолько, что Епископ Руставский перенес свою резиденцию в Марткопи-большую деревню в нескольких километрах от Рустави..
-Что ты говоришь?О чем ты говоришь?-переспросил ирландец,-Александр опять говорил не по-английски.
Надо сказать, что Александр не любил говорить на языках, которые не знал в совершенстве.Он прилично говорил на английском, но говорил только тогда, когда надо было получить работу в Греции, или отвечать на вопросы сотрудников аукциона. Он признавал общение только на языках, которыми владел в совершенстве.Только такой разговор он считал полноценным.
-Много позже, захватившие Восточную Грузию персы,это было, если память мне не изменяет, в восемнадцатом веке, посадили на престол царя-мусульманина.Он построил дворец, заново отстроил крепостные стены в Рустави.Возвел огромную баню-до сих пор видны ванны, бассейны, прекрасно отштукатуренные.Там царь трахал своих жен, наложниц- наилучшее место, чтобы предаваться любви.Я даже помню медные трубы водопровода, я помню их с детства, мы постоянно играли на крепости в войну. Их выломали позже, в наше время, во время бума цветных металлов...
Сменивший его царь-христианин,Вахтанг VI чтобы уничтожить память о царе-вероотступнике, приказал взорвать дворец вместе с банным комплексом-рассадником порока.И совершил глупость, ирландец, разве можно уничтожать красоту?!А насчет блуда в бане-самые лучшие воспоминания у меня связаны с любовью, когда принимал душ с женщиной, которая приезжала ко мне в армию, хотя в армиии все кажется преувеличенным.
-Как ее звали?-спросил ирландец, уловивший последнюю фразу, Александр произнес ее по-английски.
-Кого?
-Женщину?
Александр рассмеялся.За ним стал смеяться ирландец.Смех перешел в хохот до слез, как часто бывает с людьми в подпитии.
-Не твое дело, нельзя называть имена женщин которых любишь, вернее с которыми занимаешься любовью, джентльмены так не поступают,-сказал Александр немного успокоившись,-но ты хитер, ирландец, задаешь нескромные вопросы с невинным видом,-снова рассмеялся Саша.
-Про что я говорил?-спросил он сам себя минутой позже,-ну осталось совсем немного.В середине века Сталин распорядился построить город на месте древнего Рустави.Так что Рустави современный построен там где был Рустави древнейший.
-Налейте нам,-позвал он бармена.
-Вам налью, ему нет,-ответил бармен.
-Понимаете, я хочу произнести тост.Пить в одиночестве у нас не принято.Ну, налейте ему хоть немного.
-Исключено,-отрезал бармен.
Ирландец стал клясться, что сможет выпить сколько угодно виски, хоть кварту.
-Тебе хочется в полицию?
-Нет.
-Тогда отправляйся домой,-привыкший к таким сценам бармен не терял хладнокровия.
-Хорошо, ухожу,-пьяный мозг ирландца осознал опасность, он сполз со стула.
-Постой, я провожу тебя, только заплачу за выпивку,-сказал Александр,-он был благодарен ирландцу за компанию, которую тот ему составил.
-А можно мне выпить с вами?-кто-то по-русски спросил рядом.
В изумлении Александр обернулся на голос.Рядом с ним сидела высокая, миловидная блондинка с ярким макияжем лет двадцати пяти-двадцати семи.Глубокое декольте позволяло видеть красивую,чуть дряблую грудь.Оценивающий взгляд женщины говорил о ее профессии лучше любых слов.
Ирландец, повинуясь повелительному жесту бармена, поплелся к выходу.Александр забыл о нем, он продолжал с удивлением смотреть на женщину.
-Вы говорите по-русски?-идиотский вопрос, ведь она обратилась ко мне по-русски,-подумал Александр.
-Я из Латвии, меня зовут Лена.
-Вы работаете в Англии,-еще один идиотский вопрос, под пару к первому,здорово же я надрался,-с неудовольствием подумал Александр.
-Да, работаю,-в глазах Лены появилась легкая усмешка.
-Меня зовут Александром.Вы позволите угостить вас?-спросил он.
-Я выпила бы мартини.
-Мартини даме,-Александр позвал бармена.
Себе он ничего не заказал, сказалась привычка не напиваться в чужой стране,своеобразный инстикт самосохранения.Точно так же было в Греции, где Алесандр выпил раз, другой, не больше и при этом знал меру.
-А вы не выпьете?-спросила Лена, томно глядя на него.
-Нет, я и так уже хорош,-улыбнулся он.
-У вас есть дети, Лена?-этот вопрос сам собой вырвался у Александра, он вспомнил свою семью.
Стальной блеск появился в глазах женщины.
-Понимаете, у меня двое детей, я не видел их долгое время.Я очень скучаю по ним.
Лена взглянула в лицо Александру, взгляд ее смягчился.
-Дочь пяти лет.Она в Риге у мамы.
-Что я делаю здесь?!Надо возвращаться, бежать отсюда,-мелькнула мысль.
Александр подозвал бармена и расплатился.Потом сунул Лене в руку несколько пятидесятифунтовых купюр со словами:
-Купи что-нибудь дочери.
Александр пошел к выходу. Лена последовала за ним.
-Александр, Саша,-позвала она его на улице,-может вы зайдете ко мне?У меня есть хороший кофе,-она потупилась на мгновение, но через секунду посмотрела ему в глаза и добавила:
-Спасибо вам.Вы хороший, не такой как другие...Этот визит не будет вас ни к чему обязывать...У меня правда есть хороший кофе,-улыбнулась она.
-Спасибо, но я тороплюсь.Я тороплюсь к моим детям, Лена,-сказал он пожимая ей руку.Она ответила на рукопожатие.
-Беги отсюда, уезжай из этого ада, поезжай к дочери,-Александр поднял руку проезжавшему мимо такси.
Он уселся в такси.Александр назвал адрес банка.По дороге купил небольшую спортивную сумку.Вскоре он был в банке.Снял деньги со счета, уложил их в сумку и вышел на улицу.Пошел дождь.Александр с наслаждением подставил дождю разгоряченное лицо.Прохладная влага прогнала опьянение.Александр взглянул на часы-было около пяти. Он снова поймал такси и вернулся в отель.Вошел в номер. Взял в руки купленный раньше путеводитель по Лондону с так необходимыми туристу адресами и телефонными номерами.В номере не было телефона и пришлось спуститься к портье.Набрал номер авиаагенства.
Трубка ответила приятным женским голосом.
-Скажите,когда ближайший рейс на Стамбул?-спросил Александр.
-В 23-30, сэр.
-Я могу заказать билет?
-Разумеется.Билет в один конец, сэр?
-Билет в один конец?!-задумчиво повторил Александр.
 Тут лицо его просветлело:
-Конечно, без сомнения,билет в один конец, мисс,-чуть ли не прокричал он в трубку.
-Минуту, сэр.
-Именно в один конец и это счастье, что не нужно обратного билета,-сказал Александр по-грузински, на радостях он говорил сам с собой.
-Простите?
- Это я не вам.
Александр продиктовал по буквам свою фамилию.Женщина приняла заказ.Александр повесил трубку.
-Надо заказать такси,-подумал он.
Александр заказал машину на 22-00. Поднялся в номер.Переложил деньги в сумку, захваченную из дома.Тысячу фунтов положил в карман.Поверх денег уложил кое-что из одежды вместе с томом Платона.Сумка была полна.Александр закрыл ее, затянув молнию.Часть одежды и зонтик остались неупакованными.Все это сложил во вторую сумку и затолкал ее под кровать.Потом принял душ в номере, остатки опьянения улетучились.Он лег в постель, поставил маленький будильник на половину десятого и заснул...
В половине десятого он проснулся, будильник работал безотказно.Александр оделся.Прошел в ванную,вычистил зубы, чтобы отбить запах спиртного...Когда закончил сборы, было без десяти десять.Запер дверь и спустился вниз.Сдал ключи.
-Благодарю вас,-сказал он портье,тщедушному человечку лет сорока с небольшим с гнилыми зубами,-я прекрасно отдохнул в вашем отеле.В следующий приезд снова остановлюсь у вас.
-Черта с два,-мысленно добавил Александр.
Ему не нравился отель и больше всего бегающие глаза портье.
Тот поблагодарил Александра и Саша вышел на улицу.По-прежнему лил дождь.Такси не было видно.Взор Александра был прикован к концу улицы, откуда должно было появиться такси.Поэтому он не заметил высокого мужчину в куртке с накинутом на голову капюшоне, который целился в него из пистолета с глушителем из подворотни дома напротив.Раздался хлопок, что-то ударило Александра в грудь, ноги подкосились и он сполз вниз.Он сидел на тротуаре, упираясь спиной в стену гостинницы.
-Опять я без парабела, как в Рустави, на мосту,-неукротимый дух говорил в Александре,-что это, короткая линия жизни, или Бес?!Пролитая кровь взывает к крови...
Александр не мигая,с усмешкой смотрел на приближавшегося стрелка, смотрел так, как мужчины в его роду смотрели в глаза смерти: как смотрел его дед, национальный гвардеец, когда сражался с дашнаками, позже с Одиннадцатой армией; его дядя, погибший в далекой России, когда поднимал свою роту в атаку; его старший брат,нашедший в себе мужество уыбнуться перед смертью, подобно своим любимым героям Ефремова...
-Увижу я их?Скоро узнаю,-Александр думал о родных ему людях.
Он смотрел на приблизившегося киллера, но взгляд его был устремлен в далекое детство.Лицо Александра озарилось доброй, по-детски счастливой улыбкой.Перед мысленным взором предстала картина-он со старшим братом плавает в Куре, перед дамбами. Течение изо всех сил бьет по дамбам, но отброшенное назад не менее могучим железобетоном, рыча, бурля, образует огромный водоворот, как-будто собирается с силами чтобы вновь обрушиться на дамбу, имевшую наглость преградить воде путь, бросить вызов самой Куре...
Братья носятся в водовороте и когда он несет их на дамбу сердца замирают от страха смешанного с восторгом ,кажется что еще секунда и они разобьются -они инстинктивно выставляют ноги вперед, чтобы смягчить удар, но в последний момент крутель уносит их в сторону из-за встречного течения из-под дамб.Они смеются, даже гоняются друг за другом.А отец, ловящий рыбу выше по течению грозит им кулаком, приказывая выйти из водоворота...
-Я иду брат, я иду,-прошептал Саша, счастливая улыбка не сходила с его лица.
Подошедший вплотную киллер с изумлением смотрел на истекающего кровью, улыбающегося Александра.Он выстрелил в грудь. Впервые за свой промысел наемного убийцы он произвел контрольный выстрел не в голову.У него не поднялась рука выстрелить в улыбающееся лицо Александра.Убийца подхватил сумку и зашагал прочь...
 Кровь струилась из ран.Та самая неугомонная кровь, которая заставляла Александра любить женщин,бросаться очертя голову в авантюры, таскать стокилограммовые куски говядины в трудные для семьи времена в Греции на адской работе, где люди запросто сходили с ума.По-прежнему не прекращаясь лил дождь...